Уже почти три недели не утихает скандал вокруг выступления Джонатана Глейзера на церемонии вручения премии «Оскар». Принимая статуэтку за экспериментальную драму «Зона интересов» в номинации «Лучший международный фильм», британский режиссер произнес противоречивую антивоенную речь, в которой затронул тему палестино-израильского конфликта, дегуманизации и холокоста. «Зона интересов» рассказывает о благополучной жизни коменданта Освенцима Рудольфа Хесса и его семьи, которые живут через забор от концентрационного лагеря. Сам Глейзер — потомок бессарабских и украинских евреев, бежавших из Российской империи в Великобританию после кишиневского погрома в 1903 году. Тем не менее после выступления на церемонии режиссера обвиняют в отрицании холокоста. Рассказываем, что еще говорят о заявлении кинематографиста.
Что сказал Глейзер
Огромное вам спасибо. К сожалению, свою речь я прочту. Я хочу поблагодарить Академию за эту честь, наших партнеров A24, Film4, Access и Польский институт кино. Спасибо Государственному музею Аушвиц-Биркенау за доверие и наставление. Спасибо моим продюсерам, актерам и соавторам.
Все наши [творческие] решения были нужны для того, чтобы заставить зрителя посмотреть на себя со стороны. Не чтобы сказать: «Посмотрите, что они [нацисты] делали тогда», а чтобы сказать: «Посмотрите, что мы делаем сейчас». Наш фильм показывает, к чему приводит дегуманизация в ее худшем проявлении. Она сформировала все наше прошлое и настоящее.
Мы — те, кто стоит сейчас на этой сцене, — отвергаем использование еврейской идентичности и холокоста в качестве оправдания оккупации, ставшей причиной конфликта, затронувшего стольких невинных людей. И жертвы октября… (Глейзер останавливается из-за аплодисментов.) И жертвы 7 октября в Израиле, и жертвы продолжающейся атаки на Газу — это все жертвы дегуманизации. Как нам ей противостоять?
Александра Быстронь-Колодзейчик, девушка, которая светится в фильме так же, как она светилась в жизни, решила противостоять. Я посвящаю этот фильм ее памяти и ее сопротивлению. Спасибо.
После церемонии Глейзер не комментировал свою речь. В декабре 2023-го, еще до награждения, в разговоре с The New York Times он назвал нападение ХАМАС 7 октября «отвратительным» и выразил свое негодование в связи с тем, что Израиль использует холокост, чтобы оправдать жестокие ответные меры.
Антон Долин — о «Зоне интересов»
Реакция
Сразу же после выступления Глейзера многие СМИ, включая крупнейшее киноиндустриальное издание Variety, так или иначе исказили речь режиссера.
Цитату «Мы отвергаем использование еврейской идентичности и холокоста в качестве оправдания оккупации, ставшей причиной конфликта, затронувшего стольких невинных людей» многие источники сократили до «Мы отвергаем свою еврейскую идентичность» или даже «Мы отвергаем свою еврейскую идентичность и холокост». Во многих русскоязычных источниках после перевода смысл также исказился.
Режиссера мгновенно начали яростно критиковать в соцсетях. Глейзера обвинили не только в отказе от еврейства, но и в отрицании холокоста.
Американский консервативный политический комментатор Бен Шапиро написал в соцсети Х (бывший твиттер), что Глейзер отказывает Израилю в праве защищать себя:
В фильме Джонатана Глейзера «Зона интересов» нет ни одного еврея. По мнению Глейзера, лучшие евреи — это безликие жертвы, кричащие вдали. Иронично, что он сам стал злодеем: получает награды благодаря безымянным мертвым евреям, игнорируя живых евреев, которых режут вокруг Газы занимающиеся геноцидом убийцы.
