Я хочу поддержать «Медузу»
Studio 2020
истории

«Ласт квест» — дебютный сериал Петра Федорова, один из лучших в этом сезоне Наркозависимый едет за закладкой в лес. И теряет там своего сына

Источник: Meduza

После нескольких коротких метров актер Петр Федоров дебютировал как режиссер и сценарист сериала. В онлайн-кинотеатре Okko вышел его девятисерийный триллер «Ласт квест», напоминающий телешедевры 2010-х «Фарго» и «Во все тяжкие». Критик Антон Хитров рассказывает об этом отличном во многих отношениях дебюте. И о том, чего ему не хватает.


Интуиция сериального режиссера и продюсера Заура Болотаева достойна удивления. Когда в 2019 году актер Петр Федоров — дуэлянт из костюмного блокбастера Алексея Мизгирева — снял короткометражку Last Quest, в ней было трудно увидеть что-то кроме затянутой социальной рекламы о вреде наркотиков. Но Болотаев заметил потенциал для самобытного триллера — и предложил автору Last Quest развить идею. 

Наркозависимый риелтор Олег едет за закладкой в лес и берет с собой сына, которого похищают из припаркованной машины, пока отец блуждает среди деревьев. Сюжет короткометражки (в несколько переработанном виде) становится завязкой для сериала. Федоров выступает в нем и сценаристом, и режиссером, и главной звездой. В новой версии с уже кириллическим названием «Ласт квест» Олег находит под деревом вместо стандартного пакетика увесистый кирпич кокаина — и сбегает с добычей от разъяренного кладмена, вернувшегося, чтобы исправить ошибку. Добравшись до автомобиля, он даже не сразу понимает, что его ребенок исчез. Естественно, мальчика похитили наркоторговцы. Отцу они пишут, что мальчик — гарантия сохранности их товара.

«Ласт квест» | Официальный трейлер

Онлайн-кинотеатр Okko

Если в коротком метре главного героя играл Александр Яценко, в сериале роль исполняет сам Федоров, и у него Олег гораздо гаже. Он обманывает всех: изнывающую от тревоги жену Лену, которой изменяет с юной видеоблогеркой Лялей, саму Лялю, от которой скрывает существование семьи, начальника-шурина Бориса, у которого крадет деньги, сына, мать и так далее. Причем обманывает так, что на него смотреть жалко. Двойная жизнь дается ему скверно: коллеги и родственники давно ждут от Олега только неприятностей, их с Леной ипотечную квартиру в жуткой петербургской новостройке вот-вот заберут из-за долгов. В общем, у героя и так хватало проблем, а теперь он попадает в полную зависимость от наркомафии — и вынужден сам стать преступником, чтобы вернуть сына.

Прежде всего, дебютный сериал Федорова — по-настоящему изобретательный проект, не только в сравнении с оригинальной короткометражкой, но и с другими российскими стриминговыми продуктами. Каждое режиссерское решение, от визуальной передачи телефонных разговоров до гвоздезабивного пистолета, которым пользуется протагонист за неимением обычного, выглядит свежо. 

Даже затасканный писателями и кинематографистами Петербург у Федорова обновляет имидж: ни каналов, ни дворов-колодцев, ни типовых советских панелек — сплошные спальные небоскребы, «вертикальные гетто» с четырехзначными номерами квартир. Эти человекохранилища в «Ласт квест» сняты так, будто в них — источник всех злоключений главного героя. Один из финальных твистов в какой-то степени подтверждает эту догадку.

Studio 2020

Как триллер, как аттракцион сериал работает безупречно: иногда приходится ставить эпизоды на паузу, чтобы справиться с напряжением. Главный герой отталкивает — и в то же время с первых минут подспудно вызывает эмпатию, так, что его страх и унижение зритель ощущает почти как собственные.

Федоров позаботился о коллегах-артистах: проходных ролей в «Ласт квест» практически нет, некоторые мимолетные эпизоды придуманы и сыграны прямо-таки блестяще. Эта авторская щедрость иногда даже оборачивается против сериала: маме Олега, например, достается собственная — тупиковая — сюжетная линия, созданная, кажется, только чтобы подарить материал Евдокии Германовой. 

