На Hulu завершился четвертый сезон «Убийств в одном здании», в котором Мэйбл, Чарльз и Оливер (их все так же играет удачное трио Селены Гомес, Стива Мартина и Мартина Шорта) расследуют гибель дублерши и близкой подруги Чарльза. Одновременно о подкасте главных героев снимают фильм, в котором их роли исполняют звезды Зак Галифианакис, Ева Лонгория и Юджин Леви. А еще на этот раз шоураннеры — сам Стив Мартин и Джон Хоффман — не только шутят и иронизируют, но и рассуждают о старении, утрате и смерти. «Медуза» рассказывает, чем еще примечателен четвертый сезон «Убийств в одном здании».
«Убийства в одном здании» — одно из лучших шоу на стримингах за последние годы. Каждый из четырех сезонов получил на агрегаторе Rotten Tomatoes более 96% положительных рецензий критиков, а третий сезон заработал еще и 21 номинацию на «Эмми». При этом у сериала явно небольшой бюджет, нет масштабной маркетинговой кампании и дорогостоящих декораций, его действие редко выходит за пределы нью-йоркской многоэтажки.
Главные герои истории — бывшая звезда сериала о полицейских Чарльз (Стив Мартин), бродвейский режиссер-неудачник Оливер (Мартин Шорт) и Мэйбл (Селена Гомес), девушка, которая не может найти свое место в жизни. Все живут в исторической многоэтажке «Аркония» в Нью-Йорке и так увлекаются тру-крайм подкастами, что запускают собственный — про убийства в их доме.
Четвертый сезон начинается в той же точке, где закончился предыдущий: подругу и дублера Чарльза, каскадершу Сазз (Джейн Линч), застрелил снайпер. Неизвестно, была ли целью она или убийца принял ее за Чарльза: друзья одевались в одинаковом стиле, а в момент выстрела Сазз находилась в квартире Чарльза. Как бы то ни было, Чарльз, Оливер и Мэйбл начинают расследовать убийство.
Одновременно троица участвует в съемках экранизации своего же подкаста. Роли героев в ней исполняют Юджин Леви из «Американского пирога», Ева Лонгория из «Отчаянных домохозяек» и Зак Галифианакис из «Мальчишника в Вегасе». Они играют самих себя — актеров, которые пытаются вжиться в образы Чарльза, Мэйбл и Оливера и даже помогают им в расследовании.
В четвертом сезоне создатели «Убийств» Стив Мартин и Джон Хоффман продолжают ломать стереотипы «уютного детектива». Обычно в таких сериалах преступников играет приглашенная звезда, но в «Убийствах» почти каждый персонаж — знаменитость, поэтому клише не работает, и шоураннеры продолжают ловко пользоваться этим. Например, помещают в один кадр Зака Галифианакиса и Мерил Стрип, при этом Галифианакис играет себя, а Стрип — начинающую актрису Лоретту.
Но в остальном новый сезон «Убийств» выделяется на фоне предыдущих: на этот раз Мартин и Хоффман решили слегка перепридумать вселенную сериала. Часть обитателей «Арконии» из прошлых сезонов не появляется вообще или показывается на пару минут, чтобы дать мудрый совет — и исчезнуть. В освободившееся пространство сценаристы вводят новых жильцов-отщепенцев из западного крыла «Арконии», так называемых «западников», которые становятся главными подозреваемыми в убийстве Сазз. А Чарльз следит за ними в бинокль, как герой хичкоковского «Окна во двор».
Юмор стал более расслабленным и легким, чем в третьем сезоне, где шутки, по мнению критиков, были не самой сильной частью шоу. Герои даже шутят о себе как о персонажах сериала, ломая четвертую стену. Вот пример: «Если вы хотите, чтобы мы отказались от расследования, то зря тратите время», — говорит Мейбл детективу Уильямс. «После трех сезонов я это поняла», — отвечает детектив.
В прошлом сезоне расследование Чарльза, Оливера и Мэйбл касалось театральной труппы — так шоураннеры обыгрывали классический детективный троп об убийстве на сцене (многие критики посчитали этот ход не самым удачным). Но в этом году сюжет построен вокруг феномена Голливуда — сразу ясно, что Мартин и Хоффман чувствуют себя намного увереннее и с удовольствием высмеивают индустрию. Продюсеры у них — жадные и нелепые, сценаристы — бесхребетные, актеры — самовлюбленные и пустоголовые.
