11-й фестиваль документального кино «Артдокфест» пройдет в декабре 2017 года. За три месяца до его начала «Медуза» начинает знакомить читателей с картинами, участвующими в конкурсе. Первый фильм, который представляет президент «Артдокфеста» Виталий Манский, — «Курс молодого шамана» Светланы Стасенко. Кроме того, режиссер вспоминает еще восемь интересных картинах о школе жизни. Информацию обо всех этих фильмах можно найти на новой площадке Artdoc.Media — крупнейшей синематеке документального кино на русском языке, открывшейся 1 сентября. Сейчас в архиве Artdoc.Media собраны данные о тысяче документальных фильмов.
Artdocfest
С одной стороны, «Курс молодого шамана» — документальная кинокомедия, с другой, — очень серьезный фильм, полный драматизма, открывающий совершенно неведомый мир становления шаманизма в Тувинской республике. Мы понимаем, что на протяжении 70 лет советской власти традиция шаманизма была приостановлена. Те люди, которые сегодня являются шаманами, до 50 лет были учителями, врачами, председателями колхозов и прочими ответственными партработниками. В фильме постоянно есть ощущение некоторой подмены: в эпизодах, когда люди получают справки о том, что они шаманы, когда эти справки выписывают и так далее.
Коллизия фильма — путешествие американского психолога Алекса, имеющего русские корни, цель его — изучение шаманизма. В картине это напрямую не декларируется, но Алекс, вероятно, в дальнейшем видит себя шаманом. Он обращается за поддержкой к местному специалисту с ярким именем Чочагара; в фильме мы видим столкновение двух людей из совершенно разных миров, которые постоянно пытаются друг друга надуть. На мой взгляд, это чрезвычайно яркое отражение школы жизни постсоветского абсурда.
Мне кажется, что это одна из самых удачных картин Светланы Стасенко — режиссера старшего поколения, участника многих мировых фестивалей. «Курс молодого шамана» — пик ее творчества на сегодняшний день.
Еще восемь картин о школе жизни
Шахта № 8
Марианна Каат, Эстония, 2011 год
Премия Лавровая ветвь
Фильм эстонского режиссера Марианны Каат, снятый в Донбассе и конкретно — в городке Снежное, рядом с которым произошла катастрофа «Боинга». В картине рассказывается, как дети в своем домике нелегальным образом добывают уголь и продают закупщикам, чтобы хоть что-то заработать. Здесь все говорит о том, что назревает конфликт. Картина снята задолго до войны, но в каждом кадре висит напряжение.
Моя перестройка
Робин Хессман, США, Великобритания, Россия, 2011
Artdocfest
Довольно интимная картина о становлении новой жизни, о том, как люди перестраивались с рельс коммунизма на рыночную экономику и осмысляли исторические парадоксы. В фильме — пять героев, чья юность пришлась на распад СССР. Один из них — бывший преподаватель знаменитой московской 57-й школы Борис Меерсон, впоследствии ставший обвиняемым по делу о сексуальных домогательствах к несовершеннолетним.
Лето с Антоном
Ясна Крайинович, Бельгия, 2012
Artdocfest
Фильм о детском летнем военно-спортивном лагере, куда бабушка отправляет своего внука, пока мама мальчика ведет не очень праведный образ жизни. Белобрысый Антон проходит летнюю школу, в которой ему четко объясняют, кто мы, кто наш враг — и как нужно жить. Ему дают в руки оружие. На наших глазах наивный пацан превращается в сознательного бойца будущих сражений.
Человек живет для лучшего
Ханна Полак, Дания, 2014
Artdocfest
Фильм Ханны Полак — действительно о настоящей школе жизни, которую проходит на наших глазах героиня, рожденная — в буквальном смысле слова — на свалке. Эта девочка — абсолютно чистая, очень красивая — оказывается в обстоятельствах, которые ей предначертаны жизнью, — и она не может их избежать. Она переживает очень драматические события, в том числе отказ от собственного ребенка; тем не менее, в конце картины она выныривает на какую-то более оптимистичную точку.
Наша Родина
Виталий Манский, Россия, Германия, 2006
Vitaliy Mansky
Это фильм о моем классе 52-й средней львовской школы. Исходная точка картины — когда мы все присягаем на верность Родине и вступаем в ряды пионеров. Через 25 лет после окончания школы я возвращаюсь к каждому однокласснику, чтобы разобраться, верен ли он до сих пор своей присяге. Многие ответы на вопросы о том, что сейчас происходит между Украиной и Европой, Украиной и Россией, были уже тогда четко и ярко обозначены моими одноклассниками.
Всего три урока
Петр Мостовой, СССР, 1968
Картина мастера питерской школы поэтического кино Петра Мостового, снятая в 1968 году и рассказывающая о советском классе. Учительница задает своим ученикам простые — и потому очень объемные вопросы. Этот фильм оказался родоначальником больших проектов — вроде картин «Контрольная для взрослых» или «Рожденные в СССР» Сергея Мирошниченко.
Контрольная для взрослых
Игорь Шадхан, Россия, 1978
Несложная по структуре, но очень важная для понимания процесса становления человека лента. Здесь мы видим, как в кино работает магия спрессовки времени — словно машина времени. Благодаря съемке, разнесенной в десятилетия, мы можем путешествовать по годам и видеть, как формируются человеческая личность. Кинематографически эта картина достаточно скромна — она основана на интервью с детьми, отвечающими на вопросы в разные периоды их жизни.
Рожденные в СССР. 14 лет
Сергей Мирошниченко, Россия, 1998
Проект Сергея Мирошниченко начался в 1990 году — тогда героям его картины было по 7 лет; в 2012 году вышел фильм, где им уже 28. Это большой телевизионный проект — его невероятно интересно смотреть и следить за взрослением героев. Первоисточник — английский документальный проект Майкла Аптеда Up Series, где в финале участникам было 56 лет. Up Series делались на крупном британском канале, и по ходу съемок фильма какие-то герои постепенно отказывались участвовать. И что самое интересное: в конечном счете проект был закрыт генеральным директором канала, который был одним из героев фильма.
P. S. Об остальных фильмах конкурсной программы «Артдокфеста — 2017» можно прочитать тут.