В издательстве Individuum на русском языке выходит вторая книга Квентина Тарантино «Киноспекуляции» (перевод с английского Сергея Козина). После романа «Однажды в Голливуде» режиссер выступил в жанре нонфикшен — в этом тексте он исследует фильмы, на которых вырос и которые определили его вкус (часто это картины не самые популярные и известные). С разрешения издательства «Медуза» публикует фрагмент главы «Новый Голливуд в 1970‐е» — о том, как в США сменилось поколение режиссеров.
Предупреждение. В этом тексте есть мат. Если для вас это неприемлемо, не читайте его.
Антисистемные постшестидесятники против «киношпаны»
В своей документальной книге о Новом Голливуде 1970‐х «Беспечные ездоки, бешеные быки» Питер Бискинд рассказывает, как Деннис Хоппер, опьяненный успехом «Беспечного ездока», ужинал с Питером Богдановичем, его женой Полли Платт и легендарным режиссером Старого Голливуда Джорджем Кьюкором.
За ужином Хоппер стал насмехаться над поколением старшего коллеги и говорить: «Мы вас закопаем». «Мы» означало «Деннис и его братья по борьбе с правящей элитой», а «вас» означало «Кьюкора и всех старых пердунов, еще снимающих в конце 1960‐х». Богданович и Платт были в ужасе от такого вопиющего неуважения к старому мастеру, работами которого они восхищались. «Я возненавидел Денниса за это», — сказал мне Питер десятилетия спустя. И если так все и было на самом деле, Хоппер заслужил удар по морде.
thecoolidge
Но эта история хорошо иллюстрирует отношение Денниса и всего хиппи-Голливуда к Старому Голливуду, который уступал дорогу Новому Голливуду. Режиссеры‐дебютанты собирались сокрушить систему. Системой для них были Джон Форд, Джон Уэйн и Говард Хоукс. Чарлтон Хестон был системой. Джули Эндрюс, Блэйк Эдвардс и Рок Хадсон были системой. И поскольку «Моя прекрасная леди», безусловно, была системой, к ней же относился и Джордж Кьюкор.
Антисистемные постшестидесятники только что совершили революцию. Старая студийная фантасмагория, основанная на бродвейских мюзиклах («Звуки музыки», «Моя прекрасная леди», «Хелло, Долли!»), наконец‐то отправилась в могилу. (Многие режиссеры ждут не дождутся, когда можно будет сказать то же самое о супергеройских фильмах.) Кодекс Хейса уступил место рейтинговой системе.
Можно было снять фильм (практически) на любую тему и не бояться, что материал искромсают. Все эти жеманства и салонные игры, в которые был вынужден играть Хичкок, затрагивая тему секса, больше были не нужны. Благодаря рейтинговой системе прокатчик мог запустить смелый фильм по всей стране, не опасаясь, что деревенский шериф из какого‐нибудь Эль‐Жопито объявит его нарушением законов морали и нравственности.
Авторы, настроенные против элит, с таким же сожалением смотрели на отмирание старой студийной системы, как французские революционеры — на отъезд Марии‐Антуанетты из Версаля.
Теперь, для ясности, перечислим антисистемных постшестидесятников: Роберт Олтмен, Боб Рейфелсон, Хэл Эшби, Пол Мазурски, Артур Пенн, Сэм Пекинпа, Фрэнк Перри, Майкл Ритчи, Уильям Фридкин, Ричард Раш, Джон Кассаветис и Джерри Шацберг.
Другими сильными, но менее плодовитыми авторами из этой группы были Флойд Матракс, Алан Аркин, Осси Дэйвис, Пол Уильямс (не путать с низкорослым автором песен), Джеймс Фроули, Фрэнсис Форд Коппола (в то время), Стюарт Хэгман, Мелвин Ван Пиблз, Джеймс Бриджес, Брайан Де Пальма (в то время), Монте Хеллман, Харви Харт и, конечно же, троица из «Беспечного ездока»: Деннис Хоппер, Питер Фонда и Джек Николсон. Это были хиппи Голливудских холмов. Битники пляжей Малибу. Иностранные режиссеры 1950‐х и 1960‐х (и Орсон Уэллс) пробудили в них желание снимать кино. Но желание заниматься искусством в них пробудила контркультура.
Когда в Европе и Азии, разрушенных Второй мировой войной, снова стали снимать кино, обнаружилось, что эти фильмы делаются для гораздо более взрослой аудитории, чем до войны. И на рубеже 1950‐х и 1960‐х мировое кино становилось все более и более взрослым.
