В семье Миронцевых шесть сестер. В августе 2020 года трех из них — Викторию, Анастасию и Александру — задержали во время протестов в Минске. В итоге Виктория и Анастасия получили реальные сроки за участие в акциях и попытки помешать силовикам задерживать протестующих, Александра смогла уехать из Беларуси. Девушки признаны политзаключенными, сейчас они в колонии. До задержания 24-летняя Анастасия училась в минской Академии искусств; она продолжила рисовать даже после лишения свободы — сначала в изоляторе, а потом и на зоне. Свои рисунки Анастасия передает вместе с письмами близкой подруге, которая публикует их в специально созданном аккаунте в инстаграме. Вопреки тяжелым обстоятельствам, в которых живет и работает художница, ее тексты и рисунки полны любопытства и нежности к миру. С разрешения девушки «Медуза» публикует некоторые работы Анастасии Миронцевой, их названия и фрагменты ее писем.
«Ася». 11 декабря 2020 года
«Тормоза». 31 октября 2020 года
«Ожидание этапа». 20 ноября 2020 года
Письмо из СИЗО: «Посуду нам дают, когда кормят. Потом, конечно, забирают. У нас в камере только алюминиевые стаканы. Воду кипятим в них. Они очень нагреваются, их невозможно взять в руки. Но [еще одна заключенная] Таня делает такие кружочки из СБ [провластной газеты „Советская Беларусь“], с ними нормально. А кофе и чай пьем через трубочки от ручек, чтобы губы не обжечь».
Письмо с этим рисунком Анастасия отправила после суда, который приговорил ее к двум годам колонии.
Письмо Анастасии после суда: «Привет. Не расстраивайся сильно, пожалуйста. Я, конечно, тоже слегка в шоке от такого откровенного судилища. Но не буду заострять на этом внимание. С тем, какие гнилые суды, и так все понятно. Так хочется вас всех поддержать! Сказать, что все нормально. Жаль, что письма не могут долететь прямо сейчас. Ведь именно сейчас самое гаденькое на душе. У вас всех и у мамы. Конечно, злость берет и обидно!»
Письмо после этапирования в колонию в июне 2021-го:
«Ну что ж, доехали.
С Викой нас этапировали вместе, но по разным клеткам, конечно же. Мы, в отличие от других, были в одиночках. И это было супер! Я даже в один момент абстрагировалась и забыла, куда еду :) Просто кайфанула от самой поездки.
Когда только тронулись на поезде, было уже темно. Но на небе остались отголоски прекрасного заката :) И выспаться там получилось, и на пробегающие в окне виды полюбоваться: на дали, леса. И речка была крутая! Короче, нормально доехали. Про неприятные моменты писать не буду. Да и это мелочи.
Половину вещей не разрешили. В своем здесь вообще не походишь. Только в комнате свои тапочки.
Здесь уже ощущается, что намного приятней. Воздух, пространство, движение, солнце. Стулья не присобачены к полу. И в столовке, кстати, довольно уютненько. На подоконниках крутые цветы, мне неведомые.
Свет выключили. Полностью! Нет этих ламп [как в СИЗО]! Вау! :) Но в окно фонари холодные льются. Выглядит симпатично. Большие окна. На них решеточка цивильная. И на стенах крутая игра света и теней».
«Прогулки у нас пока семь раз в день по десять мин. Утром такие были клевые перистые облака! Как же в природе все прекрасно! В СИЗО мы за такие мелочи цеплялись и ими восторгались! Здесь несравненно больше приятного для глаз и для души.
Хотя здесь и свободы больше, и намного лучше, чем в нашем предыдущем санатории, по дому, маме, тебе скучаю еще сильнее. Прям тоска такая. Но вместе с тем вроде и хорошее настроение.
На территории лагеря я уже посмотрела на ели, березы и еще три вида деревьев! Но такое ощущение, что они и сами заключенные. Как-то тоскливенько на них смотреть, хотя они и прекрасны. Другое дело — деревья, фонари, деревни, города и дали из окна Столыпина [вагона во время этапирования]. Хочется любоваться пейзажами свободы».
Рисунок «Вкусняшки от Вики», сделанный еще в СИЗО. А вот фрагмент письма о буднях в колонии:
«На швейке время летит очень быстро! Молниеносно. Эту неделю мы были во вторую смену и возвращались практически в десять. Очень круто идти в сумерках по уличке.
А еще я на четвертом этаже, и отсюда клевый вид из окон. Мне нравится приходить вечером с фабрики, быстренько умыться, и остается минут 20, чтобы попить чая либо кофе. Засесть в КПП (комната приема пищи) напротив окошка и любоваться видом ночного города. Как автобусы и тралики развозят людей. Многих, наверное, по домам. Смотрю, как человеки пешочком ходят. На великах гоняют. Горят окошки в домах, фонари подсвечивают деревья, стоящие у дороги. Я не смогу описать, какое это удовольствие — любоваться из окна ночным городом».
«Вчера мы тянули пакетики чая с предсказаниями и цитатами. И все вытащили для себя как-то очень в тему. У меня было: „Мой девиз таков: довольствоваться малым, но желать большего“, [поэт] Чарлз Лэм. Интересная подсказка от Вселенной».
«Со временем здесь вообще странные вещи происходят. Вроде летит оно быстро. Но, бывает, кажется — то, что было утром, происходило аж неделю назад. Либо вообще не происходило».
«С некоторых рисунков я еще хотела [полноценные] работы написать. Не знаю, конечно, напишу ли. Недавно думала об этом. Так это все надоело. А вот чего бы хотелось, так это пейзажей. И чтобы неба побольше… Тихих лесных мотивчиков… И, конечно же, ночных городских улочек. Из окна секции, кстати, ночью очень крутой вид. Горят окошки, фонари и все такое. Жаль, что я сплю не рядом».
Портрет, который нарисовала Анастасия в колонии.
А это письмо (тоже с рисунками!), написанное Анастасии в ответ на ее работы. Его отправили в колонию еще в июне. До сих пор неизвестно, дошло ли оно — и прочитала ли его художница.
Какие?
Анастасия — два года. Виктория — два с половиной.
А сестры?
Виктория и Александра также получили художественное образование. Александра работала педагогом по музыке, а Виктория — официанткой.
Кто она?
Девушка просила «Медузу» не раскрывать ее имя