Писатель и актер Евгений Гришковец запустил свой первый подкаст — аудиосериал «анна аТмахова» создан вместе с радиоведущим Алексом Дубасом. Это документальный проект: в нем Гришковец рассказывает историю молодой певицы Анны Атмаховой, которую в 2019-м приговорили к шести годам лишения свободы по 228 статье. Гришковец встретил Анну на гастролях в Кирове, его впечатлили ее стихи и песни, после чего он познакомил Атмахову с музыкальным продюсером. Но история успеха не случилась: девушку осудили по делу о наркотиках, сейчас она в колонии, расположенной в Кировской области. По просьбе «Медузы» шеф-продюсер студии подкастов «Техника речи» Александр Садиков поговорил с Евгением Гришковцом и Алексом Дубасом о том, как с помощью подкаста они пытаются помочь своей героине.
Послушать подкаст «анна аТмахова» можно здесь. А за студией «Техника речи» удобно следить в ее телеграм-канале.
— Когда я только начал слушать подкаст, мне показалось, что это мокьюментари, что вы придумали классную историю. Я начал искать имя героини, оно не гуглится, никто не выпадает с этим именем. И про дело ничего не пишут. Но вы уверяете, что это абсолютно реально. Почему слушатель должен вам поверить?
Евгений Гришковец: К сожалению, это реальная история и она не закончена, она находится в таком вялотекущем печальном развитии. Героине этой истории еще пребывать в колонии довольно долго. Как минимум три года, а максимум почти четыре. И фактически никаких изменений, кроме накопленного опыта, не происходит. К сожалению, человек попал туда, никаким образом не засветившись ни в каких соцсетях. Нет фотографий этой героини, потому что их просто нет в соцсетях, есть детские фотографии у мамы и какие-то юношеские, но их совсем мало. А если человек не существует в соцсетях, он практически не существует, да. Его невозможно найти.
— Я включаю внутреннего скептика, и меня это настораживает. Неужели в современном мире у молодой девушки нет вообще никакого цифрового следа?
Гришковец: Так бывает, оказывается. Зритель и слушатель не должен верить. Он либо верит, либо нет. Пусть думает, что это выдуманная история, что мы с Алексом придумали такой сценарий и всех разыграли. Я был бы рад тому, если бы это была моя фантазия и на самом деле этого не происходило. Только это не фантазия. Ведь если это фантазии, значит, такого человека не существует, такой поэтессы не существует, такой певицы нет и, собственно, нет и не будет песен и стихов. Нет. Этот человек есть, и он находится в той самой ситуации, которая описана в подкасте.
— Почему я так настойчиво спрашиваю? К этой мысли ведь подталкивает и то, что вы уже представляли эту историю в публичном поле. У вас есть пьеса на эту же тему и спектакль по ней «Между делом». То есть такое художественное представление этой истории. Кажется, что это мистификация.
Гришковец: Какие у меня есть доказательства? Даже если мы предъявим по прошествии трех лет саму Анну, кто нам поверит? Скажут: да выдумка, нигде она не сидела, а просто пряталась.
— Скажут, что вы актрису нашли на эту роль.
Гришковец: Да, актрису. Сами за нее написали стихи и песни.
Алекс Дубас: Это на самом деле вопросы очень современные. Мы же правда живем во время фейк ньюс и всяческих мистификаций, когда все требует невероятных проверок. Даже если проверки прошли, ты все равно в это не веришь. Несмотря на то, что там с третьего эпизода песня Анны появляется. Как еще доказывать, что она существует?
— Расскажите подробнее про Анну Атмахову. Кто она и чем она вас так зацепила?
Гришковец: 3 февраля ей исполнится 25 лет, она из деревни Фаленки в Кировской области, училась в музыкальной школе, закончила школу, собственно, вот все ее образование. У нее есть маленький ребенок, которого она родила совсем юной. Что о ней говорить? Главное, что она певица и поэтесса, в которую я верю и считаю ее в высшей степени одаренной, способной стать героем своего поколения как музыкант и поэт.
