Tourist Film Group
истории

Как выяснила «Медуза», бизнесмен Евгений Пригожин проспонсировал съемки фильма «Турист» — о российских военных в Африке. В нем снялись настоящие наемники из ЧВК Вагнера

Источник: Meduza

19 мая на канале НТВ — в непрестижном ночном эфире — состоится премьера фильма «Турист». Его анонсируют как «динамичный боевик» об официально находящихся в Центрально-Африканской Республике (ЦАР) российских военных, помогающих «законному правительству страны противостоять боевикам-повстанцам». Как выяснила «Медуза», картина снята на деньги Евгения Пригожина и рассказывает о подвигах африканской группировки ЧВК Вагнера. Однако сама частная военная компания в ленте не упоминается. Не говорится в ней и о тех преступлениях, в которых российских наемников обвиняли западные журналисты. Спецкор «Медузы» Лилия Яппарова поговорила с создателями фильма, чтобы выяснить, сколько настоящих наемников попало в итоговый монтаж — и зачем Пригожину кинопропаганда.


«Снимали в условиях, приближенных к боевым»

«Турист» — это позывной главного героя ленты Гриши Дмитриева, который оказывается в ЦАР впервые. «Российский инструктор» — в фильме его называют исключительно так — приезжает в Африку «преподавать основы тактики местным военнослужащим», рассказывает о событиях фильма связанное с Пригожиным издание РИА ФАН. В этой командировке «Турист» становится свидетелем «организованной зарубежными спецслужбами» попытки переворота. 

Впервые об отправке российских военных инструкторов в ЦАР российский МИД заявил в 2018 году: официальной задачей делегации было мирное урегулирование и подготовка армии африканской республики, где к тому моменту уже шесть лет продолжалась гражданская война между правительственными войсками и сразу несколькими вооруженными группировками.

В октябре 2018 года, по данным МИД, в ЦАР находились 175 российских инструкторов; в конце 2020-го Россия отправила туда еще 300 человек. О том, что большинство представителей этого контингента не сотрудники Минобороны, а наемники из ЧВК Вагнера, говорили и представители военного командования США, и опирающиеся на документы ООН журналисты-расследователи из RFI («Международное французское радио», этот материал можно прочитать в пересказе «Новой газеты» на русском языке).

Официальная численность российской группировки также оспаривается: число наемников, по данным RFI, может доходить до двух тысяч человек. Своей формальной ролью «инструкторов» они не ограничиваются: так, в апреле 2021 года французская газета Liberation выяснила, что бойцы ЧВК сейчас воюют на передовой, «отводя Вооруженным силам ЦАР (FACA) роль вспомогательных войск».

Ссылаясь на очевидцев, журналисты рассказали, что наемники занимаются грабежом, изнасилованиями и установлением собственного «оккупационного режима». «Наемники хватают все подряд, руководствуясь в качестве аргументов низкой заработной платой, плохим материально-техническим обеспечением — и безнаказанностью, которой они обладают», — утверждают авторы Liberation.

В трейлере «Туриста» новобранцу убедительно объясняют, что боевых действий «инструкторы» в ЦАР не ведут — но все остальное экранное время занимает экшен. Россиянам приходится отстреливаться от повстанцев, вооруженных автоматами и даже РПГ. Пулеметная лента на крупном плане трясется от выстрелов; местные гибнут, опрокинутые разорвавшейся перед ними гранатой; вертолеты взмывают в воздух прямо из-за спин героев, замерших в боевой стойке.

«Русские умеют воевать», — сокрушается с экрана глава повстанцев. «Merci», — благодарит россиянина чернокожая девушка, принимая из его рук стопку магазинов к автомату Калашникова (ЦАР — бывшая французская колония). «Американцы — они ж за демократию борются. А мы — за справедливость», — уже на 30-й секунде трейлера резюмирует, затягиваясь сигаретой, один из бойцов.

В картине ничего не производит большого впечатления — пока в кадре не появляется человек, чрезвычайно похожий на предполагаемого главу ЧВК Вагнера Дмитрия Уткина. «Там на 15-й секунде [трейлера] как будто сам Дмитрий Валерьевич [Уткин] промелькнул! — поделился с „Медузой“ ветеран ЧВК, лично знакомый с Уткиным. — Очень похож актер — даже дикция. Ну слишком уж похож».

