Daniel Escale / Netflix
истории

«Корона». Шестой сезон, первая часть. Смерть принцессы Дианы К самой рассказанной истории королевской семьи авторы подходят несмело. Но актеры вновь безупречны

Источник: Meduza

В середине ноября на Netflix вышли первые серии заключительного сезона «Короны» — одного из флагманских проектов платформы, посвященных жизни британской королевской семьи. События нового сезона начинаются в 1997 году — серии посвящены роману Дианы и продюсера Доди аль-Файеда, их гибели в автокатастрофе в Париже (и реакции на это Елизаветы II). Вот почему эти эпизоды получили самые низкие оценки критиков за всю историю шоу.


«Корона» заканчивается. Последний сезон одного из самых дорогих шоу Netflix разбит на две части: премьера первых четырех эпизодов прошла 16 ноября, финальные серии покажут месяцем позже. Создатели телебиографии британской королевской семьи остановятся в своем повествовании за 20 лет до смерти главной героини — королевы Елизаветы II. Заключительные эпизоды расскажут об отношениях принца Уильяма и Кейт Миддлтон, точку шоураннер Питер Морган поставит в 2005 году: «Это был предел, чтобы сохранить историю и не превращать ее в журналистское расследование». При этом режиссер подчеркивает, что смерть Елизаветы поменяла финал «Короны»: его пришлось переписать так, чтобы у авторов осталась возможность попрощаться со своей вдохновительницей.

Начинается шестой сезон в 1997-м — в первых четырех сериях солирует принцесса Диана. Перед нами — конспект последних недель ее жизни, украшенный, впрочем, значительными художественными допущениями.

Безымянный парижанин выходит на вечернюю прогулку с собакой. Он бредет по центру города знакомым маршрутом, изредка останавливаясь по просьбе пса. Во время одной из таких пауз он становится свидетелем события, которое навсегда изменит историю Великобритании: черный мерседес на скорости 105 километров в час въезжает в тоннель на мосту Альма. Слышен скрежет тормозов и столкновение. Герой вызывает скорую. Что случилось в тоннеле, зритель так и не увидит. 

Питер Морган уверяет журналистов, что с самого начала работы над сериалом понимал, что не будет показывать последствия аварии: Доди аль-Файеда и водителя, погибших на месте, и окровавленную принцессу Уэльскую, которую еще два часа пытались спасти врачи. Более того, шоураннер «Короны» не касается теорий заговора, появившихся после странной гибели любимицы Великобритании, — согласно одной из них, аварию устроила служба МИ-6 по заказу королевской семьи. В сериале об этом нет ни слова, катастрофа показана пунктирно, как данность.

Куда сильнее создателей шоу интересуют три других сюжета. Первый — молчание королевской семьи. Как известно, в тот день, 31 августа, королева вместе с семьей находилась в своей резиденции в Шотландии. Пока британцы заваливали улицы Лондона цветами и открытками в память о Диане, «королеве сердец», семья молчала, за что ее долгие годы критиковали. Морган пытается предложить свою версию событий, происходящих в те дни в летней резиденции в замке Балморал.

Королева (актриса Имелда Стонтон в этом сезоне окончательно отходит на второй план, в центре внимания — сыгравшая Диану Элизабет Дебики) раздражается от каждого шага бывшей невестки, зафиксированного таблоидами. Когда та внезапно погибает, Елизавета не желает выходить за рамки протокола ради «этой девушки» (и даже говорить о ней на предстоящей воскресной службе в церкви), то ли втайне завидуя ее популярности, то ли оплакивая статус-кво безупречного королевского дома, который подчинил себе ее жизнь — и с которым под конец столетия уже мало кто считается.

Justin Downing / Netflix

Второй мотив — дань уважения Доди аль-Файеду, смерть которого, по наблюдени авторов, как будто прошла незамеченной на фоне гибели леди Дианы. Ему отдается чуть ли не столько же экранного времени, сколько принцессе. При этом исполнитель роли, египетско-британский актер Халид Абдалла, рассказывал, что разрабатывать персонажа ему приходилось по крошечным сохранившимся источникам: фотографиям с камер наблюдения в отеле «Ритц», где Диана и Доди ужинали в последний раз, или по 17-секундной записи, где слышен голос его героя.