Не так давно она мне звонила и говорила, что моими усилиями удалось ее перевести с тяжелого швейного производства в библиотеку, сейчас она библиотекарь в колонии. Помимо прочего, она делает разную уборку, там тоже жизнь не сахар. На нее давят другие осужденные и руководство колонии, чтобы она вернулась к швейному производству, чтобы она не выделялась. Она мне говорит: «Может, мне все-таки пойти на это швейное производство, мне морально там будет легче жить». На что я ей сказал: «Пойми, пожалуйста, судьба швеи-мотористки меня не интересует, я буду помогать только поэтессе, держись. У тебя созданы условия, чтобы ты могла хоть немного, но иногда заниматься музыкой и писать стихи, от этого отказываться нельзя, невозможно, иначе суть этих усилий пропадет».
— Уголовное дело, которое вы описываете в подкасте, — история 2019 года. Но только сейчас вы так подробно ее рассказываете. Да, был спектакль и пьеса, мы про них вспомнили, но не было, я посмотрел, никаких статей, никакого шума. Однако вы очень сильно в эту историю погружены. Почему мы раньше об этом ничего не знали?
Гришковец: Пока шло следствие и суд, об этом нельзя было говорить. Потом, когда Анна уже оказалась в колонии, меня попросили к этому не привлекать никакого внимания, потому что та территория, те обстоятельства, в которых она находится, это довольно чувствительно. К этому не надо привлекать общественного внимания. Или если привлекать, то нужно подумать, каким образом, как найти интонацию.
Самое главное, мне нужно было разобраться, с чем я имею дело. Ведь я же не борец с системой. Анна сидит по уголовной статье. Она осуждена, на мой взгляд, слишком жестоко, это чрезмерное наказание, но, тем не менее, состав преступления в ее действиях суд увидел. И дальше суд и прочее — это не история карательного государства, которое покарало невинное создание. Она — человек юридически неграмотный, без должной защиты. Она — человек из деревни и не обладала средствами на адвоката. И так далее, и так далее. Но это точно история не про борьбу с системой. Это трагедия и беда.
— Кажется, что раз речь идет о девушке, которую посадили по 228-й, то этот подкаст — политическое высказывание в защиту тех, кто несправедливо осужден по этой «актуальной» статье. Но, получается, вы просто хотели рассказать о талантливой девушке, которая попала в такие обстоятельства?
Дубас: Это точно не про «Я/Мы Анна Атмахова». Нет. Когда мне Женя рассказал эту историю, я захотел сделать из нее подкаст-сериал. Девушка рассказала, что попала в такие обстоятельства. Женя ей поверил. Я поверил, в свою очередь, Жене. И мы действительно старались сделать историю не про противостояние системе ФСИН — тут, мне кажется, каждый сделает выводы сам. А про некую, что ли, солидарность.
Видите, довольно большое количество людей, артистов и просто людей со стороны Анной заинтересовались. Кто-то перепел ее песни, кто-то ввел в какой-то проект. Это про то, что человеку сидеть шесть лет в ужасных условиях, — чтобы не умер и не погиб артист, а продолжал творить.
Гришковец: Да. Эта история прежде всего про доверие. Сейчас надо с этим разобраться, попытаться не дать погибнуть человеку. С этим худо-бедно справляемся. Дальше, разумеется, надо вести разговор о том, что 228-я статья не должна быть такой сокрушительной. То есть люди, которые в промышленных масштабах варят метамфетамин, гуляют на свободе, а человек, который поделился косяком, сидит в тюрьме. Не должна быть такая страшная карательная статья, которая гробит, ломает в основном молодых людей.
Но пока этот подкаст — исключительно человеческая история. Мы решаем сейчас задачу спасения человека.
— И как, на ваш взгляд, этому будет способствовать подкаст? Какой эффект вы от него ждете?
Гришковец: Сочувственный, прежде всего. Сочувствие. В этом подкасте впервые звучит имя и фамилия Ани. Люди узнают, что такой человек есть. Впервые услышат ее песню, записанную там, в тюрьме, в плохих условиях, но тем менее они услышат ее музыку, ее голос, ее поэзию. В этом тоже цель.
Подкаст «анна аТмахова» | Эпизод 1: Знакомство с Аней
Фабрика Подкаста
— Почему вы выбрали именно подкаст как форму рассказа об этой истории?
Гришковец: Это вопрос к Алексу. Мы сидели, выпивали, я рассказывал подробно и ставил песни Алексу. Это был такой товарищеский разговор.
