В возрасте 91 года умер президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Он был деканом журфака с 1965-го по 2007 год, за это время его окончили многие звезды журналистики, которые сегодня занимают самые разные политические позиции: от Сергея Пархоменко и Дмитрия Быкова до Петра Толстого и Александра Хинштейна. По просьбе «Медузы» Андрей Рихтер, старший преподаватель, доцент, профессор и завкафедрой журфака МГУ в 1991-2015 годах, а ныне старший советник представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, рассказывает о Засурском.
Для десятков тысяч российских журналистов слова «Засурский» и «Ясен» (скорее даже, «Ясень») давно уже стали именами нарицательными. И дело не только в том, что сорок с лишним лет он возглавлял главный факультет журналистики в стране, мало ли у нас руководителей-долгожителей! Дело в другом.
Ясен Николаевич Засурский смог при внешнем парадном фасаде советской «кузницы идеологических кадров», приветливо смотревшем своими окнами в сторону Кремля, создать свободную учебную лабораторию журналистского образования. Лабораторию, открытую для «опасных» (прежде всего, для самого Засурского) экспериментов с лекциями по социологии Юрия Левады и Бориса Грушина, литературоведением в пересказе Андрея Синявского и Галины Белой и американистикой Джорджа Гербнера. Российская и западная литература стали, по сути, основой для развития критического мышления будущего советского журналиста, в том числе критического по отношению к окружающей его действительности. Лучшие преподаватели того журфака — это именно они, литературоведы.
Журфак Засурского был, конечно, витриной, которую тогдашним правителям страны было не стыдно показать и даже привести в пример иностранным гостям, как, скажем, тогдашнюю «Литературную газету». Но, возможно, это и давало Засурскому возможность прикрывать своих коллег и питомцев от неизбежных в других местах увольнений и исключений.
Ясен Засурский на посвящении в журналисты. Сентябрь 1987 года
Анвар Галеев / ТАСС
Как только наметились перестроечные перемены, совдеповские оковы двоемыслия рухнули здесь одними их первых… В конце зимы 1988 года я впервые увидел профессора Засурского, оказавшись почти случайно на заседании кафедры зарубежной печати и литературы в огромной и шумной комнате, полной преподавателей, аспирантов и студентов. Заседание продолжалось часа четыре и было формально посвящено отчетам студентов-международников о стажировках в социалистических странах. После каждого сообщения Засурский с ироничной улыбкой расспрашивал выступавшего исключительно о двух вещах: «А читают ли в стране вашей стажировки обновленные „Московские новости“?» и «Показывали ли там „Покаяние“ Абуладзе?». Восторженные студенты с гордостью рассказывали о штурмующих кинотеатры кубинцах и завидующих советской гласности гэдээровцах. Я сидел в уголке на провалившемся диване и затаив дыхание слушал — вот она, альма-матер свободной журналистики!
Мои аспирантские годы на журфаке совпали с самыми интересными годами современной истории как нашей страны, так и ее журналистики. Обязательные для нас еженедельные заседания кафедры превращались в захватывающие обсуждения путей развития «буржуазной» и «коммунистической» журналистики, а впоследствии — преимуществ новых советских СМИ по сравнению с теорией и практикой «застоя» и сталинизма. Критический тон всегда задавал сам Засурский, иногда в виде вопроса с подковыркой, иногда в рассказе о своей последней зарубежной командировке, о встрече с Рупертом Мердоком или Тедом Тернером.
Аспирантская восторженность всячески поощрялась профессором Засурским. Он помогал нам расширять кругозор, его вечно заваленный иностранными книгами, газетами и журналами кабинет стал для нас альтернативной библиотекой. Мы первыми дотошно переводили на русский западные пособия по теории и практике журналистики, например, об общественном телевидении, об экологической или о расследовательской журналистике, чтобы он мог торжествующе вручить их новым руководителям СМИ. В его кабинете собирались коллеги, чтобы писать закон о СМИ, именно здесь рождалась радиостанция «Эхо Москвы», в стенах журфака МГУ свободно выступали Ельцин, Коротич, Собчак, зарубежные послы. Его международные связи и авторитет помогли нам в эти годы резко увеличить контакты и обмены с иностранными факультетами и журналистами, прежде всего американскими, немецкими, французскими, скандинавскими и итальянскими. Модель свободных от власти западных СМИ, в том числе экономическая, обсуждалась на новых и новых конференциях.
Ясен Засурский в рабочем кабинете. Октябрь 2004 года
Виктор Великжанин / ТАСС
Авторитет Засурского служил и нам — в том числе, пусть уже и не столь важной, защитой в поисках нового и опровержении еще существовавших догм. Помню, в начале 1991 года редактор «Вестника Московского университета» принесла Засурскому мою статью о том, как советские СМИ освещают забастовки шахтеров в Кузбассе: «Это нельзя публиковать — меня посадят». В статье проводились опасные параллели между советской риторикой и аргументами правых английских газет. «Не волнуйтесь — не посадят!» — ответил Ясен Николаевич с улыбкой.
