В российский прокат в четверг, 25 января, вышла новая экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» с Евгением Цыгановым и Юлией Снигирь в главных ролях. Но активнее, чем сам фильм, в соцсетях обсуждают антивоенную позицию режиссера Михаила Локшина и тот факт, что деньги на картину выделил государственный Фонд кино — на это обратил внимание телеграм-канал «На Zzzzzападном фронте без перемен». Пропагандисты и провоенные телеграм-каналы обвиняют Локшина в русофобии и требуют завести на него уголовное дело за «фейки» об армии РФ, а также призывают принять меры против министерства культуры. «Медуза» рассказывает о реакции Z-патриотов на фильм.
В первый же день проката фильм «Мастер и Маргарита» заработал 57,3 миллиона рублей, став главным кинорелизом недели в российских кинотеатрах. Новую экранизацию одного из важнейших русскоязычных романов XX века снял Михаил Локшин — автор исторической мелодрамы «Серебряные коньки», вышедшей на Netflix в 2020 году.
Но «Мастер и Маргарита» привлек внимание не только зрителей и кинокритиков. Посты о фильме стали массово появляться в провоенных телеграм-каналах, авторов которых возмутил тот факт, что в России показывают картину режиссера, осудившего полномасштабное вторжение в Украину. Во многих публикациях выложены скриншоты из соцсетей Локшина, где он делал репосты новостей о ходе боевых действий, рассказывал о пожертвованиях в украинские организации и сравнивал путинский режим с нацизмом в Германии (сейчас эти посты не отображаются в фейсбуке режиссера для тех, кто не является его другом в соцсети).
Михаил Локшин и Евгений Цыганов во время съемок фильма
MARS MEDIA
Пропагандист Тигран Кеосаян написал, что Локшин «донатил на ВСУ» и «надо серьезно садиться и что-то решать со всей этой ситуацией». На скриншотах из фейсбука Локшина видно, что он переводил средства украинскому режиссеру документального кино Миле Жлуктенко — на это указал и сотрудник ВГТРК Андрей Медведев. «Как она дальше эту помощь потратила, нам неизвестно. Может, и правда кино какое снимала», — добавил он.
В телеграм-каналах критикуют не только режиссера, но и Фонд кино, который в 2021 году выделил на картину 800 миллионов рублей. Так, в телеграм-канале пропагандистского издания Readovka утром 27 января появился пост о том, что Локшин — «русофоб» и «заукраинец», «который не стесняется „сидеть на двух стульях“»:
Занявший радикально заукраинскую позицию с начала СВО, Локшин от денег не отказался и снимать для российских зрителей продолжил. Заработав «кровавые рубли», он отправился в Штаты, откуда поливает в соцсетях грязью нашу страну и обещает поколениям русских репарации для украинцев.
Андрей Медведев тоже высказался о государственном финансировании фильма:
Но государство, в лице структур, ответственных за кино, дает ему деньги. Почему так? Почему один из лучших военных документалистов страны, Макс Фадеев, который прошел всю войну с 2014 года, вынужден все время проводить сборы и просить средства у людей, чтобы доделать очередной фильм, а какой-то русофоб получает бюджетные деньги? И повторю, снял бы Локшин на свои, на деньги продюсеров, да и наплевать. Не люблю государство, деньги у него не беру, кино делаю сам — все логично. Но тут совсем иная ситуация.
MARS MEDIA
Писателя Захара Прилепина поддержка фильма со стороны Фонда кино возмутила даже сильнее, чем антивоенная позиция Локшина: «К Мише никаких претензий. Просто он не любит российский империализм, хотя с американским уживается. Это его выбор. А вот от российского кинематографического начальства просто иной раз тошнит».
Еще один пропагандист Трофим Татаренков в своем телеграм-канале «Пояснительная Бригада выехала» назвал режиссера «мразью» и «тварью, желающей поражения своим солдатам и своей стране». Журналист признался, что не смотрел фильм (при этом он описал его как «русофобскую стряпню»), но выразил уверенность, что Локшин «изобразил мразями и людоедами НКВДшников, спасавших страну от таких мразей, как он». А еще добавил, что «при Сталине было время, когда за русофобию расстреливали, что логично, называя их, русофобов, врагами народа».
