Mario Tama / Getty Images
истории

Андердог одерживает победу В Голливуде закончилась забастовка сценаристов, ставшая одной из самых громких в истории. Ее организаторам удалось добиться невероятных результатов

Источник: Meduza

В начале мая Американская гильдия сценаристов США (WGA) объявила о начале забастовки, которая стала одной из самых громких в истории Голливуда. Ей предшествовали переговоры с Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP) об условиях нового трехгодичного контракта: сценаристы требовали пересмотра трудовых условий. Этот контракт регулирует авторские права, минимальную оплату и процедуру выплаты роялти. Когда переговоры зашли в тупик, гильдия остановила работу. До конца сентября авторы отказывались работать над сценариями фильмов и сериалов, в том числе тех, которые уже находились в производстве, — и практически парализовали работу главной мировой киноплощадки. В итоге трудовой спор в Калифорнии обсуждал весь мир. «Медуза» рассказывает, как сценаристам в результате почти пяти месяцев борьбы удалось одержать победу.


Как проходила забастовка — и к чему она привела

Летом 2023 года, когда ежедневные пикеты сценаристов в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке стали по-настоящему изнурительными, издание о Голливуде Deadline процитировало неназванного высокопоставленного сотрудника одной из студий: «Тактика — дотянуть до момента, когда сценаристы начнут терять свои квартиры и дома». Он добавил, что только после этого студии и продюсеры будут готовы вернуться к переговорам. Этот комментарий возмутил протестующих.

Затянувшаяся забастовка существенным образом сказалась на жизни сценаристов. К осени в частных разговорах с корреспондентом «Медузы» они выглядели печально, хотя и не высказывали недовольства действиями своей профессиональной ассоциации. Один из них к тому моменту сдал половину своей квартиры на Airbnb, другой пытался открыть магазин с хозяйственными товарами, третий вместо сценариев сел писать книгу.

В середине сентября шоураннеры-тяжеловесы (в их числе, например, создатель сериала «Фарго» Ноа Хоули) предложили руководству Американской гильдии сценаристов (WGA) свою помощь в возобновлении переговоров со студиями. А в конце месяца — после почти 150 дней забастовки — профсоюз наконец заключил соглашение с организацией AMPTP, которая представляет интересы студий и стримингов. Но это случилось только после того, как за стол переговоров сели сами первые лица студий: Боб Айгер (Disney), Тед Сарандос (Netflix), Донна Лэнгли (NBCUniversal) и Дэвид Заслав (Warner Bros Discovery). В течение четырех дней им удалось договориться о сделке, которую руководство гильдии называет «исключительной».

«Один из уроков, который мы вынесли из этого процесса, — это то, что многие вещи, которые мы в Голливуде считали нормой, перестали быть ею. Просто потому, что студии перестали ей следовать, — рассказал американскому киноизданию Indiewire Джон Огаст, сценарист фильма „Чарли и шоколадная фабрика“, один из участников переговорной группы WGA. — Нам нужно было отразить эти нормы в контракте». 

Хотя соглашение еще предстоит ратифицировать (гильдия проголосует и, предположительно, утвердит новый контракт в начале октября), сценаристы уже празднуют победу: на официальных встречах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке члены профсоюза обсуждают тонкости нового контракта и поздравляют друг друга. Если бы эту историю борьбы за трудовые права нужно было рассказать в голливудских терминах, сценарная гильдия в этом сюжете была бы победившим андердогом — героем, который находился в более трудном, нежели его противник, положении, но все же добился своей цели. 

Новый трехлетний контракт, который будет действовать до мая 2026 года (пять месяцев уже съела забастовка), еще не вступил в силу. Но к работе сценаристы возвращаются уже с 27 сентября. Гильдия объявила о прекращении пикетов, кроме тех случаев, когда авторы хотят поддержать по-прежнему бастующих актеров гильдии SAG AFTRA (переговоры о новом актерском контракте возобновятся 2 октября): актеры выходили на демонстрации и поддерживали сценаристов задолго до официального присоединения их профсоюза к забастовке.

Договорившись со студиями, руководство гильдии сценаристов обнародовало 96-страничный документ с положениями нового контракта и его более наглядную версию — небольшую табличку с тремя графами: о чем просила гильдия в мае, каким был ответ AMPTP и о чем удалось договориться в сентябре. Оба документа дают понимание о том, что, даже если сценаристам не удалось добиться всего, чего они требовали, гильдия заключила потрясающую сделку. 

Чего удалось добиться сценаристам

Согласно тексту нового контракта, сценаристы смогли договориться о повышении минимальной ставки гонорара на 12,5% (5% добавятся после вступления нового контракта в силу, 4% — на второй год его действия, еще 3,5% — на третий). Знаменитые и высокооплачиваемые сценаристы, разумеется, не получают минимальный гонорар, но это повышение чрезвычайно важно для защиты интересов всех остальных членов гильдии.

