В сентябре в Екатеринбурге активно обсуждают два мероприятия, которые проходят в городе одновременно: ярмарку «семейных ценностей», организованную консервативным движением «Сорок сороков», и фестиваль проектов и инициатив Ural Pride Week — проект екатеринбургского Ресурсного центра ЛГБТ. Во время фестивалей в центре города появились казачьи патрули, которые пытаются задерживать прохожих с яркой внешностью. Журналист из Екатеринбурга Григорий Лейба описал для «Медузы» происходящее в городе и поговорил с участниками конфликта.
В сентябре на улицах Екатеринбурга проходят сразу два масштабных фестиваля. В конце августа городской Ресурсный центр для ЛГБТ объявил о проведении цикла мероприятий под названием Ural Pride Week (8-13 сентября). Спустя полторы недели представители консервативного движения «Сорок Сороков» заявили, что организуют свою ярмарку «Скрепа», посвященную традиционным семейным ценностям. Их фестиваль идет с 7 по 13 сентября. Ярмарку «Скрепа» поддержали в городской администрации, а также в «Фонде Святой Екатерины» — организации, получившей всероссийскую известность после скандала вокруг неудавшегося строительства одноименного собора в сквере у екатеринбургского Театра драмы.
Храм Святой Екатерины
- Вы хотите храм, мы хотим сквер — будет война Разгонять стихийную акцию горожан в Екатеринбурге вышли спортивные «сторонники строительства храма». Репортаж «Медузы»
- Мы очутились в оккупированном городе Губернатор Свердловской области два часа вел переговоры с протестующими. Вот конспект их разговора
- Власти Свердловской области отказались от строительства Храма-на-воде, вызвавшего протесты в Екатеринбурге
На Ural Pride Week отреагировали местные казаки: 7 сентября люди в камуфляжных костюмах и кубанках с нагайками в руках начали патрулировать улицы Екатеринбурга. Корреспонденту «Медузы» они в тот же день сказали, что «ищут признаки незаконной пропаганды мужеложества». В действительности же они обращают внимание на ярко одетых прохожих. Так, 7 сентября от их действий пострадали студент факультета журналистики УрФУ с серьгой в ухе, которого казаки попытались «задержать», а также юная волонтер стрит-арт фестиваля «Стенограффия».
Рекламная кампания «Скрепы» началась за несколько дней до самого фестиваля. Его масштабную сцену, площадки для активностей и лекторий разместили в историческом центре Екатеринбурга. Гостям «Скрепы» предлагают проверить свои силы в армрестлинге и силовом экстриме, пострелять из пневматического ружья, приобрести и попробовать традиционные русские блюда — квас и блины, а также послушать выступления гостей. В первый день лекции на «Скрепе» были посвящены, к примеру, безопасной перевозке детей в автомобилях, проблемам современного образования и многодетным семьям.
«Эта идея [фестиваля] пришла не нам, эта идея пришла нашим предкам, которые в своей среде, в свое время получили великих русских святых — князей Петра и Февронию, праздник которых в этом году, помимо 8 июля, празднуется еще и в сентябре. Этому празднику много столетий», — рассказал агентству ЕАН лидер движения «Сорок Сороков» Андрей Кормухин.
О фестивале терпимости, проводимом Ресурсным центром для ЛГБТ, Кормухин, по его утверждению, не знает. «А в Екатеринбурге есть такие люди? Я в первый раз об этом слышу. Я думал, здесь нет таких людей», — сказал он, добавив, что не удивлен появлению тех, кто решил «в пику многовековому празднику организовать что-то свое».
Мероприятия Ural Pride Week проходят в более камерном формате, хотя анонсы фестиваля в интернете начались на полторы недели раньше. Попасть на секции можно только по предварительной регистрации. Организаторы подчеркивают, что тщательно следят за возрастом приглашенных, и горожане, не достигшие совершеннолетия, к участию не допускаются.
При этом далеко не все круглые столы и панели Ural Pride Week посвящены ЛГБТ-тематике. В мероприятиях фестиваля принимают участие известные акционисты, авангардистские музыканты, художники и предприниматели. Организаторы объявили о проведении тематических лекций — например, о романтизации насилия и гендерных стереотипах в классических произведениях, а также о проведении «маргинального сейла» (распродажи необычных украшений и сувениров).
«Фестиваль ЛГБТ-гордости — это не наш посыл. Наш посыл в том, что Екатеринбург — город, который находится на стыке культур, на стыке Европы и Азии, город контрастов, город бесов, город, который известен стране своим особым отношением к свободе самовыражения. Он про то, чтобы объединить разных людей. С ЛГБТ-повесткой связана меньшая часть наших мероприятий», — рассказала «Медузе» представитель Ресурсного центра для ЛГБТ Алла Чикинда.
На ближайшее время запланированы три мероприятия — дискуссия о бисексуальности, прямой эфир о пересечении повесток феминизма и трансгендерности, а также еще одно онлайн-мероприятие, посвященное асексуальности. В открытом доступе адрес соответствующих событий — тем более, проводимых оффлайн — не публикуется. «Это было сделано по разным причинам — и с точки зрения физической безопасности участников, и с точки зрения безопасности, связанной с эпидемиологической ситуацией и профилактикой коронавируса», — пояснила Чикинда.
Комментировать мероприятия «Скрепы», а также действия казаков на улицах, Чикинда отказалась, но добавила, что и она, и ее единомышленники регулярно получают угрозы от неизвестных — впрочем, не связанные с организацией каких-либо конкретных мероприятий. «Это будни активистов, и не только ЛГБТ-активистов, а вообще людей с активной гражданской позицией, которая расходится с мейнстримом. Я бы не хотела акцентировать на этом внимание и радовать злопыхателей», — объяснила Чикинда.