Особенно выделяются в актерской команде исполнительницы главных женских ролей — Александра Серзина в роли Лены и Анастасия Щеглова, которая играет Лялю. Героини-соперницы на первый взгляд категорически не похожи, но в обеих ощущается скрытая сила — между ними даже могло зародиться что-то вроде дружбы, если бы автор уделил им больше внимания. Вообще, за женских персонажей обидно: Федоров сочиняет потенциально сложные образы, поручает их отличным артисткам, а потом оказывается, что сюжетные функции этих героинь — либо мотивировать мужчин, либо обслуживать, либо топорно рушить их замыслы. Никакой самостоятельной ценности для сериала они не несут.

Studio 2020

«Эта история — абсолютный вымысел. Любые пересечения с реальностью случайны. Такого на самом деле произойти не могло». С этого предупреждения начинаются все девять серий «Ласт квеста». Ироничный дисклеймер выдает авторскую неуверенность — увы, не беспочвенную. Самое слабое звено в сюжете — план антагонистов, без которого истории бы не было. Всесильные наркоторговцы из даркнета, компетентные, казалось бы, люди рискуют секретностью своего бизнеса и жизнями своих сотрудников ради цели, которой можно достичь значительно меньшими усилиями (либо Федоров забыл объяснить, почему стратегия злодеев для них единственно возможная). Зло в «Ласт квесте» эффектно, но не прагматично и держится на плаву исключительно по прихоти своего создателя — совсем как в утомивших мир кинокомиксах.

Дисклеймер о чистом вымысле отсылает к телешедевру Ноа Хоули «Фарго» и фильму братьев Коэн, на котором тот основан: там, наоборот, начальные титры заверяли зрителей, что речь о реальных событиях. Вообще, «Ласт квесте» поначалу напоминает именно «Фарго» в отечественной редакции: обыватель-неудачник ввязывается в темное дело и ошибается раз за разом, вокруг снег и торжественная музыка. Однако чем решительнее и жестче становится Олег, тем меньше он похож на Лестера Найгарда и тем больше — на Уолтера Уайта

Персонаж Федорова сражается за то же, что и герой «Во все тяжкие» — за свою нереализованную мужественность, понятую в самом архаичном смысле этого слова. То есть за «естественную» склонность доминировать и применять насилие. У них и семьи похожи: в обеих мужа до поры до времени затмевает гипермаскулинный брат жены. В «Ласт квесте» есть и другой носитель традиционной мужественности, успешный символический конкурент Олега — второстепенный персонаж Павла Деревянко. Он тоже Павел и тоже звезда, но карьеру сделал не в комедиях, а в крутых боевиках.

И все же, несмотря на тематическую перекличку, между «Ласт квестом» и монументальным творением Винса Гиллигана есть принципиальная разница. «Во все тяжкие» — это история падения. Культурная привычка заставляет нас уважать Уолтера, который стал из «рохли» «настоящим мужиком» — но, наблюдая страшные последствия его поступков, мы начинаем эту самую привычку критически переоценивать. У Федорова ничего подобного нет: «Ласт квест» — это бодрый рассказ о превращении «омеги» в «альфу», где нет места вопросам о пользе деления на «альф» и «омег». Или на «пацанов» и «чушпанов» в терминологии другой стриминговой новинки

Олег из первой серии, увязший во вранье наркозависимый офисный работник, вообще-то, заслуживает больше сочувствия, чем его позднейшая брутальная версия со строительным пистолетом. Но сериал не развенчивает стереотип. Здесь наркозависимые — безвольные ничтожества, а агрессивные мужчины с оружием достойны восхищения. 

В первом приближении «Ласт квест» выглядит как лихой авторский проект, но по сути это лишь относительно оригинальный поп-культурный продукт — некритичный, как и большинство поп-культурных продуктов. Поэтому в следующих работах отрадно будет увидеть рядом с Федоровым соавтора-сценариста, который сможет оправдать изобретательные режиссерские решения прочной сюжетной логикой и какой-нибудь концепцией посмелее.

Антон Хитров

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.