Я хочу поддержать «Медузу»
Артем Геодакян / ТАСС
истории

На Поклонной горе открылась выставка «Обыкновенный нацизм». В программе — рассказы о зверствах бандеровцев, свастики и сравнение гитлеровской Германии с современной Украиной Мы ознакомились с этой (очень странной) экспозицией

Источник: Meduza

В Центральном музее Великой Отечественной войны уже месяц работает выставка под названием «Обыкновенный нацизм», которая рассказывает о «неразрывной связи Организации украинских националистов» с «современными националистическими организациями Украины, возродившими идеологию нацистской Германии». «Медуза» побывала на выставке, где посмотрела на тиктоки, в которых «русские оккупанты спасают мирных», и украинский флаг, соседствующий с кружкой со свастикой.


Музей Победы, в марте переименованный в «МуZей Победы», в выходной день пользуется большим спросом. В гардеробе главного здания суета: туристические группы ищут своих экскурсоводов. Большая часть посетителей — дети: от первоклашек, которые толпой бегают по лестницам, до выпускников, со скукой поглядывающих на хот-доги в кафе. В меню хот-доги соседствуют с разделом «Полевая кухня», где представлено единственное блюдо: гречневая каша с мясом. 

В магазине сувениров к привычному ассортименту добавился мерч с буквами Z и V. Сторонники «спецоперации» могут купить там пивную кружку с надписью «Zа наших» или значок «Мой преZидент ПУТИН V. V.». Мать с уже взрослой дочерью разглядывают сувениры: они спорят, какой блокнот выбрать — со звездой и словом «Победа» или с Путиным на обложке. В итоге берут оба. 

Центральный музей Великой Отечественной войны был открыт в Москве президентом России Борисом Ельциным 9 мая 1995 года. В церемонии приняли участие делегации из 55 стран. Идею создания подобного комплекса высказывал еще маршал СССР Георгий Жуков. Сам музей позиционирует себя как форпост «защиты исторической правды, противодействия фальсификации истории, пересмотру итогов значимых исторических решений и событий». Среди постоянных экспозиций — «Подвиг Армии», «Подвиг народа», архив фотографий и документов «Лица Победы», Зал исторической правды, а также комплекс из шести диорам, рассказывающих об основных сражениях Великой Отечественной войны.

19 апреля в музее открылась временная экспозиция «Обыкновенный нацизм». За месяц, по данным самого музея, ее посетило более 150 тысяч человек.

«Более 200 экспонатов рассказывают о зверствах украинских националистов в годы Второй мировой войны, а также о массовых преступлениях и терроре современных неонацистов против жителей Украины в 2014–2022 годах. Материалы выставки покажут неразрывную связь Организации украинских националистов (ОУН), участвовавшей в уничтожении мирного населения в годы войны, с современными националистическими организациями Украины, возродившими идеологию нацистской Германии», — говорится о содержании экспозиции на сайте музея. 

«Трудно принять, что эти разрушительные идеи опять нашли ярых последователей. Уверен, более 200 экспонатов и документальных материалов не смогут оставить равнодушным никого», — говорил о выставке директор Музея Победы, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Школьник.

Через две недели после открытия экспозиции Школьник попал в санкционные списки Великобритании с формулировкой «использовал свое положение главы крупного национального учреждения культуры для распространения дезинформации». Школьник, по мнению британцев, поддерживал и продвигал «ложную информацию правительства России о том, что вторжение в Украину является денацификацией».

Позже директор музея попал и в санкционные списки Австралии. «Считаю это показателем нашей работы. Значит, мы все делаем правильно», — прокомментировал санкции сам Школьник.

Мария Королева

Чтобы попасть на выставку, нужно пройти часть постоянной экспозиции музея, которая посвящена Великой Отечественной войне. Зал открывает полукруглая композиция с рядом слов: «Горе», «Удар», «Агрессия», «Протест», «Преступление», «Трагедия», «Пытки», «Геноцид», «Оккупация», «Расстрел», «Руины» и десятками других.

Тут же — цитата из речи представителя обвинения от США Телфорда Тейлора с Нюрнбергского процесса: «Зверства, совершенные вооруженными силами и другими организациями Третьего рейха на Востоке, были такими потрясающе чудовищными, что человеческий разум с трудом может их постичь… Эти зверства имели место в результате тщательно рассчитанных приказов и директив, изданных до или во время нападения на Советский Союз и представляющих собой последовательную логическую систему».

