Мартину Скорсезе — 80 Что посмотреть у него, кроме главных хитов? Мюзикл с Лайзой Миннелли, документалки о кино и музыке и эпический фильм о Далай-ламе
Noam Galai / FilmMagic / GettyImages
17 ноября исполнилось 80 лет Мартину Скорсезе — живому классику американского кинематографа, который успел отметиться в самых разных жанрах (от детских приключений до мюзиклов) и снял лучшие фильмы с Робертом Де Ниро («Таксист», «Бешеный бык», «Казино») и Леонардо Ди Каприо («Волк с Уолл-стрит», «Отступники»). «Медуза» выбрала восемь работ режиссера, которые вы могли не видеть.
Злые улицы
Mean Streets. 1973
Warner Bros.
Первый криминальный фильм Мартина Скорсезе, который заставил критиков и кинематографистов говорить о появлении в Голливуде нового голоса (до этого он снял независимую драму «Кто стучится в дверь ко мне?» и криминальный эксплотейшен «Берта по прозвищу Товарный Вагон»).
Предельно натуралистический рассказ о нью-йоркских италоамериканцах, исследующий три главные темы в творчестве режиссера: насилие, религию и чувство вины за грехи. По сюжету коллектор-католик Чарли (Харви Кейтель) пытается искупить вину за связи с мафией, опекая своего непутевого агрессивного друга Джонни Боя (совсем молодой Роберт Де Ниро), который постоянно напрашивается на проблемы. Все фирменные стилистические приемы Скорсезе появляются уже здесь: от красного света и слоумоушена до динамичного саундтрека из поп-хитов.
Алиса здесь больше не живет
Alice Doesnʼt Live Here Anymore. 1974
Warner Bros.
Первый фильм Скорсезе, который привлек внимание Американской киноакадемии и каннских отборщиков. До сих пор это единственная работа в фильмографии режиссера, в центре сюжета которой — женщина. Это история о 35-летней вдове, которая путешествует с маленьким сыном по юго-западу США в поисках лучшей жизни. После смерти мужа Алиса Хайатт решает стать певицей, исполнив забытую из-за брака детскую мечту. Она продает дом и отправляется кочевать по штатам, встречая разных мужчин: одни ей помогают, другие вешают на уши лапшу. Когда на горизонте появляется обаятельный фермер (кантри-певец Крис Кристофферсон), ей снова приходится выбирать между карьерой и семейной жизнью.
Звезда «Изгоняющего дьявола» и «Реквиема по мечте», актриса Эллен Берстин лично выбрала Скорсезе в качестве постановщика, захотев, чтобы в ее фильме были жесткий реализм и мощная энергия «Злых улиц». Получился один из самых чутких, точных и смешных портретов «американской женщины» в фильмах 1970-х.
Последний вальс
The Last Waltz. 1978
Eurekaentertainment
Если бы Мартин Скорсезе не снимал игровое кино, то вошел бы в историю как один из главных музыкальных кинодокументалистов. В его фильмографии есть фильмы про Боба Дилана («Rolling Thunder Revue» и «Нет пути назад»), The Rolling Stones («Да будет свет»), Джорджа Харрисона («Жизнь в материальном мире») и даже масштабный доксериал «Блюз». Его дебют в жанре — «Последний вальс» — считается едва ли не величайшей рок-документалкой в истории.
Это фильм-концерт канадско-американской фолк-рок-группы The Band, которую по степени влияния на музыку критики и музыканты сравнивают с The Beatles и The Rolling Stones. Их выступление в ноябре 1976 года в Сан-Франциско преподносилось как прощальное: после 16 лет турне уставшие члены группы решили отдохнуть от дороги и друг друга.
Провожать коллектив пришли Боб Дилан, Эрик Клэптон, Нил Янг, Нил Даймонд, Ринго Старр, Джони Митчелл, Ван Моррисон, Мадди Уотерс и дюжина других исполнителей. Вместе музыканты устроили вечер блюза, рок-н-ролла, новоорлеанского ритм-энд-блюза, попа, госпела, соула, фолка. По этой записи можно смело изучать историю музыки второй четверти XX века. Разумеется, Скорсезе даже концерт превратил в большое кино, сделав в оформлении сочный оммаж классическим мюзиклам Metro-Goldwyn-Mayer 1940-х и 1950-х.
Нью-Йорк, Нью-Йорк
New York, New York. 1977
Rotten Tomatoes Classic Trailers
Скорсезе продолжил признаваться в любви к классическому Голливуду в первом и последнем в своей карьере мюзикле. После успеха «Таксиста» режиссер попытался уйти от злых и мрачных улиц, однако его амбициозная красочная мелодрама с треском провалилась, чуть не разрушив ему карьеру.
Это история джазового саксофониста с мерзким характером и терпеливой поп-певицы, которые влюбляются друг в друга в конце 1940-х. Оба музыканта оказываются карьеристами, и их отношения начинают рушиться под тяжестью их темпераментов. Главной неудачей мюзикла принято считать слабую химию между исполнившими главные роли Робертом Де Ниро и Лайзой Миннелли, но постановочного размаха фильму не занимать.
Даже несмотря на провал, он продолжает влиять на поп-культуру. Сначала Фрэнк Синатра обессмертил его заглавную тему, записав кавер, а спустя почти полвека Дэмьен Шазелл превратил аналогичный сюжет в хит с Райаном Гослингом и Эммой Стоун (влияние «Нью-Йорка, Нью-Йорка» на «Ла-Ла Ленд» невозможно отрицать).