Дубас: Да, действительно, ставил мне песни. У нас был вечер.
Гришковец: Поскольку это его творчество, его территория, он так мыслит — он и придумал подкаст, на который я сразу же согласился с радостью, понимая, что может получиться тонкая, настоящая и цепляющая история.
Дубас: Конечно, я мог бы сделать программу на радио, но меня все больше и больше сейчас интересует территория подкастов. Я, как вы знаете, преподаю в Высшей школе экономики студентам четвертого курса журналистики предмет «Аудиошоу на радио и подкасты». Студенты, сорок человек, должны были мне сдать к концу сессии экзамен: сделать либо утреннее шоу на радио, либо подкасты. Все они выбрали подкасты, то есть аудиошоу на радио выбрало ноль человек. Я и так уже присматривался к подкастам, сам их слушаю, но для меня это был последний аргумент — то, что это актуально.
— А вы предлагали эту историю журналистам-расследователям?
Гришковец: Нет, я категорически не хотел этого делать. Журналист сделает расследование, а человеку еще три года сидеть. Я представляю, что было бы в этой колонии, если бы туда приехали журналисты-расследователи. Это слишком чувствительная тема.
— Знает ли ваша героиня об этом подкасте?
Гришковец: Знает.
— Как она на это отреагировала, слушала?
Гришковец: Нет, она не может послушать, его туда невозможно передать. И там у них нет интернета, у нее нет телефона. Ее мама послушала и была очень впечатлена, потому что маме тоже были непонятны мои мотивы, и подозрений хватало.
Дубас: Насколько я знаю, Жень, ты мне говорил, что туда единственный способ передать — на компакт-диске.
Гришковец: Да, на компакт-диске. Но до этого запись слушает человек, который осуществляет цензуру, и все на его усмотрение. Мы передавали ей музыку, например, группу Oasis ей разрешили, а группу Coldplay не разрешили. Как понять [что можно передавать, а что нельзя]? Люди в колонии могут трактовать этот подкаст по-своему, а я не очень хочу, чтобы они это делали.
— Евгений, а почему вы ей помогаете? И помогаете так долго?
Гришковец: Потому что она поэтесса. Она поэт, художник, в талант которого я верю. Я не встречал столь одаренных юных людей.
— У меня сложилось впечатление, что вы в каком-то смысле одержимы этой девушкой и желанием ей помочь.
Гришковец: Я одержим помощью художнику. Если бы это был парень, может, по-другому складывались бы наши отношения, мне было бы легче с ним разговаривать, его ругать, воспитывать, но я помогал бы точно так же. Я одержим, да, наверное, можно назвать то, что со мной происходит, одержимостью. Но я одержим помощью художнику в беде.
— Как к этому относятся ваши близкие?
Гришковец: Нехорошо, без восторга.
Дубас: У Жени дочка поет. Она вполне себе успешный музыкант и артист. Этим летом многие молодые люди напевали ее хит.
Гришковец: «Беги, дорогая беги».
Дубас: Кстати, в подкасте мы с тобой не поднимали этот вопрос. А как ты дочке, правда, это объяснил? Они же ровесницы с Аней?
Гришковец: Да, они ровесницы. Никак не объяснял, я даже не спрашивал, она не показывала вида, но я понимаю, что восторга эта история у нее не вызывает. Это болезненная тема.
— В подкасте об Анне Атмаховой говорят продюсер группы «Сплин» Дмитрий Демидкин, музыканты Алексей Кортнев и Евгений Хавтан, актер и худрук «Гоголь-центра» Алексей Агранович. Как они реагировали, когда вы им рассказывали об Анне? Вы сравниваете героиню с Земфирой, а что они думают?
Гришковец: Хавтан тоже сравнил. Это первое, что приходит в голову. Все юные авторы женского пола попадают в сравнительный ряд с Земфирой. Но и Хавтан, человек с безупречным вкусом и слухом, сразу же услышал большой неоформленный талант. Я ему прислал пару песен, он тут же перезвонил и волновался.
— Эти люди тоже пытались как-то помочь, да? Алекс, я помню, вы рассказывали, что Агранович на каком-то мероприятии просил оркестр исполнить произведение Атмаховой.
