В ближайшую пятницу, 2 февраля, в США стартуют продажи Apple Vision Pro — шлема смешанной реальности, который позиционируется как самое важное устройство компании после айфона. За несколько дней до официального релиза Apple дала Vision Pro нескольким американским журналистам и блогерам. «Медуза» изучила обзоры The Verge, The Wall Street Journal и CNET и рассказывает, за что хвалят и критикуют новое устройство.
Шлем — или маска, или очки — Apple Vision Pro был представлен в июне прошлого года на конференции для разработчиков WWDC. Журналисты отмечали, что компания работала над этим устройством не меньше восьми лет. Vision Pro может совмещать цифровые объекты и изображение реального мира и, по задумке Apple, относится к совершенно новому типу гаджетов. В компании даже придумали для него отдельный термин spatial computer, то есть «пространственный компьютер». Устройство работает на специальной операционной системе visionOS, основанной на iPadOS, и управляется глазами, голосом и жестами — в отличие от всех популярных шлемов виртуальной реальности, никакие дополнительные контроллеры для него не предусмотрены.
В своем большом обзоре Apple Vision Pro главный редактор The Verge Нилай Патель пишет, что это невероятное устройство, которое объединяет в себе множество передовых технологий. Но в то же время потенциальным пользователям нужно быть готовыми к определенным компромиссам, так как даже у Apple пока нет возможности реализовать весь потенциал этих технологий. Более того, не факт, что отдельные идеи не окажутся тупиковыми и компания не откажется от них в дальнейшем.
Главное, что отмечает журналист, — несмотря на то, что Apple не хочет, чтобы Vision Pro считали VR-гаджетом, он является именно таковым. По сути, это VR-гарнитура, которая маскируется под устройство дополненной реальности и делает это очень убедительно. В традиционном представлении AR-очки, такие как Microsoft Hololens или Magic Leap, состоят из полупрозрачных линз, на которые выводится изображение. Таким образом, в них пользователь видит реальный мир собственными глазами, а поверх него — виртуальные объекты, будь то текст, видео или трехмерные модели.
В Vision Pro ничего такого нет: шлем непрозрачный, но на экраны внутри него передается картинка с внешних камер с задержкой всего в 12 миллисекунд — меньше, чем нужно на показ одного кадра. Технологический обозреватель The Wall Street Journal Джоанна Стерн в своем обзоре отмечает, что ей удалось без проблем справиться с нарезкой продуктов во время приготовления еды — никакой ощутимой задержки она не заметила. Отдельно ее впечатлила возможность повесить по виртуальному таймеру над каждой из двух кастрюль.
Видеообзор Apple Vision Pro от Джоанны Стерн
The Wall Street Journal
Micro-OLED дисплеи внутри устройства, которые видит пользователь, показывают картинку очень высокого качества: пользователь может без особого дискомфорта читать не только текст с виртуальных экранов, но и с экрана телефона, на который он смотрит сквозь шлем. Нилай Патель отмечает хорошую цветопередачу, хотя подчеркивает, что ее не хватает на все разнообразие цветов реального мира.
По мнению журналиста CNET Скотта Штейна, качество дисплеев создает ощущение, что Vision Pro относится к совершенно другому классу устройств — настолько они превосходят ближайших конкурентов. Все три обозревателя остались в восторге от просмотра фильмов в шлеме.
Но разработчикам не удалось избавиться от эффекта размытия при движении и искажения прямых линий при слабом освещении. Также при низком освещении или при нескольких разных источниках света снижается четкость изображения и становится заметно, как система подстраивает яркость экрана. Кроме того, устройство не может похвастаться большим полем зрения — Apple не называет точные цифры, но Патель уверен, что оно точно меньше, чем 110 градусов по горизонтали, как у Quest 3. Из-за этого возникает довольно заметная черная рамка вокруг изображения, словно вы смотрите в бинокль.