За этим стендом — антивоенный плакат с лозунгом «Ах, если бы не было войны» с планом роста экономики и уровня жизни в СССР в 1938–1942 годы.

После аллеи «Лица Победы» и Зала Памяти и Скорби располагаются экспонаты, посвященные ходу военных действий Великой Отечественной. Один из них интерактивный. Солдат с ружьем наперевес в военной форме и фуражке стоит спиной к зрителю, а если подойти ближе — начинает рассказ о войне. Теряя из виду человека, он снова и снова произносит начало речи: «В сорок первом подняли нас по тревоге, я тогда долго поверить не мог, что война действительно началась». 

По лестнице в зал Полководцев поднимается девушка в красноармейской военной пилотке. Она идет в сторону больших букв «Обыкновенный нацизм» на стене в левой части зала. Перед входом в небольшой зал дежурят смотрительницы, а прямо на пути стоит табличка «18+». Вокруг нее и «Обыкновенного нацизма» бегают дети. 

Артем Геодакян / ТАСС

Мимо смотрительницы стремительно проходит мужчина в очках, ведущий за руку мальчика лет шести к центру зала — в сторону украинского флага и предметов с изображением свастик. «Дело не в том, что [дети] должны знать или не знать, дело в психике, это не просто так 18+», — упрекает мужчину сотрудница музея, но остановить его не решается. За мужчиной с ребенком чуть медленнее идет рыжеволосая женщина. 

«Это современная Украина и что с ней происходит, — четко и размеренно произносит отец, держа ребенка за руку. — Украина использует свастику, против которой боролся мой дедушка и прадедушка».

Семья быстро обходит выставку и останавливается около одного из стендов, посвященных современной Украине: на фотографии возле него изображены лежащие в ряд детские тела. «Леш», — одергивает рыжая девушка мужа. «Он и так все видел», — резко отвечает тот, но все же уводит мальчика от стенда «Зверства нацизма». 

Выставка представляет собой небольшое прямоугольное пространство со стендами. Ее кураторы не обозначены. Центральная часть экспозиции — и по анонсу, и по факту — большие детские качели со следами ржавчины, возле которых лежат новые мягкие игрушки и одна детская туфля. Над ними — фигурки ангелов с написанными на них именами детей и их возрастом: «Валентина Литовченко 2 года», «Анастасия Конаплева 13 лет», «Даниил Белых 14 лет».

Ни одной таблички, поясняющей, что это за качели, почему возле них разбросаны детские вещи и что значат имена на фигурках, на выставке нет. Эти имена вместе с данными других 73 детей, как выяснила «Медуза», впервые появились в интернете в 2015 году на пророссийских сайтах, связанных с самопровозглашенной ДНР. Утверждалось, что в списке перечислены дети, погибшие во время военного конфликта в Донбассе, позже погибших детей из этого списка стали называть «ангелами». Официальных подтверждений этих данных не звучало ни со стороны Украины, ни со стороны России.

Мария Королева

Еще один элемент посреди зала — флаг Украины с фразами на украинском языке, написанными на нем маркерами: «Единая Украина», «Слава Украине, героям слава» и «Украина, мы тебя любим! Ты лучшая! Мариуполь, ты с нами!». Рядом с ним на полке за стеклом стоит современная кружка со свастикой. Как и почему она оказалась на выставке и какое отношение имеет к Украине — неясно. 

Выставка проходит под стук метронома. Она разделена на две смысловые части: информационный ряд по правую сторону от входа посвящен событиям XX века, по левую — современной Украине.

В правой части рассказывают об Организации украинских националистов: «ОУН — УПА — пособники нацистов», — выделено полужирным в тексте на стене.

«Еще до нападения Германии на СССР бандеровцы из ОУН планировали этнические чистки и предлагали программу „Украина для украинцев“», — сообщается посетителям. В такой же формулировке фраза приводится в Википедии.

Сразу под цитатой — фотография, на которой молодые девушки в национальных костюмах идут строем, одна из них поднимает руку, делая жест нацистского приветствия. На одном из флагов позади них изображена свастика. Из подписи к фотографии следует, что на снимке «генерал-губернатор Ганс Франк принимает парад украинской молодежи». Одна из смотрящих на стенд женщин как бы понимающе качает головой. «Медузе» не удалось достоверно определить провенанс фотографии: с такой подписью она встречается только на русскоязычных ресурсах.