Глеб Темнов в роли одного из «российских инструкторов» 

Tourist Film Group

Сразу после актера Глеба Темнова, исполнившего роль предполагаемого главы ЧВК, в кадре появляются и настоящие наемники. «Они ж для массовки использовали чевэкашников реальных — у меня там, ***** [блин], два знакомых засветились, — говорит со смехом „Медузе“ бывший сотрудник структур Пригожина, лично знакомый с бойцами „Вагнера“. — В трейлере видно одного из них: он там с пулемета ******* [фигачит] из багажника джихад-мобиля. А второй мне сам позвонил и попросил, чтобы я его в кино смотрел».

В тех же кадрах появляется и военная техника «Вагнера», вывезенная из Сирии — в частности, очень узнаваемые из-за внесенных модификаций боевые «Уралы». «Все знакомое до боли! Просто из парка нашего брали — и использовали на съемках, — рассказывает „Медузе“ ветеран ЧВК, участвовавший в сирийской кампании. — Техника изготавливалась в Сирии на базе у нас, а в Африку ее потом уже перебрасывали. В трейлере, например, „Урал“ пересекает дорогу — и видно прямо, что его переделывали наши специалисты. Там на кузов нашивались металлические листы, а в них проделывались вроде как бойницы — это сильно отличается от заводской версии».

«Снимали там вообще в условиях, приближенных к боевым. Все играют самих себя! — говорит раньше работавший в структурах Пригожина собеседник „Медузы“. — Даже фасашники натуральные снялись — ну, армия». (Режиссер картины Андрей Батов уточнял, что членов FACA играли местные гражданские.)

Такая вовлеченность засекреченной российской ЧВК в публичные киносъемки объясняется просто, утверждают трое собеседников «Медузы», в том числе консультант фильма (попросил не называть его имени), один из бывших командиров военной компании и бывший сотрудник пригожинских структур: «Турист» был снят на деньги Евгения Пригожина, который поставил перед фильмом задачу обелить репутацию «Вагнера».

«Мы же актеры: лишних вопросов не задаем!»

«Турист» не самый масштабный фильм: на него потрачено «не более 150 тысяч долларов», говорит близкий к проекту собеседник «Медузы».

Владимир Петров, сыгравший того самого новичка с позывным «Турист», в интервью РИА ФАН признался, что для него это была первая главная роль в полном метре. «Я очень благодарен режиссеру за то, что меня взяли в этот проект, — сказал актер журналистам. — Что же касается разных тонкостей, которые должен уметь мой герой, им я научился у наших профессионалов». Что за «профессионалы» помогали съемочной группе постигать военный быт россиян в ЦАР, Петров не уточняет.

Члены съемочной группы сравнительно недорогого проекта ведут себя как создатели ожидаемого блокбастера, любые подробности о котором держат в строжайшей тайне. Например, актер Алексей Шевченков, с воодушевлением начавший было отвечать на вопросы корреспондента «Медузы», оборвал разговор, едва заслышав название «Турист»: «А! Не-не, ни слова не скажу по этому поводу — извините, но всего доброго!»

Режиссер «Туриста» Андрей Щербинин в интервью и вовсе представляется как Андрей Батов: под таким псевдонимом он известен в основном как сценарист мультсериала «Лёлик и Барбарики». Сам Щербинин не ответил на звонки «Медузы».

На снимках из ЦАР, сделанных, видимо, в рамках промокампании фильма, Щербинин держит на руках чернокожего ребенка — в интервью РИА ФАН режиссер заявляет, что обеспокоен будущим центральноафриканских детей.

«Природа не терпит пустоты. Если в ЦАР не будет нас, будут другие. Я их там видел. Это абсолютно меркантильные люди, преследующие свои личные интересы. Им глубоко плевать на Африку, на этих детей, — заверил журналиста ФАН Щербинин. — Когда местное население видит белого человека и слышит французскую речь, на их лицах можно заметить неприязнь. Но как только они слышат русский язык, начинают улыбаться, подходят, здороваются».