Hulu
Однако рассуждения о Голливуде не сводятся к одной лишь иронии, шоураннеры отдают дань уважения легендарному кино — кстати, не самому очевидному в контексте «уютного детектива». Так, фильм о подкасте снимают модные сестры-режиссерки Браззерс, победившие в Каннах. Это, с одной стороны, намек на сестер Вачовски, с другой — отсылка к вестерну «Братья Систерс» Жака Одиара. Эффектная цитата из еще одного вестерна есть в пилотном эпизоде нового сезона «Убийств» — финал серии повторяет немую сцену из «Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне.
Отдельное внимание Мартин и Хоффман решили уделить каскадерам. С одной стороны, шоураннеры высмеивают представителей этой голливудской касты, показывая их сумасшедшими трюкачами. С другой, в сериале каскадеры показаны как незаметная опора, которую в индустрии воспринимают как должное, хотя без нее не обойтись. Схожий посыл был у «Каскадеров» Дэвида Литча и «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино. В реальном Голливуде уже несколько лет говорят, что каскадеры заслуживают своей номинации на «Оскар», и четвертый сезон «Убийств» словно продвигает эту идею.
Но вернемся к детективному жанру, потому что «Убийства» — в первую очередь про запутанный поиск преступников. Мартин и Хоффман послушали критиков, которым не очень понравился перекос в сторону личной драмы героев в третьем сезоне. Теперь большая часть времени снова посвящена расследованию, и впервые за четыре сезона дело касается лично одного из героев: убита лучшая подруга Чарльза.
В прошлых выпусках яркая и раскрепощенная дублерша Сазз была одним из второстепенных персонажей, дополняя зажатого и закомплексованного актера. В четвертом сезоне история их дружбы становится эмоциональным центром истории. После смерти Сазз ее призрак является к Чарльзу в виде внутреннего голоса и помогает не только расследовать преступление, но и принять утрату.
Конечно, для «Убийств» эта сюжетная линия во многом самоповтор: вокруг смерти второстепенной героини из первого сезона построена вторая часть сериала, а мысленные споры с призраками жертв уже вела Мэйбл. Но в этот раз получается по-настоящему трогательно и эмоционально: история превращается в лирическое размышление о том, как быть, если уходят друзья, казавшиеся вечными.
Судя по 94% положительных отзывов на Rotten Tomatoes, критики в восторге от нового сезона. По мнению журналистов, шоу «по-прежнему смешное, хорошо снятое и сыгранное». Также им понравились «самоирония», линия с Галифианакисом, Лонгорией и Леви, а также сатира на индустрию развлечений. Еще один плюс — удачный «баланс между юмором и меланхолией». Сериал со свойственной ему легкостью исследует такие проблемы, как старение, поиск себя и вечные сложности в отношениях между людьми. Единственный минус шоу, по мнению критиков, — «перенасыщенность», ведь «слишком много обаяния может быть так же вредно, как и его отсутствие».
Впрочем, Hulu по-прежнему очень довольна своим хитом: после выхода всего лишь двух эпизодов четвертого сезона компания продлила его на пятый.
Что известно о бюджете сериала?
Создатели не говорят об этом, но известно, что Стив Мартин и Мартин Шорт заработали по 6 миллионов долларов за первый сезон из 10 эпизодов.
Это реальное здание?
Да. «Роль» жилого дома сыграл отель «Белнорд» 1909 года постройки. Он расположен в районе Верхний Вест-Сайд на Манхэттене.
«Уютный детектив»
Поджанр детектива, где насилию уделяется минимум внимания, расследования проходят в небольших сообществах (например, в маленьком городе или районе), а главный герой всегда дилетант. Яркие примеры — «Она написала убийство» или «Мисс Марпл».
«Братья Систерс» (The Sisters Brothers)
Вестерн Жака Одиара, вышедший в 2018 году. Основан на одноименном романе канадского писателя Патрика ДеВитта. Главные роли исполнили Хоакин Феникс, Джон Си Райли, Джейк Джилленхол и Риз Ахмед. Фильм получил высокие оценки критиков и завоевал несколько наград, включая «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале в 2018 году.
«Однажды на Диком Западе»
Один из самых известных вестернов в истории. Саспенс и долгие напряженные сцены без диалогов — фирменный стиль Серджо Леоне. Первый эпизод четвертого сезона «Убийств» называется так же, как фильм Леоне. В финале серии Чарльз засыпает, смотря этот фильм, а когда просыпается, происходит шокирующая развязка без единого слова — в стиле Леоне.
Как критиковали юмор в третьем сезоне?
В рецензии The Hollywood Reporter говорилось, что от шуток в сериале «возникает чувство неловкости». Rolling Stone писал, что сценаристы «растратили комедийный гений» Мартина и Шорта, потому что «прониклись такой любовью к героям, что стали относиться к ним слишком осторожно». А Decider отметил, что «остроту оригинала заменили попытки угодить фанатам».