Дэвид Шехтер, президент Американского фонда выживших в холокосте (Holocaust Survivors' Foundation — USA), раскритиковал Глейзера за то, что тот сравнил «маниакальную жестокость ХАМАС по отношению к невинным израильтянам» с «необходимой самозащитой Израиля от продолжающегося варварства ХАМАС». В своем открытом письме 94-летний Шехтер, который провел три года в Освенциме и год в Бухенвальде, написал:
Ваши комментарии фактически ошибочны и морально неприемлемы. «Оккупация», о которой вы говорите, никак не связана с холокостом. Еврейский народ и его право жить на земле Израиля появились за сотни лет до холокоста. Сегодняшний политический и географический ландшафт — прямой результат войн, начатых бывшими арабскими лидерами, которые отказались принять евреев в качестве своих соседей на нашей исторической родине. Теперь, когда несколько арабских стран заключают мир с Израилем, потому что безопасность и процветание лучше для всех людей, Иран и его террористические прокси начали еще одну войну, подстрекаемую слишком многими — теми, кто из наивности или злобы винит «оккупацию». <…> Если создание, существование и выживание государства Израиль как еврейского государства равнозначно для вас «оккупации», то, очевидно, вы ничего не поняли из вашего фильма.
Майкл Фройнд, бывший советник премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу, назвал режиссера «худшим примером еврея, который ненавидит себя и использует холокост», чтобы публично осудить Израиль.
Продюсер Ричард Транк, который в 1998 году получил «Оскар» за документальный фильм о холокосте «Долгая дорога домой», написал гостевую колонку в The Hollywood Reporter. В ней он назвал Глейзера «невероятно высокомерным человеком, который сравнил израильских евреев с нацистами».
Я точно знаю, что слова лауреата «Оскара» возмутили многих евреев по всему миру и вызвали у них отвращение. Я тоже принадлежу к этой группе — и скажу, что если и «отвергаем что-то», то такие заявления, как у Глейзера.
С 18 марта более 1200 евреев, которые работают в Голливуде, подписали письмо, осуждающее выступление Глейзера. В нем говорится:
Мы против того, чтобы нашу еврейскую идентичность использовали, чтобы провести параллель между нацистским режимом, стремившимся к уничтожению определенной расы, и израильским государством, стремящимся предотвратить свое уничтожение.
Использование слова «оккупация» для описания защиты своей родины коренным еврейским населением — она [родина] существует уже тысячи лет, ООН признала ее государством — искажает историю. Это легитимизирует современный кровавый навет, источник антисемитизма, в том числе в Соединенных Штатах и в Голливуде.
Среди подписавшихся — актеры Бретт Гельман («Очень странные дела»), Дженнифер Джейсон Ли («Омерзительная восьмерка») и Дебра Мессинг («Жених напрокат»), продюсеры Лоуренс Бендер («Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки»), Эми Паскаль («Человек-паук»), Ари Арад («Железный человек») и Гари Гилберт («Ла-Ла Ленд»), сценаристы Алекс Литвак («Хищники») и Джозеф Вайсберг («Американцы»), режиссеры Ариэль Вромен («Преступник»), Элай Рот («Хостел», «Бесславные ублюдки»), Род Лури («Форпост») и Хонатан Якубович («Сопротивление»).
Кроме того, глава Антидиффамационной лиги Джонатан Гринблатт заявил, что Глейзер «минимизирует холокост и одновременно с этим получает награду за фильм о холокосте».
Он не замечает, что именно ХАМАС дегуманизирует евреев и израильтян. Именно это привело к текущей войне. Израиль не использует ничью еврейскую идентичность, он защищает право каждого еврея на существование.
Венгерский режиссер Ласло Немеш, чей фильм об Освенциме «Сын Саула», как и «Зона интересов», в 2016-м получил «Оскар» в «иностранной» категории, похвалил фильм Глейзера, но раскритиковал его слова:
«Зона интересов» — это важный фильм. Он сделан необычным образом. Он меняет сам язык кинематографа. Но режиссеру стоило промолчать, а не показывать свое непонимание истории и сил, разрушающих цивилизацию, до или после холокоста. Если бы он взял на себя ответственность, которую предполагает фильм такого рода, он бы не прибегал к пропагандистским аргументам.
