Сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, запрещающий «пропаганду криминальной субкультуры». Под «пропагандой криминальной субкультуры» Беляков предлагает понимать распространение «информации о ценностях преступного мира», которая формирует «привлекательность криминального образа поведения». Законопроект наделяет Роскомнадзор правом во внесудебном порядке блокировать интернет-страницы с таким контентом. Журналист «Медузы» Павел Мерзликин поговорил с Беляковым.
— Законопроект появился из-за распространения субкультуры АУЕ?
— Отнюдь, совершенно нет. Я считаю, что все намного сильнее и глубже. Это идет начиная с 1990-х годов, когда был расцвет криминальной культуры и организованных преступных группировок. Был момент, когда даже правоохранительные органы открыто говорили, что они хуже оснащены и не в состоянии противостоять преступным группам. Еще с тех пор можно было бы этим вопросом заняться.
Организованные преступные группировки и молодежные банды — это вполне себе отличительная черта нашего времени. Конечно, в первую очередь не в России. Есть страны, где чуть ли не на каждой улице есть своя молодежная банда. Вопрос только в том, можем ли мы докатиться до такой же степени — или мы сейчас предпримем какие-то меры. Сегодня организованная преступность, в отличие от государства, предлагает понятные социальные лифты молодежи. Ну куда вы пойдете в городе, где работы нет, где никто вас не знает и у вас нет образования? Никуда. А вот в преступную группировку — пожалуйста. Вы занимаетесь спортом, становитесь охранником, который курирует торговлю наркотиками или проституцию, сразу же получаете хорошие деньги. Далее вы делаете карьеру в криминальной среде. Она понятная, прозрачная. Вот вам прекрасный [криминальный] социальный лифт вместо государственного.
— Почему сейчас вы решили внести законопроект?
— Несколько лет назад государство, в том числе и мы, законодатели, начали потихонечку заниматься темой идеологии. Я, например, был соавтором законопроекта о блокировке контента, связанного с суицидальными группами. До этого мы приняли поправки, касающиеся сайтов и групп экстремистского содержания и террористической направленности. Еще мы приняли так называемый закон об оскорблении чувств верующих. Приняли поправки о блокировках детской порнографии, антипедофильные поправки, поправки против торговли наркотиками. На мой взгляд, это все звенья одной цепи.
Тема криминальной пропаганды очень близка к предыдущим законопроектам, потому что везде речь идет о пропаганде антиобщественных действий. Это ли не тождественно экстремизму? Плюс уже понятен инструмент. Для начала — блокировка этого контента.
— Так против кого этот законопроект? В пресс-релизе о его внесении много раз упоминалась именно субкультура АУЕ.
— Это просто иллюстрация. Если вы зайдете в ютьюб, то вы безо всякого АУЕ с ходу найдете несколько тысяч тематических роликов. Причем очень многие хорошо сняты, вполне себе в стиле документального кино. Они рассказывают о преступной иерархии, о выстраивании карьеры в криминальной среде, о воровских законах. А чуть глубже [в интернете] вы можете найти, как лучше и безопаснее открыть торговую точку чем-нибудь запрещенным и как полегче и правильнее обокрасть квартиру ваших соседей. На мой взгляд, такой контент нужно блокировать.
— То есть механизм борьбы — только блокировка страниц в интернете?
— В моем законопроекте сейчас говорится только о полномочиях Роскомнадзора во внесудебном порядке блокировать такого рода контент.
— Как пропаганду криминальной субкультуры будут отличать от художественных произведений?
— Так же, как это происходит с экстремизмом. В случае принятия закона правительство определит орган, который разработает некие критерии для блокировки со стороны Роскомнадзора. Эти решения могут быть оспорены в судебном порядке. Если они докажут, что никакой пропаганды антиобщественного поведения не было, значит, решение будет отменено. Если государство по каждому из 50 тысяч таких роликов пойдет в суд, это будет перебором. Поэтому сначала блокировка, а потом уже обжалование.
— Хорошо, тогда о конкретных примерах. По вашему мнению, музыка в стиле шансон, которая воспевает подобные ценности, может быть заблокирована?
— Шансон не имеет ничего общего! Так мы далеко зайдем. Любой детективный сюжет — Агата Кристи, Эркюль Пуаро, Джеймс Бонд, везде, где есть преступник и полицейский или сотрудник спецслужб, с вашей точки зрения, может быть интерпретирован как пропаганда?
Дело в контенте. По моему мнению, в шансоне четыре пятых всех песен не являются блатной романтикой. Это заунывные стенания о том, как кто-то сидит, а где-то на свободе плачет мама. Контент, который продвигает антиобщественные действия, это уже совсем другое дело. Не надо путать.
