Disco Elysium
истории

Бывшие разработчики игры Disco Elysium открыли сразу три студии — и собираются развивать идеи своего хита Студия ZA/UM, которая их всех уволила, отменяет проекты один за другим

Источник: Meduza

11 октября несколько бывших разработчиков знаменитой ролевой игры Disco Elysium объявили об открытии новой студии. Они планируют создать идейного наследника игры. Вскоре стало известно, что другие бывшие разработчики сотрудники ZA/UM основали еще две компании. Все это случилось за несколько дней до пятилетия Disco Elysium. «Медуза» вспоминает, что произошло со студией ZA/UM в последнее время, и рассказывает о новых проектах.


Disco Elysium стала одной из лучших игр 2019 года. Но в результате внутренних конфликтов и (возможно) мошенничества ее ключевых разработчиков уволили

Ролевая игра Disco Elysium вышла 15 октября 2019 года. Ее выпустила эстонская студия ZA/UM, которая, в свою очередь, выросла из одноименного творческого объединения. В него входили писатели, художники, композиторы и просто энтузиасты, которые в 2016 году решили попробовать свои силы в разработке игр.

Проект создавался на основе вселенной, придуманной эстонским писателем и музыкантом Робертом Курвитцом. События игры разворачивались в альтернативной реальности в мрачном городе Ревашоль, а в роли главного героя выступал детектив гражданской полиции, потерявший память. Ему нужно было расследовать дело о человеке, которого нашли повешенным на заднем дворе гостиницы.

Трейлер Disco Elysium — The Final Cut

GameSpot

В Disco Elysium нет продвинутой графики или мудреной боевой системы, свойственным современным играм. Зато в ней есть прекрасный визуальный стиль, интересный сеттинг и хорошо прописанные герои, высокая вариативность и образцовые диалоги. Весь игровой текст, к слову, отлично переведен на русский язык.

Все это позволило Disco Elysium получить заслуженно высокие оценки прессы (средний балл на Metacritic — 91 из 100 на основе 70 рецензий), а также больше десятка наград, включая четыре премии The Game Awards. Кроме того, ряд игровых изданий назвали Disco Elysium лучшей игрой 2019 года. Фанаты, которым понравилось исследовать темные закоулки Ревашоля, ждали продолжения.

Disco Elysium

Disco Elysium

Но в конце 2022 года стало известно, что три ключевых сотрудника студии — художник Александр Ростов, ведущая сценаристка Хелен Хиндпере и сам Роберт Курвитц — уволились из компании. Причем СМИ писали, что они покинули студию еще в конце 2021-го — и якобы не по своей воле.

Причины произошедшего не раскрывались, однако все указывало на то, что главными виновниками стали исполнительные продюсеры Тынис Хаавел и Каур Кендер. Последний был одним из инициаторов создания Disco Elysium — именно он предложил Курвитцу попробовать свои силы в игровой разработке. Хаавел же был человеком со стороны. Он появился в студии, когда Кендер продал свою долю в компании, и был известен в первую очередь тем, что ранее обвинялся в инвестиционном мошенничестве.

Курвитц и Ростов утверждали, что все произошедшее с ними — результат мошеннической схемы. Они заявили, что будут бороться за права на Disco Elysium. Через некоторое время Курвитц подал на ZA/UM в суд. Руководство студии, в свою очередь, обвинило бывших коллег в создании «токсичной атмосферы» в коллективе. Разбирательство между сторонами продолжается.

После Disco Elysium студия работала над пятью играми. Большинство из них отменили

В июне 2024 года редактор издания PC Gamer Тед Личфилд опубликовал большой материал, где рассказал, что происходило в ZA/UM в последнее время. Для этого он опросил 12 бывших и действующих сотрудников студии, включая Арго Туулика — сценариста из команды Disco Elysium, который задержался в ZA/UM дольше остальных (его уволили в феврале 2024-го). Большинство других разработчиков согласились на беседу на условиях анонимности.

Журналист выяснил, что после Disco Elysium студия работала как минимум над пятью проектами, которые обозначались кодовыми названиями.

  • Y12. Полноценное продолжение Disco Elysium, разработку которого заморозили после ухода Курвитца, Ростова и Хиндпере, а впоследствии отменили.
  • P1. Научно-фантастическая игра, разработкой которой руководил Каур Кендер. Проект отменили, а его команду перебросили на игру с кодовым названием X7.
  • X7. Спин-офф (или самостоятельное дополнение) Disco Elysium, над которым работали Арго Туулик и Дора Клинджич. Проект был закрыт.
  • M0. Небольшая игра во вселенной Disco Elysium для устройств с тач-скрином. Все еще находится в разработке.
  • C4. Масштабная ролевая игра, ключевой проект ZA/UM, который также все еще находится в разработке. При этом он не имеет отношения к вселенной Disco Elysium. 

Disco Elysium

Disco Elysium

Туулик рассказал редактору PC Gamer, что после отмены полноценного сиквела разработчики возлагали больше всего надежд на проект X7. Игра должна была быть посвящена «одному из самых любимых персонажей Disco Elysium». По словам Доры Клинджич, X7 могла бы развить оригинальную историю и ключевые геймплейные элементы, позволив жанру психологических ролевых игр «по-настоящему эволюционировать». 

