Алексей Дружинин / Спутник / AP / Scanpix / LETA
истории

В России хотят производить собственные игровые консоли Эксперты считают, что это будет долго и дорого — а еще вряд ли понравится пользователям из-за «патриотизма» в играх

Источник: Meduza

Правительство РФ по поручению Владимира Путина ищет подрядчиков для создания российских игровых консолей. Эксперты допускают, что в стране можно создавать подобные устройства, но их разработка может занять много лет. При этом отечественные приставки вряд ли смогут составить хоть какую-то конкуренцию продуктам Sony, Microsoft или Nintendo.


В конце марта Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о производстве в России стационарных и портативных игровых консолей (именно так, во множественном числе). Премьер-министр Михаил Мишустин должен предоставить отчет 15 июня 2024 года.

Помимо игровых консолей Путин предлагает создать «операционную систему и облачную систему доставки игр и программ пользователям». Последняя уже есть у VK: сервис VK Play Cloud позволяет запускать игры на удаленных серверах, так что пользователю не нужен мощный компьютер для требовательных к ресурсам игр. Причем это работает не только с проектами из каталога VK Play, но и с играми, купленными на сторонних площадках — например, Steam и Epic Games Store.

Разрабатывать российскую игровую консоль в общих чертах, возможно, будет именно VK, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник среди производителей электроники. Компания активно развивает игровое направление в России — например, год назад она сообщала, что планирует инвестировать миллиард рублей в собственный игровой движок. Что касается непосредственной сборки, ей могут заняться Fplus или GS Group — как считает собеседник газеты, у этих холдингов достаточно компетенций, чтобы производить такие устройства. Однако не уточняется, что именно это могут быть за консоли.

Эксперты сомневаются, что в России можно создать конкурента PlayStation или Xbox

Сейчас на рынке доминируют три игровые консоли: гибридная Switch, которую выпускает Nintendo, и две стационарных — PlayStation 5 от Sony и Xbox Series X|S on Microsoft. Все эти устройства открывают доступ к собственным играм, хотя в последнее время Microsoft и Sony все чаще портируют свои игры на ПК, чтобы заполучить новую аудиторию.

Помимо этого есть Steam Deck и ее аналоги — по сути, портативные игровые компьютеры, которые позволяют запускать ПК-игры из популярных игровых магазинов, но с техническими ограничениями. Такие устройства в России производить можно, говорит «Коммерсанту» руководитель розничных проектов Fplus Антон Фомин. А вот чтобы создать продукт уровня PS или Xbox, в стране нет достаточной экспертизы.

Еще один эксперт в разговоре с «Коммерсантом» добавил, что разработка такой системы может занять до 10 лет и стоить от 5 до 10 миллиардов рублей. Он не уточнил, все ли расходы учитывал в своей оценке — ведь помимо разработки деньги нужны, например, на непосредственное производство, маркетинг и дистрибуцию.

При этом технологически такой продукт все равно будет отставать от лидеров рынка на 10–15 лет. Продуктовый директор «Мира танков» Андрей Лысак считает, что запустить отечественную консоль можно быстрее и дешевле — если сотрудничать с «дружественными странами». С этим согласен источник «Коммерсанта»: по его словам, чтобы создать устройство «по чертежам китайских производителей», достаточно двух лет и 500 миллионов рублей.

Журналистам удалось найти локальные разработки, но их возможности сомнительны, а цена завышена

Вскоре после поручений Путина «Известия» написали об устройстве PlaySpace: его разрабатывают студенты Донского государственного технического университета. PlaySpace называют «российским аналогом PlayStation», хотя даже лидер проекта Артем Пазин признает, что фактически это мини-ПК с собственной операционной системой и довольно скромными характеристиками: процессор Intel Atom X5, 4 Гб оперативной и 64 Гб встроенной памяти. Розничная цена PlaySpace составит примерно 47 тысяч рублей, но пока неизвестно, когда она может поступить в продажу.

Издание CNews отмечает, что разработка студентов ДГТУ сильно уступает PlayStation 5 и Xbox Series X по техническим характеристикам, а стоит при этом почти столько же. Кроме того, журналисты обнаружили, что в китайском онлайн-маркетплейсе AliExpress похожее устройство продается примерно за 17 тысяч рублей — с учетом доставки по России. А на Ozon можно найти аналоги всего за 8 тысяч рублей.

Главной проблемой PlaySpace называют устаревший процессор Intel Atom X5, который вышел восемь лет назад и изначально не был предназначен для игр. Как добавляет издание Hi-Tech Mail.ru со ссылкой на зарубежных экспертов, этот процессор едва справляется с несколькими запущенными вкладками в браузере. Сомнения вызывает и «инновационная особенность» PlaySpace — возможность использовать для управления смартфон вместо геймпада. Это неудобно не только в полноценных консольных играх, но часто и в мобильных — если разработчики не придумали, как адаптировать управление.

Еще одной разработкой занимается Томский политехнический университет. Это руль с обратной связью для автомобильных симуляторов. Когда он выйдет в продажу — тоже неизвестно. Устройство может стоить около 45 тысяч рублей: это в несколько раз ниже топовых западных моделей, но сопоставимо со средними продуктами.

Поскольку западные поставки ограничены, этот руль может найти свою нишу — однако потенциальных покупателей все равно придется убеждать, что им стоит выбрать отечественную продукцию, пишут «Известия» со ссылкой на Ярослава Мешалкина, эксперта в области киберспорта и видеоигр, который раньше отвечал за стратегические коммуникации в российском киберспортивном холдинге ESforce.

Какие игры продвигает Кремль — обсуждаем в подкасте «Что случилось»

Возможно, внедрить отечественные консоли не получится потому, что для них просто не будет игр — или они окажутся слишком «патриотическими»

Российские власти уже не первый год призывают развивать игровую индустрию. После того как многие международные и некоторые местные компании покинули российский рынок из-за начала полномасштабного вторжения в Украину, об этом говорят еще чаще.

Например, в конце 2022 года стало известно, что власти готовятся запустить федеральный проект «Игровая индустрия будущего» и создать структуру «Росгейм», которая будет развивать индустрию в стране. Самый оптимистичный сценарий подразумевал финансирование в размере 50 миллиардов долларов. Предполагалось создать 65 игр (25 высокобюджетных и 40 подешевле), увеличить число студий в 14 раз (не уточняется, от какого изначального числа) и запустить две игровых консоли к 2030 году.

При этом источник «Коммерсанта», знакомый с планами властей по поддержке индустрии, отмечал: государство пока не понимает, откуда брать деньги.

На современных консолях каждую неделю выходит по несколько новых игр от разных разработчиков. Антон Фомин из Fplus напоминает, что основную прибыль производителям приносит именно контент — сами устройства нередко продаются по себестоимости или даже в минус. Как минимум так бывает в первые годы после запуска — пока технологии не подешевеют. Как обеспечить отечественные устройства достаточным количеством игр, пока неясно.

В конце 2022 года Институт развития интернета (ИРИ), который распределяет бюджетные деньги на «патриотический контент», выделил гранты на 14 игр, при том что планировал поддержать 177. Когда он распределит оставшиеся гранты, неизвестно. Фокус на «патриотизме» тоже может помешать успеху российских консолей. Как отмечал Василий Овчинников, возглавляющий Организацию развития видеоигровой индустрии, такие проекты будут интересны только без «прямолинейного ура-патриотического контента». А это, кажется, пока единственная цель российских властей.

Михаил Герасимов

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.