В середине февраля вышел Tangk — пятый студийный альбом Idles. Рок-группа, известная пугающе откровенными текстами, злой иронией и политическими лозунгами, собралась в английском Бристоле в 2009 году. На новую пластинку Idles пригласили Найджела Годрича — он известен работой над альбомами Radiohead, три из которых получили «Грэмми». Британцы зазвучали иначе, но продолжили говорить на любимые темы: в альбоме о любви по-прежнему есть место ироничным поп-культурным отсылкам, размышлениям о токсичной мужественности и социальной несправедливости. «Медуза» рассказывает историю группы, идеально отражающей неспокойные 2020-е.
Три года назад фронтмен Idles Джо Талбот едва не сбил мотоциклиста, который неожиданно возник перед его автомобилем. Свою машину Талбот разбил (подробностей он предпочитает не раскрывать), мотоциклист уехал, а у Idles появилась песня MTT 420 RR — по модели того самого мотоцикла. «Шел февраль / Я замерз и был под кайфом», — под монотонный гитарный проигрыш и мерцание синтезатора Талбот начинает рассказывать, как нетрезвым вел машину, чуть не погиб и не убил другого человека, как небо отражалось на приборной панели, как шел дождь из осколков лобового стекла.
MTT 420 RR | IDLES | From The Basement
From The Basement
Этот пример помогает понять, как Idles сочиняют тексты и музыку. MTT 420 RR, как и Car Crash — другой трек, осмысляющий аварию, — вошли в их предыдущий альбом Crawler (2021); он вообще во многом вырос из переживаний едва не погибшего на дороге Талбота. Смерть и — шире — уничтожение (социального неравенства, привычных идеологий, нравов, собственных страхов) музыканты выразили в перегруженных гитарах, воющих аналоговых синтезаторах и барабанном ритме, часто похожем на удары об стену — то ли кто-то по ней стучит, то ли кого-то об нее бьют.
На альбоме Brutalism (2017), сделавшем Idles по-настоящему известными, Талбот разбирался с чувствами к умершей матери (все зашло настолько далеко, что прах Кристины Талбот спрессовали в сотню виниловых пластинок и продали). А альбом Joy as an Act of Resistance (2018) появился, когда дочь фронтмена родилась мертвой. Консервативное общество требует, чтобы мужчины скрывали чувства — даже в такие моменты. И выглядели сильными, пусть это и приводит к зависимостям, накопленной агрессии и вымещении ее на других. Idles не следуют этим нормам — и высмеивают их в песнях. Один из самых популярных их треков Never Fight a Man With a Perm («Никогда не дерись с мужиком, у которого химическая завивка») — о токсичной маскулинности и привычке уделять внимание внешности, а не содержанию.
Добивая консерватизм и зашоренность уже вне творчества, Джо Талбот — густо покрытый татуировками, с карикатурной внешностью околофутбольного хулигана или завсегдатая британского паба, топающий ногами по сцене во время выступлений, — сделал каминг-аут как бисексуал. Прибавим сюда перформансы с переодеваниями в платья от гитариста группы и обладателя ницшеанских усов Марка Боуэна — и получим главный месседж Idles. Мужчина может выражать свои чувства, как ему угодно: плакать, когда ему плохо, или от радости покрасить волосы в розовый. Пока Талбот сам это не понял, ему приходилось гасить горе в наркотиках и алкоголе.
IDLES — Danny Nedelko (Glastonbury 2019)
BBC Music
Idles доставалось от коллег за политические лозунги в песнях. Дело в том, что Талбот с первых альбомов критиковал брекзит и правящую в Великобритании консервативную партию, которую винил в распространении шовинизма и даже в смерти собственной матери. В интервью он позиционировал себя как человека левых взглядов.
Некоторые другие британские музыканты считают, что Талбот упрощает левые идеи или вовсе озвучивает их ради популярности. К примеру, в 2019-м Джейсон Уильямсон, участник электро-панк дуэта Sleaford Mods, известного своими остросоциальными текстами, обвинил участников Idles в том, что те, не относясь к рабочему классу, присваивают его голос. Тон их песен Уильямсон назвал покровительственным, а подход к музыке клишированным. Правда, в ноябре 2023-го Боб Вилан, участник британского музыкального дуэта Bob Vylan, упрекнул обе группы — и Idles, и Sleaford Mods — в том, что те молчат по поводу арабо-израильского конфликта, хоть и позиционируют себя как левые. 1 февраля 2024 года на концерте в Брюсселе Талбот заменил одну из строчек песни Meds лозунгом «Free for Palestine».
У критиков были и другие претензии к Idles. Сооснователь музыкального издания The Quietus Джон Доран в 2019 году назвал их последней мейнстримной инди-группой для поколения миллениалов, занявшей нишу Interpol, The National или My Chemical Romance — и противопоставил молодым артистам: «У старой гвардии больше искренности, они ценят близкие отношения выше холодного рассудка, их сердца всегда наготове, но их искусство бесхитростно. Не то чтобы им не хватало юмора, просто они склонны к напыщенности. Молодые саркастичнее и хитрее».
Прислушались ли Idles к мнению журналиста или решили меняться самостоятельно, но к продюсированию альбомов Ultra Mono (2020) и Crawler (2021) они привлекли Кенни Битса — диджея и саунд-продюсера, раньше работавшего в основном с рэп-артистами. В итоге Ultra Mono скорее был похож на неудачную попытку повторить успех предыдущих пластинок, а вот Crawler звучал живее, разнообразнее — и принес Idles две номинации на «Грэмми», за «Лучший рок-альбом» и «Лучшее рок-исполнение».