Еще один прорыв: профсоюз добился, что за произведения длиннее 96 минут с бюджетом более 30 миллионов долларов, которые написаны для стримингов, студии будут платить гонорар на 18% больше, чем раньше. Авторские отчисления за сценарии таких произведений увеличатся на четверть: по мнению гильдии, полнометражные, высокобюджетные фильмы для платформ (новый жанр, который раньше не был учтен в контракте) должны оплачиваться как фильмы для кинотеатрального проката.

Сценаристам теперь гарантировано и право на написание второго драфта (в индустрии так называется вторая версия сценария, в которой уже учтены замечания заказчика). Его авторы получат в том случае, если их гонорар составляет 200% от минимальной ставки или меньше. Практика, при которой сценариста нанимают на два драфта сценария, дает автору больше контроля над результатом, более выгодные финансовые условия и лишает заказчика возможности постоянно просить сценариста переписать произведение, не доплачивая за это.

Гильдии удалось изменить расписание платежей. Теперь половина гонорара выплачивается сценаристу после начала работы, четверть — через девять недель после старта, а остаток — по завершении работы. 

Профсоюз смог повысить еженедельные ставки для телевизионных сценаристов и редакторов сериалов и защитить права сценаристов, нанятых для разработки новых телевизионных проектов (участников так называемых сценарных комнат). Минимальный состав группы разработки теперь — три сценариста-продюсера. После того как студия одобрит дальнейшее производство проекта, она обязана будет нанять трех сценаристов-продюсеров для сериала не длиннее шести серий, пять сценаристов — в том случае, если в сериале будет от семи до 12 серий, а если их больше 13, минимальный состав сценарной группы — шесть сценаристов. 

Также авторы получили гарантированные десять недель работы на проектах, которые пока не получили одобрение студий, и минимум 20 недель трудоустройства после того, как студия дала проекту зеленый свет. 

Одним из самых чувствительных пунктов контракта были авторские отчисления за произведения, которые размещены на стриминговых платформах. Гильдия не только добилась от студий повышения авторских отчислений за международный стриминг, но и настояла на том, чтобы эти отчисления зависели от количества зарубежных подписчиков стриминга. В том случае, если в первые 90 дней показа произведение посмотрели более 20% подписчиков стримингового сервиса, сценарист получит бонус. Более того, стриминги обязаны предоставлять представителям гильдии информацию о количестве просмотренных часов написанного сценаристами контента — а те обязуются подписать документ о неразглашении этой информации.

Продолжительность забастовки тоже внесла коррективы в договор. Из-за того, что сценаристы пять месяцев не могли договориться с компаниями (и из-за этого не работали), в документе появился пункт об увеличении отчислений студиями в страховой фонд — с 11,5 до 12%. По этой же причине сценаристы потребовали и продления медицинских страховок. 

Творческие команды сценаристов, согласно новому договору, наконец, станут получать такие же отчисления в пенсионный фонд и медицинскую страховку, как и отдельные творческие единицы. До этого считалось, что если, к примеру, два сценариста работают над материалом вместе, то, чтобы подтвердить свое право на медицинскую страховку от профсоюза, им нужно заработать в два раза больше, чем сценаристу-одиночке.

Один из наиболее волновавших сценаристов пунктов — об использовании студиями искусственного интеллекта в работе над сценариями — студии изначально планировали проигнорировать. Но сценаристы и тут настояли на том, чтобы их мнение было учтено. Отныне ИИ не сможет считаться сценаристом, а материал, созданный программой, не будет считаться литературным материалом или источником для литературного произведения. Сценарист, в свою очередь, сможет использовать ИИ в работе, но должен рассказать об этом студии. Сама студия не сможет заставить сценариста использовать для работы над материалом ИИ. 

К тому же гильдия оставила за собой право настаивать на том, что использование материала, написанного сценаристами профсоюза, для тренировки ИИ противозаконно. На практике это означает, что гильдия не может запретить студиям делать это из-за того, что права на сценарии после выплаты авторского гонорара переходят к студиям. Но у исков со стороны сценаристов все равно есть определенный юридический потенциал.

Несмотря на то что с начала октября сценаристы вернулись к работе, киноиндустрия все еще не может полностью перезапуститься. Для этого необходимо договориться со второй бастующей гильдией — актерской SAG-AFTRA. В индустрии считают, что сценарий может быть примерно таким же: студиям, несмотря на их явное нежелание это делать, придется пойти на большее количество уступок, чем они планировали.

«Медуза»

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.