…На третий день после бурной защиты своей диссертации, холодным понедельником в декабре 1991 года я пришел в знакомый кабинет к Ясену Николаевичу. Встретил он меня словами: «Ну как вам Минск, наша новая столица?». Увидев мои непонимающие глаза, рассмеялся: «Ну вы и гуляете, по три дня! Не знаете, что на выходных вместо СССР создано СНГ, а столицей вместо Москвы назначен Минск?» Весь последующий час мы простояли у гигантской карты Советского Союза, которая тогда висела за его столом, обсуждая лучшие варианты размещения столицы: Киев, Петербург, даже Харьков. Геополитика, предчувствие новых, почти бесконечных перемен завораживали нас. Что дальше? Что еще?
Перемен было много, хотя будней еще больше.
Что удивляло и восхищало все эти годы, так это царящая на журфаке полная академическая свобода, стабильная, несмотря на самые разные ветры, дующие из-за стены напротив. Гарантом этой свободы был прежде всего Засурский.
Что удивляло и восхищало не меньше — это человечность и высочайшая интеллигентность администратора. А ведь декан и завкафедрой — работа прежде всего административная. Тем более администратора, выросшего в далеком уже советском прошлом с присущим ему бюрократическим чванством и волюнтаризмом.
Наконец, удивлял и восхищал действительно юношеский задор и бесконечная жажда поиска нового — в образовании, в медиа-технологиях, в неожиданных темах исследований.
…Засурский отошел от дел журфака в последние годы своей жизни: болезни и смерть жены физически замедлили его бег. Но его непрестанно беспокоило, что же станет с его детищем и с его питомцами.
Он стал редко давать интервью. Среди его «любимых» фраз последних лет было: «Это — безобразие!»
«Журналистика в беде» — так называется одно из его последних интервью корреспонденту «Радио Свобода» Роману Суперу. В нем он сказал: «Смотреть [российское] телевидение, чтобы узнать, что происходит в мире — это бесполезно… Вы оказываетесь человеком, у которого глаза зашорены».
Всем нам он преподал хороший урок, урок жизни. Нам был дан пример. Как мы им распорядились?
Юрий Левада (1930–2006)
Советский и российский социолог, в советское время был лишен звания профессора за «идеологические ошибки». В 1991 году возглавил Всероссийский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ). Объяснял распад СССР уходом «советского человека», изучению феномена которого посвятил последние годы жизни. После реорганизации был вынужден уйти из государственного ВЦИОМа и возглавил центр собственного имени («Левада Центр»), ныне объявленный властями «иностранным агентом».
Виталий Коротич
Советский и украинский поэт, писатель и журналист. В годы перестройки главный редактор журнала «Огонек», в котором впервые в советские времена рассказывалось о преступлениях сталинизма. Был отстранен от должности коллективом редакции, когда отказался возвращаться в СССР, опасаясь репрессий со стороны ГКЧП.
Андрей Синявский (1925–1997)
Русский писатель (литературный псевдоним — Абрам Терц) и диссидент. Работал а Институте мировой литературы, читал лекции на журфаке МГУ. В 1965 году был арестован вместе с Юрием Даниэлем по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. Процесс над ними считается концом периода оттепели и началом массового преследований инакомыслящих. Получил семь лет колонии, был освобожден досрочно, после чего эмигрировал.
Галина Белая (1931–2004)
Литературный критик и литературовед, специалист по теории и истории литературы, особенно советской 1920-х годов. Работала в Институте мировой литературы и на факультете журналистики МГУ. На своих лекциях рассказывала, в частности, о Мандельштаме, Зощенко, Пастернаке, который были под фактическим запретом в советское время. В постсоветское время создала в Российском государственном гуманитарном университете Историко-филологический факультет, где мечтала в дореволюционном духе воссоединить две отрасли гуманитарного знания.
Обновленные «Московские новости»
В годы перестройки газета «Московские новости» под руководством Егора Яковлева стала одним из самых популярных изданий страны. Газета позиционировала себя как мост между СССР и западным миром, активно поддерживала идеи гласности.
Фильм «Покаяние»
В 1984 году грузинский режиссер Тенгиз Абдуладзе снял фильм «Покаяние», который после выхода на экраны в 1987 году стал одним из символов перестройки. В том же году получил гран-при Каннского фестиваля. Фильм рассказывает о похоронах бывшего городского главы Варлама Аравидзе, в котором нетрудно увидеть черты диктаторов XX века. Выход ленты стал началом широкой антисталинской кампании в СССР.
Борис Грушин (1929–2007)
Философ и социолог. Наряду с Георгием Щедровицким, один из основателей методологии. Проводил в СССР первые комплексные социологические исследования. Преподавал на журфаке МГУ, был одним из основателей Всесоюзного (позже Всероссийского) центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа / Радио Свобода»
Признано в России «иностранным агентом» (как и многие другие организации и люди). Мы указываем это по требованию властей. Кстати, законы об «иностранных агентах» могут угрожать и лично вам.
Джордж Гербнер (1919–2005)
Американский исследователь коммуникаций, автор «гипотезы культивации» о долгосрочном воздействии телевидения на зрителя. Читал лекции и участвовал в конференциях на журфаке МГУ.
Тед Тернер
Американский медиамагнат, основатель News Corporation.
Руперт Мердок
Австралийский и американский бизнесмен, основатель News Corporation, владелец киностудии 21st Century Fox.