Heritage Image / Alamy / Vida Press
истории

«Ритка! Ведь весна скоро, а мы далеки друг от друга» Заключенный Юрий Решетников пишет любимой из лагеря. Фрагмент аудиосборника «Из личной переписки»

Источник: Meduza

Ко Дню памяти жертв политических репрессий сервис ЛитРес и Музей истории ГУЛАГа выпустили аудиосборник «Из личной переписки», который можно бесплатно послушать онлайн. В него вошли письма трех советских юношей из исправительно-трудовых лагерей — каждому из героев не больше 23 лет — хранившихся в собрании музея. Все герои впоследствии были реабилитированы. Письма озвучили Ясмина Омерович, Юлия Джулай, Дарья Ворохобко, Сергей Новосад, Никита Юськов, Роман Михащук. Режиссер проекта — Виктория Короткова. «Медуза» публикует письма Юрия Решетникова, арестованного в 1934 году вместе с однокурсниками по Московскому полиграфическому институту. Из лагеря Решетников писал своей однокурснице Рине Синельниковой.


Мы приводим текст двух писем Решетникова с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

22 XII — 34 г.

Ритка, милая. здравствуй! Большое тебе спасибо за книги, краски и бумагу. Прими мою благодарность. Благодарность влюбленного волченка. У которого глаза загораются от звуков твоего имени. Который любит тебя, как никого еще не любил. И который не знает, чтобы он зделал, если-бы увидел тебя. Он наверно сʼел бы тебя, или нет он зацеловал бы тебя. Сердце его всегда бьется звонко в морозном воздухе косолапой зимы. Ритка! я пишу стихи и все они о тебе, о чем бы я не писал. Мне очень понравилась книжка песен древних, Как здорово они писали! Такой красоты и у Пастернака не всегда встретишь. Одна «пылающая вода» чего стоит.

В рисовании у меня большой сдвиг. рисую много с натуры, но больше композиции. Живописью приходится заниматься реже. А композицию я, так сказать, освоил не давно. Ритм и динамику во времени я постиг сам. И теперь горжусь этим. Это самое трудное в искусстве. Ибо точно копировать натуру может научиться всякий. А быть композитором может только художник. Ритка, жаль, что я не видел эти три твоих натюрморта. Но я знаю, что они понравились бы мне. Я знаю, что ты живописец Ритка! Ты мне писала о своих эмоциях во время живописи, — это и есть эмоции живописца! 

У нас открывается каток. Я буду учиться кататься на коньках. Ты по моему знаешь, что я раньше не умел. Сегодня я играл в шахматы и выиграл все десять партий у хорошего игрока, — это для меня неожиданность. Но я весь такой. Даже в спорте. Я помню, когда я готовился к районной спартакиаде в загорске, у меня результат по ядру не выходи за пределы десяти метров. А на соревновании я толкнул его на одинадцать пятьдесят. Ты мне снилась вчера, Ритка! 

Этот сон похож на сны виденные в детстве, пригрезившиеся, как продолжение сказок. которые мне читала мама. У нас тепло в комнате, а на стене час. И ночь поет за окном, как кликуша все одну и туже далекую и родную песнь. Тихо в комнате только храп, да неугомонные ходики чеканят одинаковые минуты. Ты тихо входишь и садишься за угол. Я вижу тебя. как тогда. И я говорю: я люблю тебя Ритка. Люблю потому. что люблю. И я смотрю тебе в глаза и вижу Москву и бульвар и слышу свой голос: я люблю тебя…

И так я кончаю письмо. Я ложусь, нет я сначала гашу свет, а после ложусь. Мой волчий хребет приятно вытягивается. Я грежу, я вижу тебя свернув шуюся по меховому в постели; ласковую… Я вижу себя одетого в чарльстон. Плечастого и неуклюжего. Никогда не умевшего танцевать, но тоже любящего девушек, нет не девушек, а девушку, — Ритку, которую он целует и желает ей здоровья и счастья. 

24/II — 35 г.

Милая Ритка, здравствуй! Разве я могу тебя забыть? 21/II я получил твое письмо от 12/II-35 г. и те два письма, новогоднее и следующее за ним я тоже получил. С наступлением весны время начинает тянуться медленней. Как мне хочется быть с тобой, Ритка! В воздухе пахнет весной и талым снегом. И хочется, как хочется, любить! Я недавно видел оленя, совсем близко. Я заметил, как раздуваются его влажные ноздри, — В воздухе пахнет весной. У меня сейчас много работы, поэтому реже приходится заниматься искусством. Летом-же я надеюсь больше иметь время на это. 

А фокстроты я совсем не умею танцовать. Может быть, потому что не пробовал, да и не любил. Но для тебя я прилежно-бы их выучил и был-бы хорошим танцором. 

Я хорошо танцую на ринге во время бокса, — это называется «игра ног». Я недавно попробовал потренироваться, но / получил нокаут, правда от хорошего боксера. Сказалось долгое отсутствие практики и его весовое преимущество. Бокс, по моему, тоже танец любви, правда несколько более первобытный и другого содержания. У Джека Лондона есть два романа: «игра» и «первобытный зверь». там он очень хорошо говорит о том, что такое бокс. Там — же старый Пэт говорит сыну, что бойся женщин, но если найдеш и полюбиш какую, то держи ее крепче, ибо ты, я знаю, не ошибешся. Так и я хотел-бы держать тебя крепко, милая Ритка! Я нарисовал свой потрет Маме, рисунок, правда, неважный. Но хорошо передано сходство, так сказать внутреннее содержание. Ни какой фотографии этого не зделать. Ритка! ведь весна скоро, а мы далеки друг от друга. 

Ритка, люблю!

Твой 

Что известно о Юрии Решетникове

Юрий Решетников был арестован в 1934 году с группой своих однокурсников по Московскому полиграфическому институту. Осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей, отправлен в Медвежьегорск в Беломорско-Балтийский ИТЛ, а затем на Соловки. На свободе у него осталась возлюбленная — однокурсница Рина Синельникова, которой он отправлял из заключения письма и рисунки. Юрий был расстрелян 3 ноября 1937 в Сандормохе (Карелия). Был реабилитирован посмертно. 

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.