A24
Кто поддержал Глейзера
Известный американский драматург Тони Кушнер, который написал для Стивена Спилберга сценарии «Вестсайдской истории», «Линкольна», «Фабельманов» и «Мюнхена» (фильм рассказывает об операции израильской разведки против палестинских террористов, совершивших теракт на мюнхенской Олимпиаде в 1972-м), выступил в поддержку Глейзера в подкасте израильской газеты Haaretz.
Глейзер говорит очень простые вещи. Он говорит о том, что еврейская идентичность, еврейская история, история холокоста, история страданий евреев не должны использоваться как оправдание для проекта по дегуманизации или резни других людей. Это неправомерное использование значения еврейства и холокоста. И он это использование отвергает.
Как с этим можно не согласиться? Каким нужно быть человеком, чтобы считать происходящее в Газе приемлемым? Если вы публично заявляете: «Мне все равно, что они делают», потому что чувствуете, что ваш единственный выбор как еврея — это защищать все, что делает Израиль, то вам должно быть стыдно.
Кушнер — потомок еврейских эмигрантов из России и Польши. Он отметил, что ответ Израиля на атаку 7 октября достиг невообразимых масштабов, и раскритиковал политику премьер-министра Биньямина Нетаниягу. При этом пьеса Кушнера «Ангелы в Америке» продолжает идти в тель-авивском театре «Камери».
Кроме того, поддержал Глейзера и документалист Азиф Кападиа, автор фильмов «Сенна», «Эми» и «Диего Марадона»:
На самой большой сцене в мире он выступил в защиту людей без власти и без голоса. А также тех, кто боится высказываться, будучи частью консервативной индустрии, в которой не принято рисковать, но можно заносить людей в «черные списки». Он встал и сказал правду. Вот что делают настоящие художники.
Посты в защиту Глейзера также написали режиссер Бутс Райли, группа Massive Attack, актриса Зои Казан и Государственный музей Аушвиц-Биркенау. По словам директора музея Петра Цивиньского, Глейзер хотел предупредить о дегуманизации, а не опускаться до уровня политического дискурса:
Критики, ожидающие ясной политической позиции или фильма исключительно о геноциде, не осознали глубину его послания. «Зона интересов» — это не фильм о Шоа. Прежде всего это глубокое предостережение для человечества.
Что сказали другие создатели «Зоны интересов»
Продюсер фильма Дэнни Коэн в разговоре с The Hollywood Reporter отметил, что он категорически не согласен с Глейзером и твердо поддерживает действия Израиля:
Эта война и ее продолжение — ответственность ХАМАС. Эта террористическая организация продолжает удерживать заложников, они сами прячутся в туннелях Газы, а не укрывают там невинных жителей. Война трагична и ужасна, смерти невинных людей ужасны, но я виню в этом ХАМАС.
Миллиардер, предприниматель, промышленник и продюсер Леонид Блаватник, который на церемонии вручения премии «Оскар» поднимался на сцену вместе с продюсером Джеймсом Уилсоном и Глейзером, не комментировал речь режиссера. Его пресс-секретарь сообщила, что Глейзер не согласовывал с ним текст выступления.
По словам Дэнни Коэна, Глейзер говорил от себя и продюсера Джеймса Уилсона. Уилсон высказался по поводу палестино-израильского конфликта на церемонии вручения премии BAFTA — там он призвал «переживать за убитых в Газе или Йемене так же, как и за погибших в Мариуполе или Израиле».
