Дуа Липа выпустила свой третий альбом — «Radical Optimism». И хотя в своих интервью поп-певица часто высказывается о том, что происходит в мире, ее музыки политика не касается — перед нами 11 хитов о любви и расставаниях, по которым точно запомнится лето 2024 года. По просьбе «Медузы» музыкальный критик Лев Ганкин послушал пластинку Дуа Липы, записанную вместе с Кевином Паркером из Tame Impala, и рассказал о том, как музыканты продолжают традицию поп-музыки 1970–1980-х — несмотря ни на что.
В свежем интервью Apple Music Дуа Липа призналась, что почти десять лет назад, еще в статусе не более чем перспективной дебютантки, она загадала для себя к третьему альбому два счастливых события. Одно из них — совместная работа с Кевином Паркером из австралийского проекта Tame Impala (у которого примерно тогда вышел прорывной альбом «Currents»). Другое — хедлайнерский слот на фестивале в Гластонбери, куда уроженка Лондона ездила каждый год обычной зрительницей, чтобы классно провести время и посмотреть живьем на лучших артистов современности.
Мечты сбываются: больше половины песен с вышедшего в начале мая альбома «Radical Optimism» написаны в соавторстве с Паркером, а меньше чем через два месяца Липа выйдет на пирамидальную сцену в Гластонбери в статусе одной из трех хедлайнеров этого года, наряду с SZA и Coldplay. Есть от чего испытывать «радикальный оптимизм» — именно так называется свежий полноформатный релиз певицы.
Кажется, у песен с «Radical Optimism» нет ни одного шанса не «поджечь» фестивальную аудиторию. Первая медленная баллада («Anything for Love») в трек-листе альбома обнаруживается на десятом месте из двенадцати, да и той хватает лиризма всего лишь на минутку: во второй половине трека все равно начинает звучать неминуемый диско-бит. В русскоязычных промо-материалах «Radical Optimism», если бы таковые существовали, пластинка наверняка описывалась бы как «коллекция летних бэнгеров» или что-то в этом роде — и оспорить такую характеристику было бы весьма затруднительно.
Кевин Паркер захватил в студию пару своих излюбленных аналоговых синтезаторов, но в остальном психоделическим роком Tame Impala, так взволновавшим Дуа Липу десятилетием ранее, здесь и не пахнет: перед нами не столько музыкант, сочинивший «Elephant» или «Let It Happen», сколько тот, кто успешно работал с Леди Гагой, Трэвисом Скоттом и The Weeknd.
Dua Lipa
Другие соратники Липы по записи альбома еще более «радикально оптимистичны»: Кэролайн Эйлин, постоянная соратница певицы, написавшая с ней в соавторстве в 2017 году первый хит «New Rules»; Тобиас Джессо-младший, сотрудничавший с Адель и Гарри Стайлзом; а также Дэнни Л. Хэрл, выходец из гиперпоп-тусовки лейбла PC Music, в числе прочего выступивший соавтором британской песни на «Евровидении-2024». Каждый из этих людей мог бы стать автором учебника с заголовком «как писать хиты» — и свои компетенции они исправно демонстрируют на всем протяжении альбома «Radical Optimism».
Успешными синглами с пластинки стали песни «Houdini», «Training Season» и «Illusion», но многие другие композиции — и открывающая «End of an Era» с обаятельным речитативом, и «French Exit» с запоминающейся фоновой гитарной партией, и европоп-боевик «Falling Forever» — нисколько не уступают им в цепкости и мелодизме. Словом, под «Radical Optimism» можно и нужно танцевать перед сценой Гластонбери. Или, например, заниматься фитнесом — энергичный ритм большинства песен с альбома как нельзя лучше подойдет для тренировки.
Единственное, чего делать, судя по всему, наоборот, не надо — это изучать, что говорит про свой новый альбом сама Дуа Липа. В преддверии его выпуска певица подогревала общественный интерес, рассказывая о том, как вдохновлялась при создании новых песен британской музыкой первой половины 1990-х, от Massive Attack и Primal Scream до Oasis и Blur. Если это и было так, то ни одного свидетельства тому в финальной записи не сохранилось: «Radical Optimism» выполнен в традиции широковещательной танцевальной музыки, восходящей к концу 1970-х — началу 1980-х годов. Ориентиры здесь — клубный электропоп по заветам Джорджо Мородера, классические записи ABBA, кое-где чуть более поздний евродэнс. Запись получилась во всех смыслах слова старосветская: черпающая силы из разнообразных винтажных источников, а также отчетливо европейски ориентированная. Это редкий сегодня массовый широкоформатный альбом, в котором практически не сыскать элементов хип-хопа или R&B. Из афроамериканских стилей есть лишь диско, но и то скорее в духе песни «Gimme Gimme Gimme (A Man After Midnight)», чем в аутентичных версиях резидентов нью-йоркских клубов «Studio 54» и «Paradise Garage».