Доди Абдаллы вышел трогательным, теплым и бесхребетным — все четыре серии он безропотно поддается манипуляциям отца, египетского миллиардера Мохаммеда аль-Файеда (Салим Дау), который мечтает женить сына на главной невесте страны. Эта сюжетная линия — якобы под давлением Мохаммеда Доди забывает о бывшей невесте, влюбляется в Диану и даже делает ей неловкое предложение в «Ритце» — пожалуй, самая неприкрытая фантазия авторов. Никаких свидетельств того, что за романом принцессы и продюсера стоял миллиардер, нет, как и записей их откровенных частных разговоров.

Третья тема, от которой авторы, в общем, не отступали и в предыдущих частях, — болезненная фиксация медиа на частной жизни монарших особ. В первых сезонах от этого страдала Елизавета, коснулось это и принцессы Маргарет (в шестом сезоне у Лесли Мэнвилл лишь пара эпизодов), и принца Чарльза. Своего пика истерика папарацци достигает в 1997-м — по одной из версий, именно фотографы на мотоциклах, преследующие пару, спровоцировали аварию в парижском тоннеле (впрочем, следствие объявило виновным водителя мерседеса, выпившего перед поездкой, — в сериале он тоже садится за руль после коктейля).

Фотографам даже посвящен отдельный эпизод шестого сезона — пока звездный папарацци Марио Бренна по заказу аль-Файеда фотографирует Диану и Доди на яхте в Сан-Тропе, скромный и фанатично обожающий корону Дункан Мьюир делает традиционные семейные портреты Чарльза и его сыновей, кидающих камешки в реку (здесь «Корона» повторяет свой любимый трюк — и в мелочах воспроизводит реально существующие снимки; впрочем, Мьюир, в отличие от Бренны, — персонаж выдуманный, сборный портрет всех придворных фотографов). Бренна продает свои фотографии таблоидам за космические деньги — и папарацци всего мира объявляют охоту на Диану. Дебики рассказывала, что даже во время постановочных съемок испытывала страшный стресс от постоянного преследования.

Рано давать оценку всему сезону по первым четырем эпизодам. Но очевидно, что к финалу своего рассказа авторы растеряли привычную едкость и стремление уличить монархию в лицемерии. Они больше не задают неудобные вопросы, как это было, к примеру, в четвертом сезоне (в качестве примера достаточно вспомнить серию о двоюродных сестрах Елизаветы, числившихся умершими).

Шестая часть до обидного учтивая, ровная — кажется, впервые критики так часто обвиняют создателей «Короны» в роялистской позиции (отражается это и на рейтингах: на Rotten Tomatoes у последних эпизодов самая низкая оценка за всю историю сериала; впрочем, зрители все еще оценивают шоу высоко).

The Crown: Season 6 | Part 1 Trailer | Netflix

Netflix

Никто из журналистов не ставит под сомнение безупречную игру актерского состава. Имелда Стонтон не только дословно воспроизводит траурную речь, все же произнесенную Елизаветой спустя несколько дней в память о Диане, — она целиком повторяет ее интонационно (сравните сами). К воплощению принцессы Дианы авторства Элизабет Дебики не придраться — здесь точно все, каждый наклон головы. Доминик Уэст, вновь сыгравший принца Чарльза и, будем честны, предельно непохожий на своего героя, остается убедительным. Забавный штрих: в новых сериях актер даже отказался от накладок, меняющих форму ушей (в пятом сезоне он их носил, якобы это должно было портретно сблизить его с нынешним королем). И без этих ухищрений он играет пронзительно — и когда предлагает Диане «быть блестящими после развода», раз уж в браке не получилось («Я потеряла мужа, но нашла друга», — отвечает она), и когда плачет, говоря с призраком погибшей бывшей жены.

Кстати, о призраках. Самым неожиданным и спорным моментом описываемых эпизодов стало посмертное появление Дианы и Доди — первая, в черном платье, приходит к Чарльзу и Елизавете (принцесса берет королеву за руку и благодарит за пример), второй, в черном костюме, является отцу. Настолько откровенно мелодраматичных приемов в сериале, пожалуй, не было — и это еще один повод для обозревателей покритиковать шоу. Морган тем не менее не согласен, что героям видятся призраки, — скорее, перед нами визуальное воплощение их внутренних монологов, слов, которые они не успели сказать погибшим, настаивает шоураннер.

Финал создатели шоу обещают «ошеломительный». Пока в это верится с трудом, но уже сейчас ясно, что после завершения «Короны» нам будет необходим новый сериал с таким же мощнейшим актерским составом, где каждый самоотверженно то выходит на авансцену, то покидает ее.

Софья Воробьева

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.