Еще один обзор — от самого популярного техноблогера MKBHD
Marques Brownlee
Система EyeSight, которая выводит изображение глаз на внешнюю панель устройства, чтобы имитировать прозрачность шлема и зрительный контакт с пользователем для окружающих, оказалась не очень удачной. Это тусклый OLED-экран низкого разрешения, который плохо видно при ярком или даже нормальном освещении. Другие люди видят лишь неубедительное цифровое изображение глаз плохого качества, полноценный эффект зрительного контакта не получается. Стерн отмечает, что это бесполезная функция, которая при этом наверняка увеличивает стоимость устройства.
Обозреватели сошлись во мнении, что трехмерные аватары, которые используются для видеозвонков, получились неудачными. Vision Pro сканирует лицо пользователя и реконструирует его в звонках, стараясь подстроить мимику под текущий разговор. Пока функция находится в статусе «бета», но даже с этой поправкой виртуальные лица выглядят плохо и даже пугающе.
Вот как выглядит разговор трех аватаров в Vision Pro
Очевидным преимуществом — если судить с точки зрения пользователя устройств Apple — можно назвать глубокую интеграцию Vision Pro в экосистему компании. Приложений, созданных специально для шлема, пока не так много, но зато в нем работают приложения для айпада, окна с которыми можно развешивать в воздухе. Правда, не все — Netflix и YouTube запретили использование своих приложений в шлеме, так что их контент доступен только через браузер. Зато Vision Pro может «подхватить» изображение с MacBook или Mac и вывести его на большой виртуальный экран. Интеграция в экосистему также сильно упрощает процесс настройки устройства — по словам Штейна, как только он подключил его к iCloud, все документы, заметки, фотографии и закладки в Safari синхронизировались, позволив сразу приступить к работе.
Возможность управления без контроллеров, только при помощи взгляда и жестов, поначалу кажется волшебством. Чтобы взаимодействовать с объектом, достаточно посмотреть на него и стукнуть указательным пальцем о большой. Необязательно поднимать руки к лицу и держать их на виду — угол обзора камер устройства достаточно широкий, хотя у них все же есть слепые зоны.
Однако со временем необходимость смотреть на то, чем вы управляете, начинает скорее раздражать. Патель пишет, что visionOS нуждается в более точной системе отслеживания взгляда, так как сейчас не всегда удается без проблем перемещаться между довольно мелкими элементами на экране. Пользоваться экранной клавиатурой тоже неудобно, так как нужно задерживать взгляд на каждой клавише и делать пассы руками. По словам Стерн, она смогла полноценно работать только после того, как подключила полноценную Bluetooth-клавиатуру и мышь. Без них набрать что-то кроме короткого сообщения становится мучительной задачей. Патель считает, что виртуальная клавиатура годится только для ввода пароля от Wi-Fi.
Обзор Apple Vision Pro от The Verge
The Verge
Патель также обращает внимание на определенные неудобства «бытового» характера. Устройство довольно тяжелое — в зависимости от используемого ремешка и тканевой подкладки (которую, кстати, легко испачкать макияжем) вес Vision Pro варьируется от 600 до 650 граммов. Для сравнения: VR-гарнитура Meta Quest 3 весит 515 граммов, причем уже со встроенной батареей, тогда как у гарнитуры Apple она отдельная и весит еще 353 грамма. Журналист иронично называет Vision Pro «айпадом для лица», отмечая, что его вес сопоставим с весом самого большого iPad Pro с экраном 12,9 дюйма (682–685 граммов). Создатели других больших гарнитур, вроде 722-граммового Quest Pro, стараются распределить нагрузку по всей голове, тогда как в продукте Apple вес сконцентрирован в передней части.