В посте телеграм-канала «Графиня изменившимся лицом бежит пруду» тоже идет речь об образах сотрудников НКВД в фильме:
Снятая Локшиным подделка исчерпывается набором либеральных клише с некими идеологическими закладками-перевертышами, где максимум, что можно: поржать над гипертрофированными образами НКВД, ну, и уснуть к концу. В результате — глубокий философский труд превратился в бульварщину, никакого отношения к Булгакову не имеющий. Ну, а что мы хотим от неолибералов? Шедевров?
В конце поста — призыв «что-то делать» с министерством культуры, выделившим бюджетные средства на картину. А канал «Культурный фронт Z» вообще обвинил Минкульт и Фонд кино в спонсировании ВСУ и желании «сформировать новую элиту из участников АТО».
MARS MEDIA
IT-предпринимательницу и основательницу компании-разработчика технологий искусственного интеллекта Cognitive Technologies Ольгу Ускову возмутила сцена в конце фильма, в которой «взрывется и горит сталинская Москва»: «Сталинская Москва, победившая в 41–45 все беды и фашистов. Сталинская Москва в которой жили работали любили друг друга наши бабушки дедушки?»
Наконец, движение «Зов народа» «не стало терпеть вольготное положение русофоба Локшина» и потребовало у Следственного комитета и ФСБ возбудить против режиссера уголовное дело за «фейки» об армии РФ, а также объявить его террористом и экстремистом. Пока в ведомствах не комментировали этот запрос.
На возмущение пропагандистов обратили внимание в российской антивоенной среде. Старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Александр Баунов написал в своем фейсбуке:
Так несвоевременно, и, судя по отзывам, художественно убедительно перед массовым зрителем высмеивают тоталитарную Москву, очередную версию которой авторы каналов прямо сейчас строят с ее массолитом, сдачей валюты, сексуальными репрессиями, квартирным вопросом, запуганными обывателями, схоластическими спорами на разрешенные темы, шпиономанией (и начинается-то с того, что черта пытаются уловить как иностранного агента), жадными спецслужбистами, трусливыми служащими и людьми, которые живут мимо и против этого.
А журналистка и сценаристка Лена Ванина назвала реакцию провоенных телеграм-каналов «тупой человеческой завистью»:
В диких нападках, доносах, разгромах и требованиях отменить «Мастера и Маргариту», посадить, наказать и осудить примерно всех, кто над фильмом работал, видится прежде всего простая тупая человеческая зависть. Сообщество, которое не может создать ничего мало мальски убедительного и талантливого, так яростно ненавидит тех, у кого это получается. Чем ярче произведение, тем больше ненависти. А еще, конечно, показательно, что (тут я почти уверена) 80 процентов пишущих не видели фильма. Цифры, сам роман и реакция публики — этого уже достаточно, чтобы кукушка вскипела.
Атмосфера Кино
Михаил Локшин в ответ на запрос «Медузы» сказал, что пока не готов публично комментировать ситуацию. Мы также отправили запрос в Фонд кино, но на момент публикации этого материала нам не ответили. Если мы получим комментарии, то добавим их в этот текст.
СВО
«Специальная военная операция» — так власти РФ называют вторжение российских войск в Украину.
Все так?
Михаил Локшин родился в США, но в 1990-х его семья переехала в Россию. В 2003 году Локшин окончил факультет психологии МГУ, после чего некоторое время работал в Великобритании, а затем снова вернулся в Россию и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Сейчас Локшин живет в США.
Макс Фадеев
«Военкор» и режиссер-документалист, известный работой на российско-украинской войне еще до начала полномасштабного вторжения.
Антитеррористическая операция
Так в Украине называли войну в Донбассе в 2014–2018 годах. После 2018 года — операция объединенных сил.
Это правда?
В посте в своем фейсбуке 27 февраля 2022 года Локшин написал: «Поколениям россиян придется платить репарации за трагедию, которую они принесли Украине». Сейчас этот пост, как и другие публикации режиссера о войне, удален.