Но не в Америке: несмотря на старания таких людей, как Стэнли Крамер и Отто Премингер, голливудские фильмы упорно держались за свою незрелость и концепцию семейного развлечения. Однако расцвет контркультуры 1960‐х, прорыв молодежных культур, резкое взросление популярной музыки, успех таких фильмов, как «Бонни и Клайд», «Выпускник» и (в особенности) «Беспечный ездок» Денниса Хоппера, возвестили приход Нового Голливуда. Голливуда для взрослых. Голливуда 1960‐х — с обнаженными чувствами и антиэлитарной повесткой.
А к 1970 году этот Новый Голливуд стал единственным Голливудом. И фильмы, которые еще снимались в старой системе координат, — «Частная жизнь Шерлока Холмса» Билли Уайлдера, «Дорогая Лили» Блейка Эдвардса, «В ясный день увидишь вечность» Винсенте Миннелли, «Прогулка под весенним дождем» Гая Грина, «Единственная забава в городке» Джорджа Стивенса, «Освобождение Л. Б. Джонса» Уильяма Уайлера, «Топаз» Альфреда Хичкока и «Рио Лобо» Говарда Хоукса — считались мертворожденными. Да собственно, за исключением фильмов Эдвардса и Уайлдера, и были мертворожденными (хотя я, пожалуй, мог бы сказать пару слов в защиту Уайлера и его «Л. Б. Джонса»). Позиция и продвинутых критиков, и зрителей того времени мало чем отличалась от позиции Денниса Хоппера на этом злосчастном ужине.
На хуй Джорджа Кьюкора! На хуй Джорджа Стивенса! На хуй Уильяма Уайлера! На хуй Говарда Хоукса!
Как и поколение «киношпаны», пришедшее им на смену, антисистемные авторы тоже росли на старых фильмах. Но, в отличие от Богдановича, Спилберга и Большого Джона Милиуса, глядя старые картины по телевизору, режиссеры этого поколения не испытывали к ним теплых чувств. Вестерны Джона Форда, как правило, возмущали их своим шовинизмом, откровенной демонстрацией белого превосходства. «Искатели» были для них не фильмом о потерянном человеке, который не может найти себе места в обществе, где он уже не нужен. Для них это был фильм о расистском ублюдке, ненавидящем индейцев, которому благодарное (белое) общество прощает все прегрешения. И режиссер, по их мнению, тоже был готов ему все простить и того же самого ждал от зрителей.
Они отвергали финальный посыл фордовского «Форта Апачи», когда герой Генри Фонды, жестокий офицер, истребитель индейцев, воспевается как герой за то, что погиб во славу кавалерии, боевого братства и всей белой Америки.
Антисистемные авторы хотели переснять фильмы Джона Форда, но не так, как это сделали Скорсезе и Шредер в «Таксисте» и «Хардкоре». Они хотели переснять «Форт Апачи» с точки зрения апачей. Некоторым это удавалось: Артуру Пенну с «Маленьким большим человеком», Ральфу Нельсону с «Солдатом в синем мундире», Роберту Олдричу (не постшестидесятник, совсем не хиппи, но абсолютный антисистемщик) с «Рейдом Ульзаны».
В этом новом климате люди брались снимать исторические картины, чтобы наконец исследовать и показать фашизм, расизм и лицемерие Америки. Все те элементы, которые Старый Голливуд полвека старательно прятал под красивый ковер.
Питер Бискинд
Американский критик, историк кино, журналист. Главный редактор журнала Premiere с 1986 по 1996 год.
Деннис Хоппер
Американский актер, режиссер, сценарист, художник и фотограф. Снялся в 150 фильмах, в том числе у Фрэнсиса Форда Копполы в «Апокалипсисе сегодня» и у Дэвида Линча в «Синем бархате». Его дебютный фильм «Беспечный ездок» (1969) получил награду Каннского кинофестиваля и номинацию на «Оскар».
Питер Богданович
Американский режиссер, сценарист, актер, продюсер, оператор, критик и писатель. Один из режиссеров Нового Голливуда. Его самый успешный фильм у кинокритиков — «Последний киносеанс» (1971).
Новый Голливуд
Период в истории Голливуда с 1967 года по 1980-е. Начался после отмены кодекса Хейса — этического кодекса, принятого в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов. Согласно кодексу, фильмы не должны были «снижать моральные стандарты» зрителей. Назван по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса, в 1922–1945 годах возглавлявшего ассоциацию. До отмены кодекса Хейса на нем строилась классическая студийная система.
