«Когда станет грустно, представь себе этого оловянного солдатика». Посмотрите на фотографии героев нового эпизода «Перемотки»
28 марта вышел второй эпизод подкаста «Перемотка». В его основу легла кассета, которая сохранилась у редактора этого подкаста Александра Борзенко. В начале 90-х годов его дедушка, доктор технических наук и специалист по электронике Феликс Пресс уехал жить в США и написал своему внуку аудиописьмо в Москву. Слушая эту кассету ребенком, Саша был уверен, что его дедушка поселился в раю. И только через много лет, уже после смерти Феликса, он понял, что жизнь эмигранта в Калифорнии была очень сложной, и по-новому стал слушать кассету, которую с детства знал наизусть.
Архив семьи Борзенко
Конец 1980-х, подмосковное Перхушково. На руках Феликс Пресс держит своего внука Сашу Борзенко. Через несколько лет, в 1993-м, Феликс поселится в Лос-Анджелесе.
Архив семьи Борзенко
Первое время после эмиграции Феликс не мог приезжать к родным в Москву чаще, чем раз в год. Он звонил, но звонки между США и Россией стоили дорого, а скайп появился много позже. Дедушка писал своим внукам письма, а потом придумал наговаривать свои послания на кассету, чтобы можно было слышать его голос. Одно из таких аудиописем Саша переслушивал десятки раз и мог цитировать наизусть большими фрагментами. Феля рассказывал о своей жизни в Америке — стране, где, как казалось из Москвы 90-х, есть все. Где всегда тепло, а деньги растут на деревьях.
Архив семьи Борзенко
На самом деле жизнь советского инженера, который оказался в Калифорнии уже после 60 лет, с плохим английским и тяжело больной женой, была совсем непростой. Доктору технических наук, бывшему начальнику лаборатории приходилось работать на самых разных работах — продавцом в ломбарде, таксистом, бебиситтером, и даже озвучивать Сталина в американской короткометражке. Но жаловаться Феликс не умел, поэтому по его рассказам внуку казалось, что жизнь дедушки — сплошное приключение.
Архив семьи Борзенко
Еще одна удивительная подработка Феликса — стихи для песен: он писал их на заказ для исполнителей эмигрантского шансона. Только при работе над подкастом, через несколько лет после дедушкиной смерти, Саша Борзенко переслушал эти песни заново.