«Турист». Трейлер

Турист

Кроме фильма о ЧВК Вагнера Щербинин снял почти два десятка проектов про подводников, снайперов, воинов-афганцев, отставных спецназовцев и даже про «группу наемников», работающих «под прикрытием российских спецслужб».

В некоторых из них Щербинин работал вместе с каскадером Сергеем Воробьевым; ему в «Туристе» досталась роль «Енисея» — командира, к которому в подразделение и попадает наемник-новичок.

«[Главный герой] „Турист“ для моего героя — просто подчиненный на первых порах, не более, — объяснил Воробьев в разговоре с „Медузой“. — Подчиненный, который не вызывает доверия. А потом в процессе работы показывает, что он настоящий мужчина, настоящий воин — и вызывает к себе уважение».

На съемках в ЦАР Воробьев провел всего несколько дней. «Просто другой мир, — вспоминает актер. — Сложный, непростой для нашего мировоззрения. Но тоже люди живут, как-то выживают. Логистика сложная, климат: мы приехали с холода в жару и во влажность дикую. Кино там раньше не снимали, транспорт проблемный. Одно могу сказать: после поездки туда я Санкт-Петербург и Россию полюбил еще в десять раз больше!»

Про участие наемников и лично Евгения Пригожина в съемках «Туриста» Воробьев не слышал. «Понимаете, мы же актеры: мы лишних вопросов — тем более там — не задаем! — поделился Воробьев с „Медузой“. — Мы приехали, отработали и уехали. Меня никто в курс не ставил, на чьи деньги снимали. Могу только сказать, что для меня большой честью было работать в этом проекте. Потому что людей играли достойных — и работали с достойными людьми». 

Часть съемочной команды «Туриста» уже работала над проектами, связанными с Пригожиным. Так, сценарист этой ленты Владимир Измайлов и ее продюсер Генрих Кен принимали участие в создании фильмов «Шугалей» и «Шугалей-2».

«Турист» стал уже четвертым фильмом, создание которого проспонсировал Евгений Пригожин, утверждают двое собеседников «Медузы», знакомые с кинопроектами бизнесмена.

Первой на экраны вышла военная драма «Ржев», рассказывающая о тяжелых боях 1942 года. «С предложением о съемках фильма к нам обратился… Евгений Викторович Пригожин, — рассказывал „Московскому комсомольцу“ продюсер ленты Сергей Щеглов. — Его дедушка, Евгений Ильич, воевал подо Ржевом в тех же местах, что и Вячеслав Кондратьев [чья повесть легла в основу сценария]».

В титрах давший денег на съемки петербургский бизнесмен попросил опустить его пониже, а в сценарии фамилию Пригожин не упоминать вовсе, уточнил Щеглов.

Следующим был снят «Шугалей». Основанный на реальных событиях фильм рассказывал о политтехнологе Максиме Шугалее — он работал на Пригожина в Африке, где консультировал на выборах кандидатов, считавшихся пророссийскими.

В июле 2019 года Шугалея задержали в Ливии, где идет гражданская война между Правительством национального согласия (ПНИ; его поддерживает ряд западных стран) и Ливийской национальной армией под руководством фельдмаршала Халифа Хафтара (его поддерживает Россия). Шугалея заподозрили в том, что он тайно встречался с Сейфом аль-Исламом Каддафи — находящимся в оппозиции ПНИ сыном убитого ливийского лидера Муаммара Каддафи.

Официально Шугалей занимался в Ливии социологическими исследованиями для Фонда защиты национальных ценностей, который связывают с Пригожиным. Этот же Фонд поддержал съемки фильма о политтехнологе, который вышел на экраны невероятно быстро для документальной драмы — меньше чем через год после всех событий. Как объяснил «Комсомольской правде» режиссер Денис Нейманд, съемочная группа «очень торопилась». «Фильм о живом человеке, которому можно помочь прямо сейчас, — сказал Нейманд. — Было важно не затягивать процесс, так как мы верили, что наша работа может помочь тем людям, которые находятся в заключении».

Уже осенью 2020 года на НТВ состоялась премьера второй части картины — «Шугалей-2», по сюжету которой российский политтехнолог, все еще находясь в заключении, начинает собирать «информацию, которая может стать решающей для всего мирового сообщества».