То же самое касается фильмов и сериалов. Дело не в том, чтобы в конце был обязательно задержан главный герой-преступник. Дело в том, что это просто некая криминальная история — или же она содержательно популяризирует что-то? Если вы спросите мое личное мнение, сериал «Бригада» — это, безусловно, популяризация криминальных ценностей. Когда сериал уже был в прокате и была волна негативного общественного мнения о нем — что это пропаганда криминала чистой воды, тогда, насколько я знаю, и родился вот этот финал. Якобы все плохо кончилось у всех участников «Бригады».
— Я правильно понял, что если бы выбор критериев блокировки зависел только от вас, то «Бригаду» вы бы запретили?
— Я «Бригаду» бы не допустил к прокату. Я бы меньше всего хотел, чтобы этот сериал смотрели молодые люди сейчас и получали бы представление о том, как из простого парня из простой семьи можно превратиться в грозу криминальной Москвы. Однозначно.
— А «Бандитский Петербург»?
— Я, к счастью для себя, его не смотрел.
— Рэп?
— Нужно рассматривать все в частных случаях. Криминальные стихи и у Есенина есть, и у Высоцкого, и у Розенбаума. Я уж не говорю о куче шансонье вроде Новикова или Шуфутинского. Это же совершенно разные вещи. Речь идет не о запрете шансона — она может идти об отдельных произведениях. Стихи, песни или фильм о каком-нибудь несчастном человеке, который попал в тюрьму, это не то же самое, что объединение молодых людей с призывом: «Теперь мы — часть большого целого криминального мира, тебя никто не обидит, но есть и встречное условие — ты должен собирать деньги со школьников младше себя и часть их отправлять серьезным ребятам в колонии». Это совершенно разные вещи.
— Вы можете назвать платформы, на которых подобные призывы распространяются?
— Ну я уже говорил о ютьюбе. Там тысячи, десятки тысяч роликов. Во всех социальных сетях существуют подобные группы. Есть низкочастотные запросы: когда вы хотите создать группу из конкретных людей — Иванова, Петрова, Сидорова, Кукушкина, и Ватрушкина, и Петрова; тогда вы создаете маленькую группу, но она очень целевая. Поименная, пофамильная, с возможностью всем встретиться. И есть высокочастотное продвижение, к которому относится ютьюб, где мотивационный ролик может набрать два миллиона просмотров. И с точки зрения идеологии второе гораздо неприятнее, хотя в первом случае сразу виден состав преступления.
— А борьба с «пропагандой криминальной субкультуры» в реальной жизни, вне интернета, будет?
—Да, у нас есть инициативы, они будут этого касаться, но ничего больше я пока сказать не могу.
— Хорошо, тогда другой вопрос. Вы сравнивали ваш законопроект с борьбой против «групп смерти». Как вам кажется, законодательные меры, принятые вами, сработали?
— Во-первых, они сработали. Во-вторых, это не так быстро все происходит. Мы анализировали контент в суицидальных группах; в частности, контент, связанный с [одним из символов «групп смерти» — синими] китами, был очень качественно сделан. Целый ряд экспертов называли студии, где все это снималось — в Западной Европе, чаще всего в Германии. И это не любительские съемки — это режиссура, очень профессиональная работа. Все это ротировалось в Сети, и эти группы создавались годами. И вот мы заблокировали этот контент, но те люди, которые долго варились в этом котле, должны сразу забыть, что ли, о нем? Нет.
Ну и нужно понимать, что у администратора группы есть электронная почта каждого его члена. Заблокировали группу, а люди через пять минут могут связаться и создать новый закрытый паблик. Но сейчас кто-то из детей, кто только получил доступ к социальным сетям, не получил возможности с этим контентом ознакомиться. Вот его мы защитили. Эффект однозначно есть, но его не следует воспринимать как мгновенный.
— Если вернуться к вашему новому законопроекту. У вас есть прогноз, когда его могут принять или отклонить?
— Никогда не даю прогнозу по принятию, но скажу вам, что считаю себя удачливым законотворцем. Я много анализировал свою работу и вижу, что многие мои инициативы стали законами. Буду надеяться, что и сейчас снова эта логика сработает.
Читайте также
АУЕ
Неформальная субкультура, существующая уже несколько лет. Ее суть заключается в том, что подростки живут по тюремным понятиям. АУЕ расшифровывается как «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». При этом исследователи говорят, что АУЕ может быть просто плодом городского фольклора. «Медуза» рассказывала об этом явлении.
Сериал «Бригада»
Один из самых известных российских криминальных сериалов, снятый в 2002 году режиссером Алексеем Сидоровым. Сюжет рассказывает о четырех друзьях, выросших в 1980-х и ушедших в криминал. Большинство героев по сюжету погибли.