17 фильмов «Артдокфеста-2023»: большинство из них о войне (но и о любви тоже) Ультракороткие рецензии Виталия Манского
В конкурсную программу фестиваля документального кино «Артдокфест» в 2023 году вошли 17 фильмов, многие из которых посвящены войне. В одной картине показана жизнь советского солдата времен Второй мировой, в другой режиссеры погружают зрителя в произошедшее весной 2022-го в Буче, в третьей сотрудники детского приюта в Донбассе делают все, чтобы вернуть своим воспитанникам веру в будущее. Об этих и других фильмах фестиваля рассказывает его президент Виталий Манский.
Выход
Режиссеры Максим и Евгения Арбугаевы
Berlinale — Berlin International Film Festival
Помните «Старика и море»? А в «Выходе» против одного человека на берегу Чукотского моря — десятки тысяч моржей. Благодаря своей силе этот короткий фильм, снятый братом и сестрой Арбугаевыми из Якутии, был номинирован на «Оскар» — в год, когда представить в этом списке российскую картину невозможно.
Поверни свое тело к солнцу
Режиссер Алена ван Дер Хорст
«Артдокфест»
В этом фильме нидерландка Алена ван Дер Хорст, в 2017 году отмеченная Гран-при «Артдокфеста» за картину «Любовь — это картошка» о судьбе ее русской родни, ищет маленькие и незаметные остатки огромной, но случайно упущенной из виду человеческой трагедии. Это история жизни одного из миллионов солдат, брошенных на Великую Отечественную войну — и на этой войне брошенных и забытых. И эта история из войны прошлого актуализируется в войне настоящего.
Новое величие
Режиссер Анна Шишова
«Артдокфест»
«Новое величие» — картина о знаменитом деле, сфабрикованном ФСБ, среди фигурантов которого были несовершеннолетние. Российские силовики обвинили восьмерых мужчин и двух девушек в создании экстремистского сообщества и подготовке свержения власти. Фильм Анны Шишовой рассказывает о самом судебном процессе, но в большей степени это все же история про мать одной из проходящих по делу девушек-подростков. Женщину, которую государство сделало революционером. Почти как «Мать» у Горького.
Как спасти мертвого друга
Режиссер Маруся Сыроечковская
«Артдокфест»
Фильм называется «Как спасти мертвого друга» без знака вопроса — мертвого уже никак не спасти. Автор погружает нас в психологический триллер своей собственной личной жизни, где она на наших глазах отчаянно пытается бороться с тяжелой формой наркозависимости своего парня. Иными словами, пытается сделать невозможное.
Дом из осколков
Режиссер Симон Леренг Вильмонт
A House Made of Splinters IDFF Artdocfest Riga 2023 Trailer
«Артдокфест»
Датский режиссер и обладатель Гран-при «Артдокфеста» за фильм «Лай собак вдалеке» (2017) вновь отправляется на охваченный войной восток Украины — на этот раз погружаясь в мир детства, фантазий и надежд на счастье. Герои картины оказались в детском приюте, где взрослые из осколков их судеб пытаются склеить чашу их будущей жизни. «Дом из осколков» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».
Мы не погаснем
Режиссер Алиса Коваленко
«Артдокфест»
«Мы не погаснем» — не просто название фильма. Это заявление украинского автора — молодой мамы, которая с оружием в руках защищала свою родину и в 2014 году, и в 2022-м. Новый фильм призера «Артдокфеста» Алисы Коваленко — о подростках и их мечте покорить вершины Гималаев, которые не видны, даже если взобраться на терриконы их родного воюющего Донбасса. Но у нового поколения украинцев нет преград и нет ничего невозможного. Этот фильм — подростковая одиссея и портрет детей войны на пороге апокалипсиса.
AWAY
Режиссер Руслан Федотов
Away | IDFF Artdocfest/Riga 2023 | Trailer
«Артдокфест»
Новый фильм Руслана Федотова — пожалуй, самый скромный по кинематографическому языку. После «Саламанки» (2015) и «Куда мы едем?» (2021) — даже неожиданно скромный, но при этом по-новому смотрящий на природу войны России и Украины. Это история украинских беженцев, которые через свои уличные перформансы ведут откровенный диалог с прохожими на улицах Будапешта — и вскрывают конфликты, далекие от линии фронта в Украине. «AWAY» получил приз как лучшая короткометражная картина на главном фестивале документального кино IDFA.
Праздники
Режиссер Антон Каттин
«Артдокфест»
Редкий случай, когда я воспользуюсь аннотацией авторов. Итак: «Санкт-Петербург — город мечтателей: Джус мечтает о лучшей жизни, Никита мечтает добиться успеха, Дина мечтает взять власть, а Анна мечтает уйти на пенсию. Пока мы следим за этими персонажами в течение одного года и семи народных праздников, авторитарная хватка Кремля сжимает их всех, оставляя очень мало места для мечтаний». Добавлю лишь, что автор — швейцарец Антон Каттин — уже много лет живет в России и тоже празднует только то, что позволено государством.