После работы
After Hours. 1985
Rotten Tomatoes Classic Trailers
Кафкианская смесь из фильма-нуара и эксцентричной черной комедии, на которую Скорсезе по-быстрому подписался, когда у него не получилось запустить в производство «Последнее искушение Христа».
В течение одной безумной ночи специалист по компьютерным данным попадает из одной передряги в другую. Свидания идут не по плану, деньги на такси теряются, панки пытаются насильно постричь, а разъяренная толпа принимает за грабителя. Едва ли не самый веселый, простой и энергичный фильм Скорсезе принес ему премию Каннского кинофестиваля за режиссуру. Ближайший аналог из современного кино — сумасшедшие одиссеи братьев Сэфди «Хорошее время» и «Неограненные алмазы» (вторую из них Скорсезе, кстати, спродюсировал).
Эпоха невинности
The Age of Innocence. 1993
criterioncollection
Костюмная мелодрама по роману Эдит Уортон — тихий шедевр в фильмографии Скорсезе о смирении, традициях и недосказанности.
В центре сюжета — преуспевающий юрист Ньюленд Арчер (Дэниэл Дэй-Льюис), который влюбляется в разведенную графиню Эллен Оленскую (Мишель Пфайффер), но не решается проявить свои чувства из-за помолвки с ее родственницей Мэй Велланд (Вайнона Райдер). В отличие от большинства эмоциональных и решительных героев Скорсезе, опустошенный Арчер вынужден все время подавлять свои чувства в роскошном, но традиционном высшем обществе Нью-Йорка конца 1870-х.
Кундун
Kundun. 1997
Star Entertainment Trailers
После кассового успеха «Мыса страха» и «Казино» Скорсезе взялся за религиозный эпик о бытии духовного лидера буддистов Тэнцзина Гьямцхо, более известного как Далай-лама XIV («Кундун» — это титул, которым наделен главный герой).
Действие охватывает события с 1937-го по 1959-й. Монахи находят ребенка, в котором, как они верят, возродился Далай-лама. Постепенно мальчик вырастает и принимает свою судьбу правителя. В финале ему приходится бежать в изгнание в Индию после того, как Китай аннексировал Тибет. Скорсезе рассказывает не только о культуре, которая оказалось под угрозой исчезновения, но и о человеке, который не хочет призывать к насилию и выбирает пассивное сопротивление.
Нет ничего удивительного в том, что хроникер вспыльчивых гангстеров и агрессивных работяг взялся за байопик о мирном и великодушном Далай-ламе. Бывший католик Скорсезе поднимал религиозные темы практически во всех своих предыдущих работах и, разумеется, снял скандальное жизнеописание Иисуса Христа. В «Кундуне» он взял на главные роли настоящих тибетских монахов и родственников главного героя: самого Далай-ламу сыграл его внучатый племянник, а мать правителя — его племянница.
Картина стала единственной совместной работой Скорсезе с композитором Филипом Глассом и оператором Роджером Дикинсом, постоянным соратником братьев Коэн, Сэма Мендеса и Дени Вильнева. Величественные пейзажи Марокко (в Тибете, понятное дело, Китай снимать не разрешил), впечатляющие декорации Данте Ферретти и глубокое погружение в тибетскую культуру не спасли фильм от провала в прокате. «Кундун» — кино созерцательное и поэтичное, но едва ли зрелищное. В конце концов, какой экшен возможен в истории про намеренное бездействие.
Более того, как и «Искушение», религиозная лента снова оказалась в центре скандала. Китайское правительство отказалось вести с Disney бизнес и на всякий случай запретило въезд для Скорсезе, сценаристки Мелиссы Мэтисон и ее (на тот момент) мужа Харрисона Форда. Правда, через год глава корпорации Майкл Айснер извинился перед Китаем за фильм, назвав его «глупой ошибкой». Даже сейчас в США «Кундуна» не показывает ни один стриминг-сервис.
История американского кино от Мартина Скорсезе
A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies. 1995
BFI
По заказу Британского киноинститута (BFI) Скорсезе сделал к столетию кинематографа 225-минутный документальный проект, выступив в нем в качестве ведущего. В «личной истории» он рассказывает о разных типах режиссеров: рассказчиках (они создали правила жанрового кино), иллюзионистах (они двигали вперед монтаж и спецэффекты), контрабандистах (они прятали в своих фильмах подрывные идеи) и инакоборцах (они сражались с консерватизмом в искусстве).
Скорсезе здесь выступает проводником в историю старого Голливуда, показывая любимые отрывки (их десятки!), делясь собственными наблюдениями, признаваясь в заимствованиях и открывая синефилам подзабытую классику. Сложно назвать кинематографиста, который рассказывал бы о своей любви к искусству с таким же энтузиазмом (Тарантино все-таки всегда дает советы на любителя).
Эксплуатационное кино
Жанровые фильмы, эксплуатирующие какую-либо популярную тему в целях быстрого заработка. Часто (но не всегда) темы подобных фильмов связаны с сексом и насилием.
Мюзиклы MGM
В 1940-х и 1950-х студия MGM считалась главным поставщиком мюзиклов. Она выпустила, к примеру, фильмы «Поющие под дождем» и «Американец в Париже».