12 марта в возрасте 91 года умер основатель модного дома Givenchy Юбер де Живанши — модельер, одевавший Одри Хепберн и Жаклин Кеннеди, чьи вещи (да и он сам) олицетворяли выражение «французский шик». В Vogue вышел текст памяти Живанши, написанный редактором Vogue, историком моды и коллекционером Хэмишем Боулзом.
«Статный, почти двухметрового роста, с внешностью патриция и пронзительным взглядом незабываемых голубых глаз, Юбер де Живанши был воплощением элегантности, чья сдержанная, пугающе благонравная одежда задала направление, которому старались соответствовать целые поколения женщин, и чей вкус был эталоном безупречного французского шика», — представляет модельера Хэмиш Боулз.
Де Живанши родился в аристократической семье. Его отец, маркиз де Живанши, умер, когда мальчику было два года, и Юбера воспитывала мать и бабушки. Дед руководил мануфактурой Бове и Гобеленов — парижской фабрикой ковроткачества — и передал внуку любовь к тканям.
Тот с юности мечтал заниматься высокой модой и пытался устроиться на работу к Кристобалю Баленсиаге (в 40-е тот был одним из самых успешных кутюрье в Париже), но ему отказала директриса дома, «устрашающая хранительница ворот» мадемуазель Рене. Тогда де Живанши устроился в ателье Жака Фата — модельера, прославившегося во времена французской оккупации и одевавшего звезд от Риты Хейворд до Эвиты Перрон. После этого де Живанши был ассистентом Робера Пиге (который также был наставником Кристиана Диора) и четыре года проработал в доме моды новатора и сюрреалистки Эльзы Скиапарелли, чья слава после Второй мировой уже шла на спад. Многие из клиентов ее модного дома в итоге перешли к де Живанши, когда он открыл свой собственный — в 1952 году.
Вместе с клиентурой в дом Givenchy перешла и знаменитая манекенщица Беттина Грациани: она была музой модельера, демонстрировала его одежду и даже занималась продажами в доме. В первую же коллекцию де Живанши включил блузку «Беттина», названную в ее честь; модельер сделал ставку на шикарное прет-а-порте (то есть готовую одежду) и, как пишет Боулз, сразу стал популярным.
Год спустя его все-таки заметил сам Баленсиага и «взял под крыло»: оба похожим образом работали с силуэтом, тканями и декоративными элементами. Вскоре в числе клиентов модельера была верхушка общества, от итальянской аристократки и иконы стиля Мареллы Аннелли до Жаклин Кеннеди (Живанши стал ее любимым модельером).
Одри Хепберн в вечернем платье Givenchy, 1957 год
Everett Collection / Vida Press
Но главная клиентка появилась у Givenchy только в 1953 году. Модельер ждал визита голливудской актрисы Кэтрин Хепберн, но вместо этого на пороге его дома моды появилась ее однофамилица — молодая Одри Хепберн. «Созданные для нее наряды определили и ее легендарный стиль, и карьеру самого Живанши», — пишет Боулз. Именно де Живанши одел ее героинь в «Сабрине», «Забавной мордашке», «Завтраке у Тиффани» (включая то самое маленькое черное платье) и «Шараде». В 1957 году модельер специально для актрисы создал свой первый аромат, который выпустили в продажу лишь в 60-х.
В конце 60-х Баленсиага неожиданно закрыл свое кутюрное подразделение — и часть его штата и клиентов перешли к Givenchy. Боулз пишет, что Баленсиага лично «перевел через дорогу к де Живанши» свою самую преданную клиентку Банни Меллон — филантропа, коллекционера и ландшафтного дизайнера. В доме моды ее одевали буквально с ног до головы — от белья до нарядов для садоводства. Меллон и де Живанши стали близкими друзьями; в их домах даже были комнаты друг для друга.
Юбер де Живанши ушел на пенсию в 1995 году. В финале своего последнего показа модельер вышел на подиум со всеми сотрудниками дома моды: портными и швеями, одетыми, как и он, в белоснежные лабораторные халаты. Последнее, что он сделал для моды, — это открыл музей Кристобаля Баленсиаги в его родной деревне Гетария на атлантическом побережье Испании, между Бильбао и Сан-Себастьяном.