Гарвардский университет, старейший в США и один из самых престижных в мире, основали пуританские колонисты. И хотя он официально никогда не был связан с церковью, священнослужители, работающие в нем, всегда играли большую роль в жизни студентов. На этой неделе впервые в истории Гарварда руководителем капелланов выбрали 44-летнего атеиста Грэга Эпштейна, который убежден, что людям стоит искать ответы не у бога, а друг у друга. Рассказываем, что известно о Грэге Эпштейне и чем он займется на новом посту.
Старейший университет США и одно из самых престижных учебных заведений в мире — Гарвард — возник благодаря пуританским колонистам. В 1630-е годы английские протестанты, не признававшие авторитет официальной церкви, поселились в Новой Англии. Беспокоясь о будущем церквей, которые возводились на новом месте, они создали колледж для просвещения священнослужителей. Датой его основания считается 8 сентября 1636 года; свое название он получил по имени священника Джона Гарварда.
Официально Гарвардский университет не был связан с церковью, но прошло больше 70 лет с даты основания, когда его президентом впервые стал не церковнослужитель. И почти четыре столетия до того, как сообщество капелланов Гарварда единогласно выбрало своим главой человека, который не верит в бога.
Это 44-летний Грэг Эпштейн, блогер и автор книги «Добро без Бога: во что верит миллиард нерелигиозных людей». Эпштейн вырос в еврейской семье и провел детство в одном из старейших районов Куинса, расположенном в северо-центральной части Нью-Йорка. По его словам, Флашинг, где в 1980-е годы жили представители различных религиозных общин, сильно повлиял на его профессиональный путь. «Я рано понял, что не существует единственного правильного способа быть человеком, — объясняет Эпштейн. — Нет единственно правильного способа верить или не верить. Самая важная вещь, что все мы — люди».
Грэг Эпштейн — атеист и гуманист, что по сути означает его убежденность в том, что люди могут себя вести в соответствии с нормами морали и этики и без руководства религии. Сам он подчеркивает, что от некоторых атеистов его отличает сильная вера в общину.
К капелланам Гарварда Эпштейн присоединился в 2004 году, став помощником Томаса Феррика — первого гуманистического капеллана университета. И следующие 17 лет рассказывал студентам о движении, которое фокусируется на отношениях людей друг с другом, а не с богом.
Теперь же, как руководитель Гарвардских капелланов, Эпштейн будет координировать деятельность более 40 университетских священнослужителей, которые руководят общинами христиан, иудеев, буддистов и других религиозных сообществ на территории кампуса. Со многими из них, говорит Эпштейн, он принципиально не согласен, хотя и относится к их убеждениям с уважением.
Свое назначение Грэг Эпштейн назвал «важным этапом», пояснив, что оно «означает, что люди, у которых есть серьезные разногласия по поводу важных вещей, могут сотрудничать, проявлять друг к другу настоящую любовь и уважение, большие, чем их различия».
«Возможно, в университетах с более консервативным климатом возникнет вопрос: „Какого черта они делают в Гарварде, выбирая гуманиста своим руководителем?“ — говорит Маргит Хаммерстром, капеллан религиозного движения Христианская наука. — Но здесь, в этой атмосфере, это работает. Грэг известен тем, что хочет поддерживать общение между представителями разных вероисповеданий».
То, что атеист будет руководить сообществом капелланов кампуса, не кажется противоречивым и другим священнослужителям Гарварда. «Грэг был первым, кого избрал комитет, состоящий из лютеранина, приверженца Христианской науки, евангелистского христианина и бахаи, — говорит Кэтлин Рид, лютеранский капеллан. — Мы представляем университету видение того, как может работать мир, когда различные традиции сосредоточены на то, как быть хорошими людьми и соседями».
Выбор Эпштейна соответствует и запросу студентов университета, которые все чаще идентифицируют себя как людей духовных, но не относящихся ни к одной из религий. Согласно опросу 2019 года, проведенному ежедневной студенческой газетой The Harvard Crimson, почти 17% учащихся считают себя атеистами.
