В екатеринбургском «Ельцин-центре» испортили картину ученицы Казимира Малевича Анны Лепорской «Три фигуры» из коллекции Третьяковской галереи, которую привезли на выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства». Неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на лицах двух абстрактных фигур с полотна, сообщает The Art Newspaper Russia.
Чернила проникли в слой краски, поскольку лица фигур не были покрыты авторским лаком, отмечает издание. У левой фигуры также «зафиксирована мелкая выкрошка красочного слоя до нижележащего».
Повреждение картины заметили посетители выставки вечером 7 декабря, после чего «Три фигуры» сняли с экспозиции и вернули в Третьяковскую галерею. Там стоимость реставрации оценили в 250 тысяч рублей. Перед выставкой полотно было застраховано «АльфаСтрахованием» на 74,9 миллиона рублей, компания оплатит реставрацию.
Картина Анны Лепорской «Три фигуры» до повреждения
По данным издания, дирекция «Ельцин-центра» подала заявление в полицию 20 декабря — почти через две недели после происшествия. Управление МВД РФ по Екатеринбургу по результатам проверки оценило причиненный ущерб как «незначительный» и отказало в возбуждении уголовного дела об умышленном повреждении имущества. Согласно постановлению полиции, которое цитирует The Art Newspaper Russia, в случившемся не усмотрели признаков преступления, решив, что «картина своих свойств не утратила».
Из-за отказа в возбуждении уголовного дела министерство культуры России направило жалобу в Генпрокуратуру. Ведомство потребовало отменить постановление екатеринбургской полиции и переквалифицировать дело на статью об уничтожении или повреждении объектов культурного наследия. «Интерфаксу» в министерстве уточнили, что в настоящее время ждут решения по данному вопросу.
По данным The Art Newspaper Russia, личность человека, испортившего полотно Лепорской, остается неизвестной, его поисками не занимаются. Издание утверждает, что «Ельцин-центр» не предоставил полиции информацию с камер видеонаблюдения, расположенных в зале, где выставляли картину.
В «Ельцин-центре» сообщили, что провели внутреннее расследование и готовы передать полиции всю собранную информацию, в том числе записи с камер видеонаблюдения. В учреждении подчеркнули, что сотрудники «Ельцин-центра» не причастны к порче картины. После случившегося перед всеми картинами в галерее установили защитные экраны.
Читайте также
- «Такое мог нарисовать только сумасшедший» Исследователи долго спорили, что за вандал написал эту фразу на картине «Крик» Эдварда Мунка. Оказалось, это был сам художник
- Кто-то похищал цветы с могилы Неизвестного солдата в Австралии. Никакого вандализма — оказалось, местный голубь просто вил себе гнездо
- В Нью-Йорке появилась виртуальная скульптура Джеффа Кунса. Ее испортили виртуальные вандалы
Статья 243 Уголовного кодекса России
Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до трех лет.
Статья 167 Уголовного кодекса России
Умышленные уничтожение или повреждение имущества. Максимальное наказание — до двух лет лишения свободы.
Ана Лепорская (1900-1982)
Советская художница по фарфору, живописец, Заслуженный художник РСФСР. В 1920-х Лепорская училась у художника-авангардиста Казимира Малевича в Государственном институте художественной культуры. Живописный дебют художницы состоялся в конце 1978 на персональной выставке в Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Работы Лепорской представлены в Русском музее.