На стенде далее — красная надпись «Террор против мирного населения». Под ней — цитата из доклада бывшего главы МВД СССР, маршала Советского Союза Лаврентия Берии в 1942 году: «…германские военные власти на оккупированных территориях приступили к формированию карательных отрядов из лиц украинской национальности». Впервые эта цитата приводится и в новом мультимедийном проекте Минобороны «Архивы помнят все… Преступления украинских националистов забвению не подлежат». Согласно сообщениям СМИ, архивы открыли только в марте 2022 года, через месяц после начала российского вторжения в Украину.

Эта и другие цитаты как бы подкрепляются предметами, лежащими в витрине под стеклом. Среди них красная повязка на руку, нашивка, столовые приборы, зажигалки и футляр для спичек — все с нацистской символикой. В поясняющей табличке говорится, что предметы из «Германии 1930–1940-х годов». Рядом лежит «внестроевой полицейский штык-нож Третьего рейха S98». «Нацисты очень любили дарить друг другу на праздники массивные кинжалы с различными гравировками», — сообщается на сопровождающей табличке. Там же уточняется, что нож был найден в Германии в 1943 году.

Следующий стенд посвящен Волынской резне. «Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика», — приводится на одной из стен цитата из книги «Курская великая битва».

Завершается историческая часть выставки стеной с заголовком «Уроки Нюрнберга» и общей информацией о судебном процессе. 

По левую сторону экспозиции речь идет о современной Украине. Две части выставки разделяются экранами, на них без перерыва крутятся видеозаписи без звука. На правом экране — кадры черно-белой военной хроники: жестокие избиения людей, горы тел погибших, пожары в городах. Что происходит на этих кадрах, когда, где и кем они сняты — не указано. На втором экране кадры уже цветные — в одном из видео пожилая женщина показывает школьную фотографию мальчика лет 11. Как это видео связано с выставкой — остается неясным.

Развернуть

Мария Королева

Следующие видео представляют собой нарезку кадров с кладбища с детскими могилами, табличкой с надписью «Аллея ангелов», а также техники с символами Z и V. В ролике видны металлический дорожный указатель с надписью «Украина» и характерные для погранпунктов сооружения, но пояснений о том, что именно демонстрируется посетителям, на экране нет.

Черно-белый и цветной экраны разделены интерактивным стендом. На нем для просмотра можно выбрать одно из пятидесяти видео: нажав на экран, невозможно угадать, что именно на нем окажется. На сенсорном экране проигрываются отрывки из репортажей «Известий», RT, ролики, помеченные вотермаркой «МВД ДНР», видео ютьюб-канала «Круто быть умным» про историю Евромайдана. Количество подписчиков у канала скрыто, но по статистике ютьюба, с 2011 года на нем было опубликовано всего 26 видео, которые собрали 107 тысяч просмотров. Основная их тематика — российско-украинские отношения, а также три видео с выступлениями юмориста Михаила Задорнова.

Некоторые видео, которые предлагаются к просмотру, содержат особенно жестокие сцены насилия. На кнопке 14 — вертикальная съемка двух солдат с белыми лентами на рукавах, которые лежат на дороге в луже крови, контекст съемки не приводится.

Мимо проходит отец с ребенком лет четырех: мальчик с любопытством заглядывает в экран. «Не надо это смотреть», — быстро говорит мужчина и уводит сына.

В видео под номером 22 издали сняты несколько людей в военной форме, рядом с ними находятся большие насыпи высотой в человеческий рост. Съемка ведется из окна автомобиля. В середине ролика на том месте, где стояли люди, что-то взрывается. Автор видео роняет телефон, за ставшим серым экраном звучит мат.  

Отдельная категория видео на сенсорном экране загружена из тиктока. В одном таком ролике военные с белыми повязками на рукавах кувалдой разбивают бетонный пол. Видео подписано автором как «русские оккупанты спасают мирных», оно обрывается на моменте, когда военные наконец пробивают в полу небольшое отверстие. 

Галерея завершается видео с героиней репортажа «Комсомольской правды» о жизни Мариуполя в марте 2022 года. В видео испуганная и выглядящая потерянной девушка в светлом свитере рассказывает, что ее зовут Виктория Дьяченко. «В Мариуполе я жила, там тоже бомбежка», — говорит девушка и отказывается от предложения журналиста помочь ей добраться до больницы. «Подождите, я все расскажу. Выслушайте. Я вменяемый спокойный человек, не надо в больницу», — говорит девушка и оглядывается на людей позади, после чего видео обрывается. Никаких комментариев к этому ролику в музее нет. Над сенсорным экраном висит портрет Дьяченко, написанный художником из Ростова-на-Дону. «Я читала этот репортаж в „Комсомолке“, — делится пожилая женщина с подругой, стоя у экрана. — Она ходила, искала своих родных. Совсем недавно было». В репортаже корреспондент «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин описывает жизнь украинцев, бежавших их Мариуполя, и жизнь в осажденном городе.