Гитарист Idles Ли Кирнан на Glastonbury Festival в британском Гластонбери
Jim Dyson / Getty Images
Джо Талбот на Lollapalooza Brazil Music Festival в Сан-Паулу в 2022 году
Mauricio Santana / Getty Images
Марк Боуэн выступает в Лиссабоне в 2022 году
Pedro Gomes / Redferns / Getty Images
Новый альбом Tangk, вышедший 16 февраля 2024 года, стал для Idles еще одной попыткой перепридумать себя и уйти от клише протестной постпанк-группы. Помимо Кенни Битса и гитариста Idles Марка Боуэна среди продюсеров альбома был Найджел Годрич, известный прежде всего по успешной работе с Radiohead, Томом Йорком и The Smile.
Tangk открывается нехарактерной для Idles композицией Idea 01: пульсирующий бит и нервный перебор клавишных сопровождаются пением — а не привычными криками Талбота. В Gift Horse музыканты переходят на рев: «Look at him go» («Смотри, как он [конь] мчится»). «Троянский конь» — это типичный Idles: текст о сильной любви, завернутый в агрессивную музыку. И, конечно, с резким политическим комментарием — в конце песни Талбот заявляет: «Fuck the king». Единственная сакральная фигура для него — «малышка», которой адресована песня (вероятно, трехлетняя дочь Талбота).
Эксперименты со звучанием продолжаются и в других новых треках. Pop pop pop ближе к дабстепу, а отсылки к современной поп-культуре, которые так любят Idles, здесь работают иначе: теперь Талбот цитирует свои же треки о токсичной мужественности и смерти матери. Roy — еще одно размышление о том, каким должен быть мужчина, чтобы его полюбили. Это могла быть очередная пресная баллада на заезженную тему — если бы не смелый электронный звук и маршеообразный ритм (еще и с возможной ироничной цитатой Джастина Бибера в припеве). A Gospel Талбот спел под аккомпанемент клавиш, виолончели и скрипки. А во вступлении к Dancer, — эту песню Idles записали вместе с группой LCD Soundsystem и выпустили синглом за четыре месяца до премьеры альбома, — возникла неожиданная отсылка к индийской культуре.
Многочисленные поп-культурные отсылки у Idles встречаются не только в текстах, но и в клипах. Видео к Grace повторяет клип Coldplay 2000 года на песню Yellow, только фронтмен Coldplay Крис Мартин поет уже другой текст. Мартин не только дал согласие на использование своего лица в видео, но и помог обучить искусственный интеллект, чтобы сделать дипфейк, в котором он поет песню Idles.
IDLES — GRACE (Official Video)
IDLES
Пост-панковские Hall & Oates и Jungle звучат банально в сравнении с Gratitude, где к панку примешаны элементы психоделического рока. Заключительный трек альбома Monolith можно воспринять и как финальную часть Gratitude, которая ставит точку в альбоме.
Раньше Idles пытались довести агрессию в музыке до предела — чтобы в жизни вне концертов для нее не осталось сил. Теперь, как сказал сам Талбот, они записали «альбом песен о любви, где нет призыва к оружию, а лишь желание жить в мире с другими людьми». Остались ли у мира силы на любовь — вопрос не к комиссии «Грэмми», а к слушателю.
Как именно?
В песне New Sensation (2020) Idles довели до абсурда высказывание британского премьера Риши Сунака о том, что в условиях локдауна из-за пандемии людям искусства придется переквалифицироваться: «You just gotta change your stance up and re-train as a dancer and do the new sensation» («Тебе просто нужно изменить свою позицию, и переквалифицироваться в танцора, и сделать новую сенсацию»).
При этом Сунак заявил, что ничего такого не говорил, а издание ITV, опубликовавшее высказывание премьера в твиттере (сегодня X), удалило пост.
Как, по мнению Талбота, шовинизм связан с тори?
В интервью The line of best fit Талбот сказал, что правые политики внушают избирателям, будто во всех их проблемах виноваты мигранты. Сам музыкант мигрантов поддерживает. Одну из самых популярных песен Idles Danny Nedelko он посвятил своему другу Данилу Неделько, украинскому эмигранту и фронтмену британской панк-группы Heavy Lungs — и призвал в ней к мирному сожительству людей разных национальностей.
Почему?
Кристина Талбот в последние годы тяжело болела, но Национальная служба здравоохранения, подотчетная правительству консерваторов, сократила финансирование ухода за ней. После смерти матери Талбот написал песню Mother: «My mother worked seventeen hours seven days a week. The best way to scare a Tory is to read and get rich» («Моя мама работала по семнадцать часов семь дней в неделю. Лучший способ напугать тори — читать и разбогатеть»).
Почему Уильямсон так решил?
Основатели группы Джо Талбот и Адам Девоншир вместе учились в Университете Западной Англии. Прежде чем объединиться в Idles, Талбот выступал с диджей-сетами, а Девоншир был совладельцем бара.
Кому, например?
Доран упоминает Black Midi — коллектив, созданный в Лондоне в 2017 году выпускниками BRIT School.
Насколько успешной?
Годрич продюсировал альбомы Radiohead Ok Computer (1997), Kid A (2000), In Rainbows (2007), все они отмечены премией «Грэмми» как «Лучший альтернативный альбом года». Альбомы Amnesiac (2001), Hail to the Thief (2003), The King of Limbs (2011) и A Moon Shaped Pool (2016), за звучание которых отвечал Годрич, получали номинации в аналогичной категории.
Какие, например, отсылки?
В треке Samaritans (2018) о показной мужественности и необходимости прятать свои чувства Талбот спел: «I kissed a boy and I liked it» («Я поцеловал мальчика, и мне это понравилось»), отсылая к хиту Кэти Перри «I Kissed A Girl».