Дубас: Этому посвящен пятый эпизод подкаста, предпоследний. Там нет Гришковца, там только Агранович, и он действительно это рассказывает. Это Манеж, это Красная площадь, это вручение премии Art Newspaper. И Алексей — помимо того, что он руководитель «Гоголь-центра» и актер — давно занимается организацией мероприятий и делает это очень круто. Art Newspaper Агранович делает уже много лет подряд. Началась церемония с того, что на сцене был оркестр и актриса пела песню Анны. Потом в этом эпизоде сама Анна поет эту песню, то есть мы ее слышим два раза, чтобы прочувствовать голос, условно говоря, из колонии, и голос из Манежа в сопровождении оркестра, который выступает перед Владимиром Познером и другими приятными людьми. Там никак не обозначалось, откуда эта песня и почему — это был некий художественный акт.
— Евгений, я понимаю, что захожу на один и тот же круг, но все-таки: зачем вам это?
Гришковец: Я отвечу точно так же: спасти поэта, все.
Дубас: Я тоже Жене неоднократно задавал этот вопрос и получал тот же самый ответ, и где-то к середине нашей работы меня этот ответ удовлетворил.
— Хорошо, а что дальше?
Гришковец: Посмотрим, что дальше. Было бы дальше. Надо, чтобы она вышла из колонии певицей и поэтом, и по возможности таким, чтобы ее здесь ждали. Подкаст — шаг в этом направлении. Потом мы попытаемся записать и выпустить альбом. Чтобы у нее появились люди, которые ее ждут здесь, в этом мире, и чтобы она пришла и смогла дать концерт. В дальнейшем я вряд ли смогу ей помогать. У меня ответственность перед ней, но потом она выйдет, и здесь она будет жить так, как у нее получится. Я не собираюсь быть ее продюсером: звезда родилась, знаете, вот такая вот история.
— Из внешнего мира она общается только с вами?
Гришковец: Со мной, с моим директором Ирой [Юткиной]. Ира собирает ей посылки, посылает с мамой, у нее есть несколько подружек. Я их познакомил по телефону с Дианой Арбениной. Диана Арбенина ей написала письмо, та ответила. Вот еще такая мощная поддержка.
Дубас: Жень, а расскажи подробнее, потому что этого нет в подкасте. Это случилось же позже.
Гришковец: Я рассказал Диане эту историю. Она человек мощный и реактивный, она тут же отреагировала на это, мне удалось договориться с Дианой, что мы совместим наши графики, чтобы встретиться в то время, когда Анна звонит. Она может звонить в четверг и в воскресенье в определенное время. Они с Дианой 15 минут разговаривали. Диана оценивает ее поэтические и песенные возможности очень высоко. И там была такая мощная поддержка, какую я, например, в жизни ни от кого никогда не получал. Вот такое общение.
Дубас: Я сейчас подумал: любопытно, что Анну Атмахову как артиста знают профессионалы, Диана Арбенина, Хавтан, Кортнев, а слушатели не знают вообще. И этот подкаст — разговор со слушателем непосредственно.
Гришковец: Мы этим подкастом говорим: послушайте, есть такой человек. Он живет, страдает и по-своему радуется, пишет песни, у нее есть голос, мы его можем услышать.
После интервью Александр Садиков нашел судебное решение с приговором (есть в распоряжении редакции), которое подтверждает, что главная героиня — реальный человек. Документ удалось обнаружить не сразу, поскольку создатели подкаста изменили фамилию девушки. Мы также не раскрываем ее из уважения к героине и авторам аудиосериала.
«Техника речи»
Студия подкастов вынужденно отделилась от «Медузы» после того как нас объявили «иноагентом». Именно «Техника речи» выпускает большинство подкастов, которые раньше выходили на «Медузе».
Между делом
Спектакль Евгения Гришковца идет в Театре имени Пушкина. Главную роль исполняет Алексей Агранович.
228 статье
Статья 228 УК РФ предусматривает наказание за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотиков. По какой именно части статьи осудили Анну Атмахову, в подкасте не уточняется.
слишком жестоко
В подкасте Евгений Гришковец рассказывает, что не верит в виновность Анны. По его словам, ее подставилза своего молодого человека, который продавал наркотики и подставил ее.