Часть выставки про Украину начинается со стенда «Нацизм сегодня» и открывается цитатой ведущего украинского 24-го канала Фахрудина Шарафмала: «Раз уж вы называете нас нацистами, то я буду придерживаться доктрины Адольфа Эйхмана и сделаю все, чтобы ни вы, ни ваши дети никогда не жили на свете. Если нам придется вырезать все ваши семьи, то я буду одним из первых. Слава нации!»

Что именно сказал Фахрудин Шарафмал?

«Раз уж в России нас называют нацистами, фашистами и так далее, я позволю себе процитировать слова Адольфа Эйхмана, который сказал, что для того, чтобы уничтожить нацию, нужно уничтожить в первую очередь детей. Потому что после убийства отцов дети вырастут и отомстят. Убитые дети никогда не вырастут, и нация вымрет. Вооруженные Силы Украины не могут уничтожать российских детей. <…> Но, я не из ВСУ, и когда мне выпадет случай расправиться с россиянами, я обязательно это сделаю. Я буду придерживаться доктрины Адольфа Эйхмана и сделаю все, что от меня зависит, чтобы вы и ваши дети никогда не жили на этой земле, чтобы вы почувствовали, каково это, когда умирают ни в чем не виноватые гражданские люди, для того, чтобы вы почувствовали всю боль и страдания. <…> Нам нужна победа, и если для этого придется вырезать все ваши семьи, я буду одним из первых, кто это сделает. Слава нации. И надеемся, что такой нации, как Россия, никогда больше не останется на этой земле, потому что это уроды, которые засоряют эту землю».

Впоследствии телеведущий извинился за свои слова.

Артем Геодакян / ТАСС

На соседнем стенде приводится цитата президента России Владимира Путина: «Под охраной официальных властей проходят марши, факельные шествия в честь недобитых военных преступников и эсэсовских формирований». Это фраза из статьи Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованной летом 2021 года, в День России. В марте 2022-го эту фразу, по всей видимости, использовали спичрайтеры председателя высшего совета «Единой России» и посла России в Республике Беларусь Бориса Грызлова: он произнес ее на акции памяти в Мемориальном комплексе в деревне Хатынь в Беларуси. 

В секции «Потеря памяти» авторы выставки рассуждают о возродившемся культе Степана Бандеры и развитии «активных русофобских настроений» в обществе. «В феврале 2014 года в результате государственного переворота на Украине к власти пришли нацисты, которые стали проводить активную русофобскую политику», — написано под заголовком «Возвращение зла». После этого, по версии авторов, «началось массовое формирование нацистских батальонов», которые стали «главной ударной силой Киева в начавшейся гражданской войне на территории Юго-Восточной Украины».

Завершается экспозиция словами о «вынужденной мере»: «24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. Президент Владимир Путин назвал ее целью „защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима“».

Цитата сопровождается фотографией, на которой «российский военнослужащий делает селфи с детьми». На переднем плане изображения — военный в солнцезащитных очках, кепке и маске цвета хаки, а на заднем — толпа улыбающихся детей, некоторые из них показывают знак V пальцами.

Все посетители, чье мнение о выставке попытался узнать корреспондент «Медузы», отвечать на вопросы о ней отказались. Мужчина лет сорока сообщил, что пришел «просто посмотреть», а его приятель в ответ на вопрос о впечатлениях отрицательно помотал головой. Так же поступили еще несколько человек.

Елена, незадолго до разговора сделавшая фотографию стенда «Геноцид», рассказывает, что для нее на выставке мало нового: «Я смотрю наши телеканалы и знакома с тем, что здесь представлено, — говорит она. — Наверное, хорошо, что это все здесь есть. Для кого-то это будет ново, а не так, как для меня. Кто-то с этим познакомится и узнает, что сейчас происходит».

Чтобы выйти к гардеробу, надо пройти через ту же полукруглую композицию с ассоциативным рядом о войне. Только с обратной стороны слова уже другие: «Милосердие», «Примирение», «Доблесть», «Мужество» и «Мир».

Мария Королева

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.