Специалисты Третьяковской галереи провели большое исследование картины Казимира Малевича «Черный квадрат» и на произведении нашли надпись, сделанную карандашом, которую считают авторской.
Эксперты ГТГ — Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар — почти полностью расшифровали фразу, которая, по их мнению, звучит как «Битва негров в темной пещере». Пока что не удалось абсолютно точно расшифровать слово, начинающееся на букву «н» и заканчивающееся на «ов». Это связано с особенностями почерка художника, у которого буквы «н», «п» и «и» были очень близки по написанию. Однако авторы исследования предполагают, что это именно слово «негров» — что является отсылкой к произведению Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
Черный супрематический квадрат. 1915
Фото: Государственная Третьяковская галерея / Wikipedia
Альфонс Алле — французский писатель-юморист и художник-абсурдист, карикатурист — написал «Битву негров в темной пещере глубокой ночью», которая представляет собой черный прямоугольник, в 1882 году. У Алле была целая серия юмористических работ-экспериментов в области монохромной живописи; например, «Малокровные девушки, идущие к первому причастию в снежной буре» (белый прямоугольник) или «Кардиналы, собирающие помидоры у Красного моря» (красный).
Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882
Фото: FinitoR / Wikipedia
Кроме того, в Третьяковке обнаружили, что под «Квадратом» находятся два красочных слоя, а не один, как считалось ранее. Искусствовед Ирина Вакар рассказала «Медузе», что полотно исследовали с помощью рентгенографирования и макросъемки. Благодаря первому исследованию был реконструирован нижний красочный слой, а макросъемка показала второй, на котором, собственно, и написан «Черный квадрат».
Вакар также рассказала, что результаты ее исследований, проведенных вместе с коллегами, будут опубликованы в книге, а об открытиях в подробностях расскажут на специальной пресс-конференции.
«Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под „Черным квадратом“, цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.
Казимир Малевич, основоположник супрематизма, написал «Черный квадрат» в 1915 году. Исследование специалистов Третьяковской галереи, как и несколько крупных конференций и выставок Малевича, приурочено к столетию «Черного квадрата».