Сотрудники университета Турина Ливио Биольо и Руджеро Пенса опубликовали список главных фильмов и людей в истории кино, составленный на основе оценки их влияния. Для создания рейтинга ученые использовали базу сайта IMDb, на котором пользователи могут указывать связи между фильмами — их влияние друг на друга, цитаты, отсылки и так далее.
Биольо и Пенса отталкивались от того, что обычные способы ранжирования кино имеют очевидные изъяны. Сборы в прокате слишком сильно зависят от нехудожественных факторов, в том числе маркетинга, актерского состава, ситуации в экономике; кроме того, сборы в кинопрокате становятся все менее релевантными из-за развития видеосервисов. Оценка кино профессиональными критиками, в свою очередь, слишком субъективна и нередко отдает предпочтение фильмам, которые обладают выдающимися художественными и смысловыми особенностями, но непривлекательны для широкой аудитории.
«Мы основывались на том, что на успешный фильм — неважно, по экономическим или художественным показателям — вероятно, будут ориентироваться последующие фильмы: или чтобы отдать ему дань, или в попытке повторить выдающийся результат», — заявили ученые.
Ученые признали, что и их метод оказался не универсальным, и исследование можно считать релевантным в первую очередь для западной культуры. Дело в том, что IMDb — англоязычный сайт, где внимание пользователей сконцентрировано на американских и европейских фильмах; подавляющее число попавших в рейтинг фильмов оказались американскими.
Ученые взяли базу из 47 тысяч фильмов, снятых в 1920-2010 годах, и построили сеть связей между ними, чтобы определить картины, которые «могут считаться источником вдохновения для других». Данные они обрабатывали с помощью инструментов раздела математики, изучающего свойства графов. Из выборки были исключены короткометражные фильмы, а также кино для взрослых. В первую двадцатку попали только фильмы, снятые до 1980 года; большинство было снято до 1940-го.
- «Волшебник страны Оз» (1939, США)
- «Звездные войны» (1977, США)
- «Психо» (1960, США)
- «Кинг-Конг» (1933, США)
- «Космическая одиссея 2001 года» (1968, США и Великобритания)
- «Метрополис» (1927, Германия)
- «Гражданин Кейн» (1941, США)
- «Рождение нации» (1915, США)
- «Франкенштейн» (1931, США)
- «Белоснежка и семь гномов» (1937, США)
- «Касабланка» (1942, США)
- «Дракула» (1931, США)
- «Крестный отец» (1972, США, Италия)
- «Челюсти» (1975, США)
- «Носферату. Симфония ужаса» (1922, Германия)
- «Искатели» (1956, США)
- «Кабирия» (1914, Италия)
- «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964, США и Великобритания)
- «Унесенные ветром» (1939, США)
- «Броненосец Потемкин» (1925, СССР)
Аналогичным образом Биольо и Пенса составили рейтинг самых влиятельных режиссеров (они исходили из того, что именно режиссер принимает решение о включении в картину отсылок к другим фильмам). Верхняя часть списка оказалась своеобразной: из восьми лидеров пятеро — режиссеры «Волшебника страны Оз» (остальные трое — Альфред Хичкок, Стивен Спилберг и Стэнли Кубрик), а первые два места заняли Джордж Кьюкор и Виктор Флеминг, которые помимо «Волшебника страны Оз» снимали «Унесенных ветром». Наиболее удивительным авторы считают попадание в первую двадцатку Джеймса Кэмерона, карьера которого началась только в 1980-х.
Ученые также разработали метод оценки карьер режиссеров, актеров и актрис. Они распределили фильмы по влиятельности за каждый год и стали раздавать участникам съемок очки по «олимпийской системе»: «золото» — за участие в фильме, который входит в 5% самых влиятельных, «серебро» — за фильм из 5%-10% самых влиятельных и «бронзу» — за картину из 10%-15%. Итоговый рейтинг выстраивался исходя из числа топовых фильмов на протяжении карьеры.
По этой системе тройку режиссеров возглавили Альфред Хичкок (22 «золота», девять серебряных медалей и четыре «бронзы»), Стивен Спилберг (18; 3; 2) и Брайан Де Пальма (14; 5; 0). Сгруппировав результаты по десятилетиям, ученые заметили, что американцы, лидирующие и составляющие большинство почти в каждом списке, полностью отсутствуют в 1960-е годы: в это десятилетие больше всего очков получили британец Джеральд Томас, француз Жан-Люк Годар, швед Ингмар Бергман, итальянец Серджо Корбуччи и японец Исиро Хонда.
Самая успешная актерская карьера, согласно исследованию, сложилась у Сэмюэла Л. Джексона, Клинта Иствуда, Тома Круза, Арнольда Шварценеггера и Джона Уэйна; за ними в списке идут Уиллем Дефо и Брюс Уиллис. Самой успешной актрисой оказалась Лоис Максвелл, сыгравшая в фильмах про Джеймса Бонда секретаршу мисс Манипенни; и только ее результат по «олимпийской системе» сравним с лучшими показателями актеров-мужчин. За ней в женском списке идут Кэрри Фишер, Морин ОʼСалливан, Холли Берри и Дрю Бэрримор. Лучше всего женщины оказались представлены в мюзиклах и в шведских фильмах: в обеих группах они занимают три строчки из пяти.
Пять режиссеров «Волшебника страны Оз»?
В титрах режиссером указан Виктор Флеминг, однако он был назначен на эту должность не сразу — и не закончил фильм, поскольку отправился снимать «Унесенных ветром». На IMDb режиссерами указаны еще четыре человека, руководившие съемками в разное время: Норман Таурог, Джордж Кьюкор, Мервин Лерой и Кинг Видор. При этом там не упоминается Ричард Торп, также, согласно Википедии, работавший над фильмом.