В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Несколько фильмов из конкурсной программы будут показаны в октябре в Риге в рамках международного кинофестиваля. Дважды в неделю президент «Артдокфеста» Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале «Медуза» представляет картину «Хроники неслучившейся революции» Константина Селина (Россия, 2016). Острожно: в трейлере звучит нецензурная лексика.
«Артдокфест» не был бы «Артдокфестом», если бы у нас не появилась актуальная, яркая, мощная документальная картина, повествующая о нашей застывшей политической жизни. Это фильм «Хроники неслучившейся революции» — о протестах против системы «Платон». Действительно, после «болотного» оцепенения страна как будто уснула, провалилась в летаргический сон. Я не знаю, что теперь должно произойти в России, чтобы люди хотя бы бровью повели. Все находятся в абсолютном отключении — ничто никого уже не будоражит. Я не знаю, если завтра объявят, что страной правили инопланетяне и они улетели на летающей тарелке, кажется, никто не удивится. Принцип «моя хата — с краю» стал более жизненным, нежели «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
«Хроники неслучившейся революции»
artdocfest
Но все-таки в этом контексте вспоминается, что были безумцы, которые, как передавали некоторые издания, решили пойти на Москву неким протестным ходом. Какие-то дальнобойщики. Я прекрасно помню, это было во время подготовки и проведения «Артдокфеста» того года — бесконечное стояние в московских пробках, и по радио в машине постоянно сообщали о дальнобойщиках. И воображение рисовало картины — наподобие финала фильма Зельдовича «Мишень» по Сорокину: дальнобойщики, колонны машин, едут на Москву. И вот нашелся документалист — Константин Селин, отправившийся к истоку этой реки, которая должна была породить большое движение. И вместе с организаторами этого народного противостояния поехал на удачу «на Москву».
Не хотел бы я тут заниматься спойлерством, но скажу только, что по ходу картины тебя охватывает все большее и большее разочарование — когда ты видишь, как дальнобойщики пытаются создать какую-то силу, но натыкаются на тот электорат, который покорно голосует за того, за кого он голосует, и живет так, как он живет. Ты понимаешь, что «настоящих буйных мало» и против «Платона» нет никакого приема. Вот о чем эта большая документальная картина, которая в нынешнем конкурсе отвечает за всю отсутствующую в нашей современной жизни политику.
P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.