Еще одно неудобство связано с внешним аккумулятором — вы можете купить дополнительный за 199 долларов, но при переключении с основного на запасной питание полностью пропадает, так что не получится сделать это на лету. Джоанна Стерн также отмечает, что время работы от батареи не очень большое, ее приходится заряжать каждые два-три часа, поэтому большую часть времени она была «привязана» к стене с розеткой и ограничена полутораметровым кабелем.
Провод неотделим от батареи. По крайней мере, так казалось изначально — но скрепка для SIM-карт позволила его извлечь. Внутри оказался кабель, похожий на широкую версию Lightning
Два динамика создают хороший пространственный звук, но он может быть слышен окружающим, поэтому лучше использовать наушники. Также Патель отмечает, что за все время тестирования ни разу не услышал шум от работы встроенных вентиляторов, но устройство ощутимо нагревается при использовании.
Обозреватели затронули традиционную проблему подобных устройств — чувство тошноты, возникающее у некоторых пользователей при длительном использовании. По словам Стерн, она использовала шлем около 24 часов подряд с перерывом на сон, и ей было довольно комфортно. Патель отмечает, что многое зависит от контента на экране. Например, он был вынужден прервать просмотр фильма «Аватар: Путь воды» в 3D уже через пять минут после начала, так как из-за слишком активного действия на экране его начало укачивать.
По мнению Джоанны Стерн, Apple Vision Pro можно назвать лучшим устройством смешанной реальности, гораздо более продвинутым, чем ближайшие конкуренты. Многие вещи, которые можно делать с его помощью, кажутся научной фантастикой. Нилай Патель подчеркивает, что это не совсем честная дополненная реальность, а скорее компромисс, симулятор подобного устройства.
При этом гарнитура неизбежно изолирует пользователя от внешнего мира, заставляя его существенно менять свой подход к работе и жизни, — глава компании Тим Кук не раз выступал против такой изоляции, но пока это ограничение не удается обойти. Скотт Штейн добавляет, что это определенно не то устройство, которое всем нужно купить прямо сейчас, и что пока он не готов отказаться от традиционного ноутбука, телефона и планшета. Но он точно хотел бы увидеть усовершенствованную версию Apple Vision Pro и вернуться к этому устройству в будущем.
Патель завершает свой обзор так:
Это тот тип первого поколения устройств, которые умеет создавать только Apple, от потрясающего экрана и технологии отображения картинки с камер… до создания ситуации, при которой все, по сути, игнорируют ситуацию с внешним аккумулятором. Часть меня уверена, что Vision Pro существует только потому, что Apple на это способна, — имея талантливых людей и массу ресурсов, компания просто взяла и решила массу сложнейших проблем, которые ей только удалось придумать.
<…> Но самое шокирующее — что Apple могла нечаянно показать, что часть идей, лежащих в основе Vision Pro, на самом деле тупиковые — их никогда не удастся реализовать хорошо. Это лучший шлем смешанной реальности, основанный на картинке с камер, и это может означать, что смешанная реальность на базе камер — дорога в никуда. В нем лучшее отслеживание рук и глаз, но есть ощущение, что мышка, клавиатура и сенсорный экран останутся непобежденными еще много лет.
В этом устройстве столько технологий, которые кажутся магией, когда они работают, и страшно вас фрустрируют, когда нет.
Шлем Apple Vision Pro поступит в продажу на территории США 2 февраля. Цена варьируется от 3499 до 3899 долларов в зависимости от комплектации. Дата выхода и цена устройства и в других странах пока не уточняется.
Смешанная реальность
Технология, объединяющая элементы виртуальной реальности (VR, когда пользователь видит только виртуальный мир) и дополненной реальности (AR, когда видна смесь реального и виртуального мира). Примечательно, что сама Apple не использует ни один из этих терминов — компания называет Vision Pro «пространственным компьютером» (spatial computer).
А в чем разница?
Есть три версии: с объемом памяти 256 и 512 гигабайт, а также один терабайт. Скотт Штейн отмечает, что за время тестирования он занял около 130 гигабайт.