Манифест
Режиссер Энджи Винчито
Манифест| Энджи Винчито представляет фильм | Артдокфест 2023
«Артдокфест»
Фильм, созданный режиссером под псевдонимом Энджи Винчито, на наших глазах раскладывает анатомию зарождения жестокости. Автор делает это в буквальном смысле руками своих героев и «пациентов» одновременно — именно герои снимали на мобильные телефоны селфи о своей жизни. Из сотен таких видео — проникновений в реальность — автор создает полотно-приговор. Сила этого художественного высказывания так велика, что режиссер, решивший остаться в стране, где жестокость вырвалась наружу, скрыл свое имя.
Срок годности
Режиссер Артем Кусяк
«Артдокфест»
Герои фильма рассуждают о человеческой судьбе, политике и боге. И молодой режиссер Артем Кусяк их слушает не перебивая. Но главное в этой ситуации то, что фильм снят у помойки, где питаются вполне интеллигентные люди. В этих неспешных разговорах, снятых будто бы скрытой камерой, раскрывается жизнь этих людей. Завоевав их доверие, режиссер пытается понять философию и устройство этого общества.
Когда весна пришла в Бучу
Режиссеры Маркус Ленц и Мила Тешаева
«Артдокфест»
Все из нас видели шокирующие кадры из Бучи. Но этот документальный фильм — полная противоположность новостному формату. Картина с общими планами, медленными панорамами и неспешным монтажом позволяет оказаться внутри этого безумия — и практически прикоснуться к последствиям военных преступлений России в одном из украинских городов.
Катя и Римма
Режиссер Гуля Мирзоева
«Артдокфест»
Герои фильма — 86-летняя Римма и ее 16-летняя внучка Катя, живущие под одной крышей старого семейного дома в не менее старом районе Душанбе. Их дом в ближайшее время снесут, и подготовка к переезду разрушает их прежнюю жизнь.
Лиловые колокольчики
Режиссер Даниил Романаев
«Артдокфест»
Фильм израильтянина в первом поколении — о поколениях предшествующих. О его родителях, решивших оставить свой московский дом 30 лет назад, до рождения режиссера. И вот теперь Романаев разбирается в их прошлом, чтобы примириться со своим настоящим. И стилю его рефлексии очень созвучно название фильма — «Лиловые колокольчики».
Ястреб размером с лошадь
Режиссер Саша Кулак
«Артдокфест»
Реальность в фильмах Саши Кулак — при полной документальности происходящего — всегда какая-то не реальная. Как и у Дэвида Линча в «Твин Пиксе». И вот режиссер ринулась навстречу своему альтер эго и вводит мотив «Твин Пикса» в историю героини фильма — профессионального орнитолога. Любопытно? Тогда посмотрите фильм «Ястреб размером с лошадь».
Все будет хорошо
Режиссер Стас Токалов
«Артдокфест»
Из названия фильма можно предположить, что раз хорошо только будет, значит, пока не очень. Эта картина — гиперинтимное погружение в семью режиссера, рассказ о трех поколениях послевоенных переселенцев из России и глубокой трагедии людей, оказавшихся в Латвии, но не принявших язык и культуру своей новой «Родины». Они — «неграждане» одной страны, прожившие свою судьбу под императивами другого государства, которое на излете их жизни стало здесь враждебным.
Артем & Ева
Режиссер Евгений Милых
«Артдокфест»
Люди, занимающиеся сексом в кадре, — это порно или документальное кино? Полагаю, при просмотре этого фильма подобный вопрос не возникнет. Герои картины — молодая пара — решили заработать на своей личной жизни и, сами того не заметив, стали звездами порноиндустрии и даже победителями мировых премий, в том числе «Порнхаба». Но как мы все знаем, у любой медали есть обратная сторона.
Рай
Режиссер Александр Абатуров
Рай | Александр Абатуров представляет фильм | Артдокфест Рига 2023
«Артдокфест»
Неписаное правило: если фильм называется «Рай», жди путешествия в ад. Новая картина Александра Абатурова посвящена полыхающей во время бесконечных лесных пожаров земле Якутии. Но человек способен привыкнуть ко всему, а значит, и в аду есть жизнь и счастье — с привкусом гари. Фильм получил приз за операторскую работу на главном фестивале документального кино IDFA.
Фото на обложке: «Артдокфест»
Все же как было в «Старике и море»?
Главный герой отбивался от множества акул, которые приплыли к его лодке, учуяв кровь из ран пойманного марлина.
А как было в «Лае собак вдалеке»?
По сюжету десятилетний Олег живет на востоке Украины, где часто слышна зенитная стрельба и отголоски ракетных ударов. Хотя многие уже покинули опасную зону, Олег остается здесь с бабушкой, которая заботится о нем с тех пор, как умерла его мама.
«Саламанка»
По сюжету время в мексиканском городе Саламанка остановилось двести лет назад, когда первые меннониты перебрались сюда в поисках своего места на земле. Здесь все предопределено заранее и жизнь потомков повторяет жизнь предков. Личное — только часть истории рода, и история одного человека рассказывает нам о любом другом. Пока герой фильма вспоминает свое детство, пытаясь найти правильный ответ на самый важный вопрос всей жизни, в Саламанке неспешно проходят дни, месяцы и годы.
«Куда мы едем?»
Документальный фильм о жизни московского метро на протяжении года. Как сказано в аннотации, известные вестибюли метро с мраморными стенами и золотыми светильниками создают идеальный театральный фон для трагикомедии абсурда. В переходах московского метро — метафора российского общества, нейтральная зона, в которой ярко проявляются характеры и отношения. При полном отсутствии естественного света.