Сам Шугалей вышел на свободу уже через несколько месяцев после премьеры — в декабре 2020 года.

Политтехнолог Максим Шугалей, попавший в тюрьму во время работы над «африканскими» проектами Пригожина, стал главным героем сразу двух проспонсированных бизнесменом лент — обе успели выйти на экраны еще до освобождения Шугалея.

Сейчас политтехнолог возглавляет связанный с Пригожиным Фонд защиты национальных ценностей: в этой роли Шугалей присутствовал и на африканской премьере «Туриста», прошедшей 14 мая на центральном стадионе столицы ЦАР — Банги.

Политтехнолог прочитал лекцию на тему гибридных войн, «после чего в небе над городом распустились яркие огни салюта», сообщили на сайте РИА ФАН. 

«Поднять рейтинг „оркестра“»

События «Туриста» разворачиваются в конце 2020 года, однако идея картины, призванной «поднять рейтинг „оркестра“», родилась задолго до этого, утверждает близкий к проекту собеседник «Медузы»: в планах фильм стоял еще «с конца 2018-го».

К концу 2018 года африканская группировка ЧВК Вагнера оказалась вовлечена только в одну по-настоящему резонансную историю: наемников все настойчивее стали обвинять в гибели в ЦАР трех российских журналистов, а Владимиру Путину даже пришлось отвечать на прямые вопросы о связи военной компании с тройным убийством.

Военкор Орхан Джемаль и его коллеги — оператор Кирилл Радченко и режиссер Александр Расторгуев — приехали в ЦАР снимать фильм о деятельности ЧВК Вагнера. 30 июля 2018 года неизвестные остановили их машину на дороге и расстреляли россиян.

В Центре «Досье» — расследовательском проекте Михаила Ходорковского, на чьи деньги трое россиян отправились в Африку, — к январю 2019 года выяснили, что с момента приземления журналистской группы в ЦАР за ними была организована слежка — и осуществлявший ее человек постоянно находился на связи с сотрудником одной из местных компаний, которая, предположительно, связана с Евгением Пригожиным.

Незадолго до гибели журналисты проехали через Сибю — дежурившие на выезде из города военные FACA позже расскажут, как за 20 минут до проезда джипа журналистов блокпост пересекла машина с тремя вооруженными белыми людьми и двумя центральноафриканцами, в том числе жандармом Эммануэлем Туагуэнде Котофио. Эти люди предупредили военных, что «за ними скоро проследует еще машина с белыми», и попросили беспрепятственно ее пропустить, пояснив, что «это друзья».

Журналисты покинули город в 19:00 по местному времени; по данным «Досье», через час они были убиты.

Машина с жандармом оказалась в Сибю неслучайно, считают в «Досье». Как следует из данных биллинга звонков Котофио, все три дня, что журналисты были в ЦАР — от прибытия в аэропорт Банги до Сибю, — он всегда находился где-то недалеко: или на соседней улице, или по крайней мере в том же районе. Все это время жандарм постоянно держал связь с водителем журналистов Бьенвеню Дувокамой. По данным биллинга, с 28 по 30 июля Дувокама позвонил Котофио 47 раз. При этом собеседник «Досье» из числа центральноафриканских журналистов утверждает, что Дувокама в прошлом тоже был сотрудником жандармерии.

Водитель и жандарм созванивались сразу по двум номерам: до 11:00 28 июля Дувокама звонил Котофио с личного номера, а потом только с новой сим-карты, зарегистрированной на некоего Тома Мариана (Toma Mariana). Тогда же, в день прилета журналистов, у Дувокамы появляется и новый телефон: судя по проанализированным «Досье» данным IMEI (International Mobile Equipment Identity — уникальный идентификационный номер телефона), сначала он включил его со старой сим-картой, а затем на нем же активировал новую.

В «Досье» считают, что все это говорит об организации спецоперации.

Основываясь на данных биллинга, центр «Досье» связал Эммануэля Котофио с работающими в ЦАР россиянами. В июле — августе 2018 года жандарм 98 раз созванивался с Александром Сотовым, предположительно связанным со структурами Пригожина. В ЦАР он был официально трудоустроен «инструктором по наружному наблюдению, вербовке и агентурной работе» в компании «М-Финанс», следует из полученных «Досье» внутренних документов компании. Она связана с Пригожиным через своего бывшего гендиректора Евгения Ходотова, полный тезка которого владел Lobaye Invest — эту компанию французские СМИ называли «дочкой» представляющей интересы Пригожина «М-Инвест».

