«Веном: Последний танец»: финал трилогии о бывшем журналисте, в котором поселился инопланетный симбиот Смотреть на Тома Харди — сплошное удовольствие. Но других плюсов в фильме не так уж и много
В мировом прокате идет «Веном: Последний танец» (Venom: The Last Dance) англичанки Келли Марсел. Это заключительная часть трилогии с Томом Харди, снятой по мотивам комиксов Marvel (первая часть вышла в 2018 году, вторая — в 2021-м). В «Последнем танце» за Эдди Броком и живущим в его теле симбиотом Веномом охотятся сразу военные, ученые и инопланетяне. Кинокритик Антон Долин рассказывает об этой неровной картине, в которой лучшие моменты запрятаны между типовыми погонями и поединками, и рассуждает о том, почему Венома будет не хватать.
Веном больше не одинок — и вовсе не потому, что в теле бывшего репортера Эдди Брока (самая популярная роль Тома Харди) поселился ведущий с ним задушевные беседы инопланетный симбиот. Просто герои кончились, и настало время тех, кто слишком долго считался злодеями.
На большом экране поют о взаимной любви Джокера и Харли Куинн, на малых вершит свои темные дела Пингвин, и все это в отсутствие Бэтмена, будто пропавшего без вести. Такая же ситуация с Человеком-пауком: за него отдуваются бывший наемник-убийца Дедпул (сегодня он приносит Marvel самые большие сборы) и Веном; на подходе Крейвен-охотник, фильм о котором выйдет до конца года.
Процесс этот идет не только в комиксах: вот-вот появится киномюзикл «Злая», в центре которого похождения зеленой ведьмы из «Волшебника страны Оз». Перед сеансом третьего «Венома» в лос-анджелесском мультиплексе я посмотрел трейлер фильма «Громовержцы» тех же Marvel, запланированный на май 2025 года, и услышал там такие слова: «Нас учили, что бывают хорошие и плохие парни, но на самом деле существуют только плохие и те, кто гораздо хуже». Тянет на манифест.
Веном был одним из первых комикс-злодеев, по отношению к которому продюсеры сменили гнев на милость. Критики с самого начала были немилосердны к проекту — зато его полюбила публика. Главная причина — обаяние и юмор главного героя, сыгранного Томом Харди с блистательной невозмутимостью, в органичном партнерстве с нарисованным на компьютере зубастым смоляным чучелком. Этот Джекил быстро нашел общий язык со своим Хайдом, чем выгодно отличался от того же Халка. Небезупречность темпераментного, а порой и кровожадного Эдди/Венома — его козырь; но калечит и убивает он только тех, кто «гораздо хуже», потому его просто и приятно любить. Что бы там ни происходило на экране.
Пресса ставила «Веномам» в упрек шаблонную и одновременно путаную драматургию и невыразительную режиссуру. Это было особенно обидно в случае Рубена Фляйшера, ставившего первый фильм, и чуть менее — в случае Энди Серкиса, отвечавшего за второй. Казалось, что стандарты типового блокбастера, как черная зараза из космоса, пожирали индивидуальный стиль и дарование постановщиков.
В третьей части, которую опять (уже традиционно) ругают критики, но с удовольствием смотрят зрители, ситуация чуть изменилась. За режиссуру «Последнего танца» взялась сценаристка трилогии Келли Марсел, и уже весь выстроенный ей мир кажется стерильным и типовым. Только (и именно) зубастый-языкастый и отчаянно неполиткорректный Веном приносит в него единственную подлинную ценность: творческую свободу. Показано это с предельной, чисто голливудской прямолинейностью. Сражаясь с недругами в Невадской пустыне, симбиот делится с Эдди мечтой: попасть в Нью-Йорк и увидеть воочию Статую Свободы. Но все, что ему светит, — это уличный артист, ряженый в эту самую статую, близ казино в Лас-Вегасе. Доходчивая метафора.
Сюжет даже пересказывать неловко — но придется. За Эдди/Веномом охотятся две, скажем так, организации. С одной стороны, правительство в лице волевого офицера по фамилии Стрикленд (Чиветель Эджиофор) и ученые под началом одержимой Тедди Пейн (Джуно Темпл) хотят приспособить симбиота под свои нужды — как когда-то другие корпоративные злодеи собирались приручить Чужого. С другой стороны, творец Венома, сидящий в параллельной галактике зловещий Налл (Энди Серкис оставил режиссуру ради этой эпизодической, но фактурной роли), высылает по его душу своих цепных ксенофагов (не спрашивайте), чтобы извлечь из тела беглого симбиота некий драгоценный артефакт. Так Эдди и его черный-пречерный внутренний голос оказываются между двух огней.
Смотреть на небритого, испытывающего с первого кадра острое похмелье Харди в его многодневной футболке, гавайской рубахе и грязных шортах — сплошное удовольствие; такое впечатление, что он противостоит врагам при помощи своей расхлябанности и неорганизованности. К середине фильма корпоративный Marvel не выдерживает и переодевает героя в смокинг. Зато до того публика успевает насладиться зрелищем дьявольского коня-симбиота (вспоминаются скакуны Мефистофеля и поэзия Гумилева), рыбы-симбиота и даже лягушки-симбиота. Бунтарские интервенции визуального хаоса и глупых трюков смотрятся освежающе на фоне типовых погонь, поединков и зловещих заседаний.
Самая очаровательная линия фильма как будто выламывается из общей драматургической структуры и интонации. Окончательно опустившийся за время долгого побега Эдди случайно встречается на дороге с немолодым хиппи — бывшим айтишником Мартином (Рис Иванс), заросшим густой бородой. Тот с семьей: дружелюбной женой, скептически настроенной дочерью-подростком, перепуганным малышом-сыном и веселым псом — едет посмотреть на Зону-51 в надежде встретить настоящих инопланетян. В них Мартин верит так же истово, как другие верят в бога. Подобранный ими Эдди носит пришельца в собственном теле, но тот сидит смирно, поскольку искренне растроган чудаками. Апофеоз — хоровое исполнение всем семейством рэгги-интерпретации «Space Оddity» Дэвида Боуи; смущенный Эдди молчит, но его внутренний Веном голосит вовсю. В динамичной развязке Мартин и его близкие сыграют важную роль, олицетворив простых смертных — заложников игр супергероев и суперзлодеев.
Другой спрятанный в фильме микрохит, который мог бы стать отдельной короткометражкой, — визит Эдди/Венома в Лас Вегас. Очевидно, что Марсел вдохновлялась вегасскими сценами третьего сезона «Твин Пикс», особенно в сцене игры на автомате. Подзаголовок картины наконец-то объясняется в несуразном с точки зрения сюжета, но упоительном эпизоде танца Венома с миссис Чен (Пегги Лу) под зажигательный ремикс «Dancing Queen» ABBA.
Вокальные и танцевальные номера длятся, увы, недолго. По студийной разнорядке героям положено бегать, стрелять, взрывать, жертвовать собой и осознавать сделанные ими ошибки. Неизбежное и окончательное (студия с самого начала признавалась, что снимает трилогию и продолжения не будет) расставание с Веномом в монументальной и ослепительно взрывной, но поставленной без малейшего огонька сцене финального противостояния окончательно изгонит вольный дух сомнения из объединенной вселенной Marvel. Теперь не только Эдди, но и многим из поклонников симбиота еще долго будет не с кем поговорить. К сожалению, даже в фильме про антигероя скучное добро обречено на победу.