В мировом прокате идет «Дикий робот» — полнометражный мультфильм Криса Сандерса. Автор трижды был номинирован на «Оскар» («Лило и Стич», «Семейка Крудс», «Как приручить дракона»), одна из центральных тем в его творчестве — отношения животных с человеком. В «Диком роботе» он идет еще дальше, лишая сюжет всего человеческого, — с дикими зверями в мультфильме справляется антропоморфный робот. Кинокритик Антон Долин рассказывает о мультфильме Сандерса, который снова может стать номинантом на «Оскар».
Иногда фильмы лучше всего описывают сами себя.
В «Диком роботе», новом прокатном хите студии DreamWorks Animation («Шрек», «Мадагаскар», «Кунг-фу панда»), есть сцена, в которой остров накрывает снежная буря. Животные и птицы всех видов готовятся умереть от холода. Но гостья из внешнего мира, универсальный робот-помощник ROZZUM-7134 (для друзей просто Роз), спасает и отогревает их всех в своем жилище — просторной деревянной хижине с очагом. Так на острове устанавливается гармония, напоминающая о «водном перемирии» из советского «Маугли». Для многих зверей Роз буквально становится приемной матерью.
Удивительное и редкое чувство умиротворения, уютного материнского тепла, излучает и сам мультфильм Криса Сандерса, поставленный по замечательной одноименной книге Питера Брауна. За это можно простить и сюжетную предсказуемость, и нехватку каких-либо новаторских амбиций или свежих идей в «Диком роботе».
Перекликаясь с недавним латвийским «Flow» (если в мире есть справедливость, они встретятся в анимационной номинации на «Оскарах»), «Дикий робот» приглашает нас в катастрофический мир, где не осталось людей — только животные, к которым присоединяется попавший в аварию и чудом выживший искусственный разум.
Поначалу ROZZUM-7134 обходит остров, безуспешно предлагая опоссумам, скунсам, бобрам и выдрам свои универсальные услуги. В ответ она получает только сокрушительный удар лосиными рогами и атаку разгневанного гризли. Спасаясь от хищника, робот случайно уничтожает гусиное гнездо, но чудом спасает последнее яйцо. Из него вылупляется гусенок, первый приемный ребенок Роз. Главное утопическое допущение мультфильма — способность железной машины развить свой эмоциональный интеллект, превратив заложенный программистами императив заботы в натуральный материнский инстинкт. Неслучайно робот (вот где не хватает феминитива), озвученный Лупитой Нионго, говорит женским голосом.
Universal Pictures
Universal Pictures
Universal Pictures
Тысячелетиями культура, пытаясь говорить о боге, использовала изображения человека. В последние сто лет творение людей — робот — становится лучшим способом говорить о человечности.
От «Метрополиса» (первый выдающийся киноробот тоже был женщиной) до «Терминатора», от «Короткого замыкания» до «Искусственного разума» роботы помогали изучать потребности и возможности их создателей, создавших сложные машины по своему образу и подобию. «Дикий робот» вписывается в эту традицию, обходясь практически вовсе без людей на экране и таким образом доводя до логического предела идеи апокалиптического «ВАЛЛ-И».
Гениальный мультфильм Pixar, впрочем, лишь один из многих предшественников «Дикого робота». Авторы новой картины чрезвычайно подкованы в истории экранных роботов и цитируют на разный лад Карела Чапека — изобретателя термина «робот» (в его пьесе они были «Россумскими»), Стэнли Кубрика с его демоническим HAL 9000 (за Роз прилетает корабль с беспощадным одноглазым роботом-супервайзером), Хаяо Миядзаки с его Лапутой и одичавшим роботом-садоводом, Брэда Берда с его душераздирающим Стальным Гигантом и много кого еще. Не слишком изысканная, но полная утешительных дежавю игра «на узнавание» со зрителем будто страхует от слишком дискомфортных сюжетных поворотов.
Разумеется, у фильма есть и собственные достоинства, включая оригинальных персонажей. Невозможно не влюбиться в многодетную мать-опоссумиху Пинктейл (Кэтрин ОʼХара), хитрого изобретательного лиса-одиночку Финка (Педро Паскаль) или одержимого бобра-художника Паддлера (Мэтт Берри), задумавшего в одиночку повалить самое огромное дерево острова. Марк Хэмилл, неоднократно озвучивавший анимацию, рычит за гризли Торна, а закадровое присутствие актера отсылает к еще одной сказке о человечных роботах — «Звездным войнам».
Universal Pictures
Несомненно, «Дикий робот» — образец мейнстримного Голливуда с его внятным юмором, открытой сентиментальностью, показательным гуманизмом и семейными ценностями (в список которых входит и приемное родительство, один из важнейших лейтмотивов фильма).
Удивительным образом этот набор ожиданий не мешает режиссеру Крису Сандерсу быть подлинным автором с собственными сквозными темами и мотивами. Известность ему принес эксцентрический «Лило и Стич», славу закрепил «Как приручить дракона», а недавно Сандерс дебютировал в игровом кино «Зовом предков» по Джеку Лондону. Таким образом, все его творчество посвящено эволюции сложных отношений между человеком и животными — дикими или ручными. Сандерс ставит под вопрос привычные иерархии, каждый раз разоблачая самоуверенность человека, но воспевая ум и интуицию, терпимость и бескорыстие зверя.
«Дикий робот» окончательно разрушает традиционные схемы. Хозяина как такового, то есть человека, сюжет не предполагает вовсе. Роз и ее воспитанник, растущий на глазах гусенок Брайтбилл (Кит Коннор), постоянно меняются местами, утешая и выручая друг друга. Жители острова постепенно образуют утопическую семью, способную с пониманием относиться к слабостям и потребностям других: ты почти забываешь, что половина из них вообще-то хищники. Так из сказки о механических помощниках и «братьях наших меньших» фильм Сандерса вырастает в притчу о материнстве, принятии ближнего и воспитании чувств.