Dua Lipa
Еще Дуа Липа утверждала, что «Radical Optimism» — ее самая личная пластинка. Если это означает песни про любовь, то да — все 11 фрагментов записи именно таковы. К теме певица подходит находчиво, так, в «Houdini» она уподобляет себя заглавному персонажу, легендарному иллюзионисту — мол, не успеешь оглянуться, а меня и след простыл. Лирическая героиня «French Exit» тоже выходит из отношений, на сей раз без фокусов в духе Гарри Гудини, но и без лишних слов; в английском языке это называется «уходом по-французски», а в остальном мире — как раз «по-английски», что Липа и подчеркивает, на мгновение переходя на французский язык: «French exit (filer dʼanglaise)». Предсказуемый эмоциональный диапазон — вот мы любим друг друга и мы счастливы, а вот мы расстаемся и переживаем — примечательно расширяется в последних двух композициях: в «Maria» Липа благодарит бывшую девушку своего бойфренда за то, что та положительно на него повлияла, а в «Happy For You» радуется уже за своего бывшего, что у того в жизни все сложилось неплохо.
Умение небанально выступить на избитую тему романтической любви — одно из условий возникновения высокоуровневой поп-музыки, и Дуа Липа это условие выполняет. Впрочем, не факт, что этого достаточно для того, чтобы охарактеризовать получившийся альбом как «личный»: в песнях здесь нет ни имен, ни деталей, ни подробностей — это типические сценки из жизни человека, который пользуется дейтинговыми сервисами и регулярно оказывается на свиданиях разной степени перспективности. «Radical Optimism» предлагает нам не столько подсмотреть за частной жизнью исполнительницы, сколько спроецировать на представленный в песнях трафарет наш собственный опыт: это (почти) чистый лист, который мы вольны заполнять, как нам захочется.
Вот и выходит, что, говоря на все лады о новой странице в творчестве, Дуа Липа на самом деле остается прежде всего последовательной. Последовательной стилистически — «Radical Optimism» с его ретровайбом стартует примерно там же, где припарковалась предыдущая запись певицы, нашумевший альбом «Future Nostalgia» 2020 года. А также последовательной поведенчески — она всегда оберегала свою личную жизнь от излишнего внимания извне и не изменяет себе и здесь.
Dua Lipa
Наконец, Дуа Липа последовательна и еще кое в чем — и это хорошо рифмуется со старосветской стилистикой ее новой пластинки. Музыка для нее по-прежнему вещь в себе, некое особое пространство персональной утопии, надежно защищенное от потенциально угрожающего внешнего воздействия. Сила альбома «Future Nostalgia» заключалась, прежде всего, в его полной внеположности всему, что происходило вокруг: это был набитый под завязку хитами танцевальный блокбастер, изданный на фоне самых суровых коронавирусных локдаунов, когда танцевать под него дозволялось разве что в собственной спальне за закрытыми дверьми. Посыл той записи звучал предельно внятно: вокруг может происходить черт знает что, но это не должно помешать нам закатить воображаемую вечеринку, какие бывали у нас в прошлом (и, возможно, но не точно, случатся в будущем).
«Radical Optimism» продолжает эту линию: в нем нет не только деталей личной жизни певицы, но и какой-либо общественной повестки. Хотя как частное лицо Дуа Липа высказывается по самым разным поводам — от брекзита и выборов в США до палестино-израильского конфликта, — в ее песнях нет ни намека на какие-либо «вызовы времени». Мухи отдельно — котлеты отдельно.
Это, вероятно, не очень современно и не очень прогрессивно — но, возможно, именно в этой точке альбом «Radical Optimism» начинает по-настоящему отыгрывать свой броский заголовок.
Пирамидальная сцена Гластонбери
Одна из площадок музыкального фестиваля, проходящего в Великобритании. Это главная сцена фестиваля, один из его символов.