Как Глейзер сотрудничал с музеем
Во время подготовки к фильму Глейзер получил доступ к архивам музея Аушвиц-Биркенау — в частности, к свидетельствам выживших в концлагере людей и тех, кто работал в доме коменданта Освенцима Рудольфа Хесса (главного героя картины). Дом Рудольфа Хесса для фильма также построили на территории музея Аушвиц-Биркенау, неподалеку от настоящего дома коменданта Освенцима.
Кто стоял на сцене с Глейзером во время вручения «Оскара»?
На сцену Глейзер вышел вместе с продюсерами Джеймсом Уилсоном и Леонидом Блаватником.
Александра Быстронь-Колодзейчик
Член польского Сопротивления во время Второй мировой войны, свидетель холокоста. Оставляла еду для заключенных в концентрационном лагере Освенцим — как одна из героинь фильма.
Что это значит?
В сценах, где польская девушка оставляет в лагере яблоки для заключенных, ее фигура «светится» в буквальном смысле — эти сцены сняты с помощью инфракрасной камеры, после чего разрешение полученного тепловизионного изображения (фигура на нем светится, как в тепловизоре) увеличили на постпродакшене с помощью искусственного интеллекта.
Оригинал
Right now we stand here as men who refute their Jewishness and the Holocaust being hijacked by an occupation, which has led to conflict for so many innocent people.
Оригинальная формулировка
Right now we stand here as men who refute their Jewishness.
Оригинальная формулировка
Right now we stand here as men who refute their Jewishness and the Holocaust.
Отрицание холокоста
Утверждения, что холокоста (истребления шести миллионов евреев нацистами) не было или что его масштабы и значение преувеличены. Отрицание холокоста законодательно запрещено в некоторых странах, поскольку тот, кто его отрицает, почти наверняка придерживается околонацистских взглядов.
Специальные законы против отрицания холокоста (с реальными тюремными сроками) есть, например, во Франции, Германии и Израиле. В Венгрии, Латвии и Швейцарии уголовная ответственность наступает за отрицание любого геноцида. Во многих других странах отрицателей холокоста судят за разжигание ненависти. В США отрицание холокоста, антисемитские и прочие радикальные высказывания легальны — потому что есть Первая поправка к Конституции, защищающая свободу слова.
О чем речь?
Иран — организатор и крупнейший спонсор многих военизированных группировок на Ближнем Востоке, включая ХАМАС, «Хизбаллу» и йеменских хуситов. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Кровавый навет
Необоснованные утверждения о том, что какая-либо группа людей совершает человеческие жертвоприношения, ест людей, использует их кровь в ритуальных целях.
Антидиффамационная лига
Международная еврейская неправительственная правозащитная общественно-политическая организация, противостоящая антисемитизму и экстремизму; основана в 1913 году в США.
Это так?
В центре сюжета — семья коменданта Освенцима Рудольфа Хесса, и действительно, основное действие происходит на территории их дома. Он расположен прямо за стеной от концлагеря, узников которого зрители не видят (но слышат их крики из-за стены). В одном из эпизодов жена Хесса намекает горничной, что та могла бы оказаться за стеной. В сценарии она обозначена как «молодая польская горничная».
Шоа
«Катастрофа», название холокоста на иврите
Леонид Блаватник
Родился в СССР, гражданин Великобритании и США; Блаватник разбогател через приватизацию алюминиевых и нефтяных заводов в 1990-х; основатель Access Industries; в январе 2024 года Forbes оценил его состояние в 31,3 миллиарда долларов. Газета Haaretz назвала Блаватника приближенным лицом премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу, у которого есть связи в Кремле и который делал пожертвования в Фонд правовой защиты Дональда Трампа. Принимал участие в финансировании таких фильмов, как «Мастер и Маргарита», «Т-34», «По соображениям совести», «Тоня против всех», «Все страхи Бо», «Молчание», «Милый Ханс, дорогой Петр», «Медея». Блаватник также приостановил финансирование Гарвардского университета на фоне увеличения количества антисемитских инцидентов в кампусах и бездействия руководства.