Джон Форд
Американский режиссер, сценарист, продюсер и писатель, крупнейший мастер вестерна. Единственный в истории обладатель четырех «Оскаров» за лучшую режиссуру — за фильмы «Тихий человек» (1952), «Как зелена была моя долина» (1941), «Гроздья гнева» (1940) и «Осведомитель» (1935).
Джон Уэйн
Американский актер, которого называли «королем вестерна». Лауреат «Оскара» и «Золотого глобуса» (1970) за фильм «Настоящее мужество». Сыграл более 180 ролей в кино и в телесериалах, один из самых востребованных голливудских актеров эпохи звукового кино. Сыграл в фильмах «Рио Браво», «Дилижанс»,
«Человек, который застрелил Либерти Вэланса» и многих других.
Говард Хоукс
Американский режиссер, сценарист и продюсер. Обладатель почетного «Оскара» 1975 года за заслуги в кино. Режиссер фильмов «Лицо со шрамом» (1932), «Воспитание Крошки» (1938), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) и других.
Чарлтон Хестон
Американский актер, лауреат премии «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Бен-Гур». Семь раз избирался президентом Гильдии киноактеров и долгое время был председателем Американского института киноискусства. Наиболее известен по фильмам «Бен-Гур», «Эль Сид», «Планета обезьян», «Печать зла», «Десять заповедей».
Джули Эндрюс
Британская актриса, певица и писательница. Получила «Оскар» и «Золотой глобус» за свой дебют — главную роль в мюзикле «Мэри Поппинс». Сыграла Марию фон Трапп в музыкальной мелодраме «Звуки музыки».
Блэйк Эдвардс
Американский режиссер и сценарист. Муж Джули Эндрюс. Приобрел известность в основном благодаря популярным комедиям 1960-х и 1970-х годов из цикла «Розовая пантера». Обладатель почетного «Оскара» 2004 года, а также премий «Сатурн», «Сезар», Сан-Себастьянского МКФ.
Рок Хадсон
Американский актер кино и телевидения, известный главным образом ролями в мелодрамах. Сыграл в картинах «Приходи в сентябре» (1961), «Второй раз» (1966), «Телефон пополам» (1959), «Гигант» (1956), «Вернись, моя любовь» (1961).
Кодекс Хейса
Этический кодекс, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов. В 1934 году он стал неофициальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Назван по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса, в 1922–1945 годах возглавлявшего ассоциацию.
Стэнли Крамер
Американский режиссер и продюсер, мастер остросоциальных драм. Наиболее примечательные картины режиссера — «Нюрнбергский процесс», «Пожнешь бурю», «Корабль дураков», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» и «Не склонившие головы» («Скованные одной цепью»).
Отто Премингер
Австро-американский режиссер, актер и продюсер. С 1930-х по 1970-е годы поставил почти 40 художественных фильмов —нуар «Лора» (1944), триллеры «Падший ангел» (1945) и «Там, где кончается тротуар» (1950). Успешными считаются его мюзиклы «Кармен Джонс» (1954) и «Порги и Бесс». Одновременно он ставил фильмы за рамками существовавшей цензуры — «Синяя луна» (1953, в нем показаны внебрачные связи, девственность и беременность), «Человек с золотой рукой» (1955, наркозависимость), «Анатомия убийства» (1959, изнасилование), «Совет и согласие» (1962, ЛГБТ), «Исчезнувшая Банни Лейк» (1965, инцест).
Джордж Кьюкор
Американский режиссер и сценарист. Постановщик картин «Ужин в восемь», «Филадельфийская история», «Газовый свет», «Ребро Адама» и «Моя прекрасная леди» (за него в 1964 году получил премию «Оскар» как лучший режиссер).
Джордж Стивенс
Американский режиссер, сценарист, продюсер и оператор. С 1941 по 1943 год — президент Гильдии режиссеров Америки. Обладатель «Оскаров» за фильмы «Гигант» (1956) и «Место под солнцем» (1951), а также Награды имени Ирвинга Тальберга (1954) как лучший режиссер.
Уильям Уайлер
Американский режиссер, продюсер, сценарист. Режиссер фильмов «Римские каникулы» и «Как украсть миллион». Обладатель «Оскаров» за картины «Бен-Гур» (1959), «Лучшие годы нашей жизни» (1946), «Миссис Минивер» (1942).