Берлинская киностудия Narra и кооператив независимых журналистов «Берег» в ближайший понедельник, 16 октября, выпустят свой третий документальный фильм — «Коллекция Абрамовича». Состояние Романа Абрамовича, его меценатская деятельность, собрание предметов искусства и участие в переговорах России и Украины — сотни журналистов об этом пишут, тысячи людей это обсуждают. Новый документальный фильм Narra и «Берега» — это попытка сложить портрет удивительного и загадочного героя, о котором известно как будто многое, но на самом деле — почти ничего. «Медуза» публикует трейлер и комментарии соавтора картины Евгении Зобниной.
Meduza
Евгения Зобнина, соавтор фильма о Романе Абрамовиче
Биография Романа Абрамовича, казалось бы, как на ладони. Залоговые аукционы, связи с окружением Бориса Ельцина, контакты с Березовским, а затем и с Путиным — все это не окутано тайной. Но нам по-прежнему не хватает глубокого понимания его биографии.
Мы рассмотрели жизнь Абрамовича на фоне истории целой страны. От распада Советского Союза и перестройки — и вплоть до нынешней стадии путинизма и полномасштабной войны с соседней страной. Война — одна из главных причин, из-за которой мы решили рассказать историю этого человека. Наблюдая за участием Абрамовича в российско-украинских переговорах, многие задавали один и тот же вопрос: он хочет мира, потому что он человек мира — меценат, бизнесмен, благотворитель? Или все, что ему надо, — это спасти свое имя и многомиллиардное состояние?
Мы попытались разглядеть лицо — за теми миллиардами, которые сделали Абрамовича героем журнала Forbes. Собрать воедино места его силы — Чукотку, Переделкино, Новую Голландию. Без предубеждений увидеть реального человека в его решениях и мотивах. Проанализировать его роли — бизнесмена, губернатора, мецената, владельца футбольного клуба, участника судебных разбирательств, переговорщика.
Говорить про Абрамовича с людьми, которые хорошо с ним знакомы или связаны с ним финансовыми или рабочими отношениями, очень сложно. Мы попросили об интервью множество людей из этого списка — и получили множество отказов. А те, кто входят в его ближний круг, сразу спрашивали, могут ли согласовать сказанное с самим Абрамовичем или его пресс-службой. Смысла в таких интервью, как вы понимаете, мало.
Поэтому мы решили говорить с теми, кого можно назвать «свидетелями Абрамовича», — людьми, которые издалека или относительно близко наблюдали за Абрамовичем во время разных исторических (и не очень) событий. Мы очень благодарны этим людям. Без них этот фильм не получился бы.
Наш фильм — не расследование. Это история человека, который пытается казаться понятным и простым — но на самом деле это просто не так.
Залоговые аукционы
Одна из схем приватизации, официально применявшихся в России в 1990-е. Государство выставляло на аукцион не сами госпредприятия, а возможность дать ему в кредит. В аукционах участвовали коммерческие банки, которые по идее должны были конкурировать, предлагая более выгодные условия кредита. Залогом по этим кредитам становились акции госпредприятий, чтобы в случае неуплаты у банка остался актив. При этом банки выдавали кредиты за счет бюджетных средств, которые Минфин РФ размещал у них на депозитах. Кредиты правительство не вернуло. Олигархи получили активы за бесценок.