Официальный начальник Сотова, по данным расследования, — советник президента ЦАР по национальной безопасности Валерий Захаров, который, как писала «Фонтанка», «сотрудничал со службой безопасности структур, работающих в интересах… Пригожина». За июль — август 2018 года они, согласно биллингу, созванивались больше ста раз.

Однако портят репутацию ЧВК не только события в ЦАР.

«Надо как-то отмывать образ [ЧВК], а то накопилось очень много информации негативной, — рассуждает ветеран группы Вагнера. — Включая выходку в Сирии в отношении дезертиров, информацию о нарушениях со стороны конторы в Ливии. Ну, там придраться ко всему можно».

Так, всего за две недели до премьеры «Туриста» вышло громкое расследование RFI («Международное французское радио») о деятельности наемников в ЦАР: журналисты утверждали, что «российские инструкторы» устраивают бессудные казни, совершают групповые изнасилования и грабежи.

«Могла быть и ответочка на [основанное на материалах ООН] расследование [RFI], — рассуждает бывший сотрудник пригожинских структур о дате премьеры „Туриста“. — А может, они просто снова накосячили — и сейчас какая-нибудь другая история всплывет. Я бы предпочел, конечно, чтобы вместо того чтобы кино снимать, они бы просто не доводили до такого».

В поддержку «Туриста» тем временем прошла небольшая кампания в СМИ — на связанном с Пригожиным сайте РИА ФАН и в медиагруппе «Патриот», чей попечительский совет бизнесмен также возглавляет.

«Надеюсь, качество будет не хуже, чем у фильма „Шугалей“, — заявил депутат Виталий Милонов РИА ФАН. — Хочется, чтобы лента произвела фурор».

Новую российскую картину Милонов противопоставил «американскому агитпропу». О том же подспудном конфликте в разговоре с РИА ФАН говорил и продюсер «Туриста» Генрих Кен. Отметив, что публикации в западных СМИ о ситуации в ЦАР необъективны, Кен предложил всем «смотреть кино и делать собственные выводы».

Побеседовали журналисты ФАН и с режиссером Кареном Шахназаровым. «Хорошо, что такие фильмы делают — это отражает в том числе роль России в мире», — сказал глава «Мосфильма».

Что сообщил «Медузе» сам Евгений Пригожин вместо ответа на вопросы о съемках фильма «Турист»

Отвечаю антироссийскому журналисту, сотруднику СМИ — иноагента.

Гражданка Яппарова (имеется в виду Лилия Яппарова, автор этого материала, — прим. «Медузы»), в советское время были враги народа. Их расстреливали. Вы относитесь к подобной категории. Насколько я понимаю, ваша главная задача, как и всех сотрудников антироссийских изданий, в которые входит «Медуза», — очернение всего великого и доброго, что создает Россия и россияне, и обеление преступлений Запада. Российские инструкторы, которые работают в Содружестве офицеров за международную безопасность (что это?), вместе с центральноафриканской армией освободили территорию республики, по площади, кстати, в два раза превышающую территорию Франции, находясь в непроходимых джунглях, среди полчищ бандитов, в том числе занимающихся людоедством. Российским инструкторам низкий поклон и слава.

Этот фильм о тех самых героях. Они русские, и мы ими гордимся. Не забудьте, гражданка Яппарова, что вы — иноагент и вражеский рупор. Никаких преступлений инструкторы не совершали. В обратном случае заявите об этом громко и прямо. Центральноафриканские власти проведут расследование, и если эти факты не подтвердятся и окажутся вымышленными, то я «расчленю» вас в суде, как и других антироссийских опарышей. В общем, смотрите фильм и стыдитесь своей жизни, пока другие россияне получают удовольствие.

Что касается ваших вопросов, то на каждое достижение России изо рта ее врагов брызжет огромное количество каловых масс, поэтому не удивительно, что то же самое случилось и с вами.

Лилия Яппарова

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.