Разработчики провели внутреннюю презентацию проекта в конце 2023 года, и сотрудники всех команд остались в восторге от демоверсии. Источники Теда Личфилда отмечают, что игра могла выйти в 2024 или 2025 году. Она должна была поправить репутацию студии, пошатнувшуюся после скандального увольнения ключевых разработчиков. Однако уже через несколько месяцев X7 отменили, а в ZA/UM прошли сокращения. Студия уволила почти четверть сотрудников, в основном из команды X7.

Разработка этого проекта велась с 2022 года в довольно хаотичных условиях. Туулик и Клинджич рассказали, что никого из них не назначили формальным руководителем проекта, хотя именно они были его инициаторами. Фактически в команде не было нормальной иерархии. Все собеседники PC Gamer также рассказали, что разработчиков постоянно торопили.

Мы запустили «Плот» — телеграм-канал, где говорят о культуре в эпоху плохих новостей. Каждый день редакторы «Медузы» Софья Воробьева и Антон Хитров рассказывают о кино, сериалах, музыке, литературе и современном искусстве. Подписывайтесь: будем вместе спасаться в бурю.

У X7 вообще не было стадии препродакшена, а некоторые процессы руководство заставляло делать параллельно. «Мы даже толком не знали, какой будет история или персонажи, а команды художников уже рисовали первые концепты персонажей и окружения. Я уверен, вы понимаете, насколько это большая проблема, когда вы делаете сюжетно-ориентированную игру», — рассказал Туулик.

Постепенно руководство начало ограничивать Туулика и Клинджич, лишая их возможности общаться с остальной командой X7 напрямую. Большая часть таких инициатив исходила от Тыниса Хаавела. Клинджич считает, что это была месть за слова Туулика в документальном фильме ютьюб-канала People Make Games. Он позволил себе раскритиковать некоторые решения руководства, его поддержали фанаты, и это вызвало негодование у топ-менеджмента ZA/UM.

Документальный фильм канала People Make Games «Кто говорит правду о Disco Elysium?»

People Make Games

Действующие сотрудники студии признают, что отмена X7 сильно расстроила разработчиков и еще сильнее подорвала моральный дух команды. Главное, непонятны причины такого решения. Собеседники издания отмечают, что они изолированы друг от друга и им сложно делиться информацией.

Сразу три студии работают над идейными наследниками Disco Elysium. Но ключевые сотрудники ZA/UM не имеют отношения к этим проектам

За несколько дней до пятилетнего юбилея Disco Elysium стало известно, что бывшие сотрудники ZA/UM создали сразу три новые игровые студии независимо друг от друга. Подробностей об их проектах пока не так много. Но все игры, которые сейчас находятся в разработке, так или иначе должны стать духовными наследниками Disco Elysium. Вот что о них известно сейчас.

  • Longdue Games. Компанию основали 12 человек, среди которых бывшие разработчики ZA/UM, а также несколько бывших сотрудников Bungie и Rockstar Games. Свой первый, пока безымянный проект они называют «психогеографической ролевой игрой», где герои будут путешествовать по миру с постоянно меняющимся ландшафтом. Нарративный директор новой студии Грант Робертс рассказал, что источниками вдохновения для разработчиков служат Fallout, Planescape: Torment и, конечно же, Disco Elysium.
  • Dark Math Games. Студию основали 20 бывших сотрудников ZA/UM, среди которых Тимо Альберт — он был дизайнером анимационной графики Disco Elysium, а в новой компании получил должность арт-директора. Разработчики анонсировали игру под названием XXX Nightshift. У нее уже есть страница в Steam, и, судя по описанию и первому трейлеру, проект будет очень похож на Disco Elysium. Это детективная ролевая игра, где главной героиней станет оперативница Динора Кац. События будут разворачиваться в 2086 году на горнолыжном курорте в Антарктиде. Дата выхода XXX Nightshift пока не уточняется.
  • Summer Eternal. Студию основал сценарист Арго Туулик, всего в компании на момент анонса числилось семь человек включая Ольгу Москвину, которая была одним из пяти сценаристов Disco Elysium, и Дору Клинджич. Команда также планирует создать ролевую игру, однако о ней пока ничего не известно. Туулик лишь подчеркнул, что это точно не прямой сиквел Disco Elysium — у проекта будет новый сеттинг, новая история и новые игровые механики. Судя по всему, финансирование для него планируется получить при помощи краудфандинга.

Ни один из трех ключевых разработчиков, которые были уволены из ZA/UM в 2021 году, пока не присоединился ни к одной из новых студий, хотя Арго Туулик в своем обращении призвал их вернуться в игровую разработку. Чем сейчас занимаются Роберт Курвитц, Александр Ростов и Хелен Хиндпере, неизвестно. Что делает студия ZA/UM, тоже неясно. На сайте студии не указано ни одного проекта, находящегося в разработке. Не исключено, что ZA/UM так и останется компанией одной игры.

Михаил Герасимов

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.