Эта тенденция характерна и для молодых людей в США в целом. По данным опроса американского института общественного мнения Гэллапа, проведенного в марте 2021 года, 21% американцев не отождествляет себя с какой-либо религией. В 2000 году таких людей было только 8%.
«Увеличивается количество людей, которые больше не отождествляют себя с какой-либо религиозной традицией, но все еще испытывают реальную потребность в поддержке и разговоре о том, что значит быть хорошим человеком и как вести этическую жизнь», — комментирует это Грэг Эпштейн. И добавляет: «Мы не ищем ответов у бога. Мы — ответы друг друга».
Эпштейн устраивает обеды для студентов Гарварда, во время которых размышляет с ними на такие вопросы, как «Существует ли бог?» и «В чем смысл жизни?». А с теми, кто сталкивается с различного рода проблемами (не только теологическими, но и личными), проводит индивидуальные встречи, на которых дает советы, как справиться с конфликтами в семье, давлением социальных сетей и турбулентностью студенческой жизни.
«Он очень хороший проводник для представителей всех религий», — говорит второкурсник Луис Эстева Суэйро, бывший атеистом еще до поступления в Гарвард. Суэйро вспоминает, что впервые узнал об Эпштейне, когда читал о религиозном гуманизме. И спустя несколько месяцев, попав в непростую ситуацию, обратился к нему за помощью. «Это было поучительно, — рассказывает он о разговоре с Эпштейном в Zoom. — После я чувствовал себя более приземленным. Гуманизм как бы заполняет пустоту, которую другие заполняют религией».
«Он показал мне, что можно найти общину вне традиционного религиозного контекста», — говорит 22-летняя студентка Гарварда Адель Голденберг. Адель выросла в хасидском сообществе в Бруклине, где ей говорили, что она не может посещать колледж. В детстве, вспоминает Голденберг, на вопрос, кем она хочет стать, когда вырастет, Адель отвечала: «Невестой». Другого будущего она себе представить не могла, но в 19 лет втайне от всех подала заявление в Гарвард и сбежала из общины. Оказавшись в университете, Голденберг опасалась навешивать на себя какие-либо религиозные ярлыки, но в то же время ей хотелось найти людей, которые сталкиваются с более серьезными проблемами, чем успехи в учебе. А потому Адель начала посещать собрания группы гуманистов и нашла для себя в Эпштейне наставника, которого она сравнивает теперь со светским раввином.
Грэг Эпштейн подчеркивает, что один из главных его приоритетов — сделать так, чтобы и он, и его коллеги служили наиболее маргинальным сообществам университета. «Я хочу быть позитивной силой против взгляда на Гарвард как на университет, где привилегии и престиж главенствуют над справедливостью и равенством. Мы хотим, чтобы все, независимо от своих убеждений, чувствовали, что в Гарварде все равны. И лучший мир, который мы все пытаемся построить в Гарварде, предполагает справедливость и равенство и для таких людей, как они».
Новая Англия
Регион на северо-востоке США, в который входят штаты Мэн, Вермонт, Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут и Род-Айленд.
Джон Гарвард
Английский христианский проповедник. Гарвард умер от туберкулеза 14 сентября 1638 года, но успел завещать новой школе половину своего наследства (780 фунтов) и 400 томов из своей научной библиотеки. А потому считается одним из основателей университета. В 1885 году во дворе университета установили памятник Джону Гарварду. Но поскольку ни одного изображения Гарварда к тому времени не нашлось, моделью для него стал один из студентов.
Капеллан
Многозначный термин, обозначающий должность священнослужителя. Гарвардские капелланы играют большую роль в кампусе, затрагивая жизни сотен студентов. Его руководитель подчиняется непосредственно канцелярии президента университета.
Гуманистический капеллан
Институт гуманистических капелланов возник в начале XXI века и призван оказывать моральную поддержку тем, кто не придерживается каких-либо религиозных убеждений.
Христианская наука
Религиозное течение, возникшее в 1879 году на основе либерального протестантизма.
Бахаи
Монотеистическая религия, возникшая в Иране в XIX веке.