От угроз к действиям мужчины в кубанках перешли в день старта обоих фестивалей. При этом на территории проведения «Скрепы» они не появлялись. Основными местами патрулирования стали «Ельцин Центр», сквер возле Театра драмы и городская набережная.
Выяснить, какую конкретно организацию представляют «патрульные», не удалось ни «Медузе», ни другим изданиям. Они заявили, что не обязаны предъявлять документы по требованию прессы. Опрошенные журналистами Znak.com руководители местных казачьих организаций сказали, что не имеют отношения к этим патрулям. При этом атаман станицы Горный щит (это село входит в состав Екатеринбурга) Олег Сененко сказал Znak.com, что в город «съехались ребята с разных регионов», которые «выступали не как казаки, а как родители своих детей».
«Почему родители не могут выйти, если кто-то хотел нарушить закон, выйти и защитить людей? — сказал атаман. — Им [представителям ресурсного центра для ЛГБТ] прокуратура и полиция сделали предписание, на что в своих видеообращениях они сказали, что им чихать. <…> Но если отряд выходит, это должно быть в рамках закона, должны быть нашивки. Может быть, переодетые провокаторы. Я уже ничему не удивлюсь. Мы тоже будем разбираться с этим вопросом. То, что кто-то приехал и начал что-то проверять, — так за всех невозможно ответить».
Первым под «казачью проверку» попал студент факультета журналистики Уральского федерального университета Александр Зиновьев. По всей видимости, «патрульных» возмутил яркий внешний вид молодого человека — высветленная челка и серьга с камнем в правом ухе. «Я шел по набережной в наушниках. Вдруг слышу: „Эй, ты!“ Я обернулся, увидел двух казаков — нагайка, кубанка, камуфляж „Березка“ и непонятные медали и значки, явно с „Алиэкспресса“, — рассказал Зиновьев „Медузе“. — Они утверждали, что „контролируют пропаганду „гейства“ среди народа“. Кульминацией стала фраза одного из них: „Вяжи его, сто пудов из этих!“» — рассказал Зиновьев.
Студент добавил, что в ответ на просьбу показать документы неизвестные «небрежно махнули корочками» перед его лицом — так что он с трудом смог разглядеть, что это удостоверения некоего «Уральского добровольческого казачьего корпуса». Глава организации «Городское Казачье общество „Уральский Казачий Добровольческий Корпус имени атамана Горбунова“» Игорь Горбунов позднее заявил, что его подчиненные действительно патрулируют один из районов Екатеринбурга — Железнодорожный, однако просьб об усилении существующих групп для работы в центре города ему не поступало.
Зиновьев сумел сбежать от казачьего патруля. Студент обратил внимание патрульных на полицейских, якобы находящихся за их спиной. Казаки впали в замешательство, Зиновьев тем временем скрылся. «Ничего серьезного не произошло, так что особых поводов к обращению в правоохранительные органы нет. Отец (известный в Екатеринбурге журналист Евгений Зиновьев — прим. „Медузы“) посоветовал для начала проконсультироваться с юристами», — добавил он.
Как только об инциденте с участием Александра Зиновьева начали писать в социальных сетях, на его защиту встали как местные журналисты, так и многочисленные горожане. «Я читал комментарии под постами, которые публиковали местные СМИ. В основном люди писали, что казаки переходят все границы. Многие знакомые и друзья также отправили мне слова поддержки в социальных сетях. Я не жалею, что история раскрутилась. Знаю, что таких случаев и до этого было много, поэтому огласка важна. Это беспредел и с ним нужно бороться», — уверен Зиновьев.
Правоохранительные органы также осведомлены о случившемся. Руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых 9 сентября пояснил журналистам, что казаки не имеют права останавливать прохожих и оценивать их внешний вид. «Поэтому однозначно могу сказать, что тот инцидент, о котором идет речь, не носит правовой характер. Тот молодой человек, которого остановили, и его отец могли абсолютно не расстраиваться из-за каких-то возможных последствий. Остановить человека и проверить у него документы могут только сотрудники полиции. Либо если это представители ДНД или казачества, то только в присутствии действующих сотрудников полиции в составе наряда. Только так и никак иначе», — констатировал Горелых.
Полицейский добавил, что МВД также не осведомлено о том, какие именно казаки патрулировали центр города 7 сентября. «Это еще предстоит установить, что это были за люди. Вполне возможно, я не исключаю такого поворота событий, что это могли быть так называемые „ряженые“. Но как было в реальности на самом деле, покажет соответствующая проверка».
Чем еще известны «Сорок сороков»
- Оксана Пушкина попросила главу МВД проверить движение «Сорок сороков» из-за угроз авторам законопроекта о домашнем насилии
- В Москве у кинотеатра, где шел показ «Матильды», задержали активистов движения «Сорок сороков»
- Строители офлайн-государства Даниил Туровский рассказывает о православном движении «Сорок сороков»
Предписание?
Вероятно, атаман Сененко имел в виду предостережение, которое 4 сентября прокуратура Екатеринбурга вынесла организаторам Ural Pride Week о недопустимости нарушения закона при проведении фестиваля.
ДНД
Добровольная народная дружина. В Екатеринбурге такие дружины патрулируют улицы при содействии местных властей.
Ресурсный центр для ЛГБТ
Ставит своими целями создание «уважительного, дружественного, принимающего пространства для ЛГБТ + сообщества в Екатеринбурге». Также он занимается социально-правовыми программами, направленными на преодоление дискриминации, стереотипов, предубеждений, стигматизации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
«Сорок сороков»
Общественное движение, созданное Андреем Кормухиным и Владимиром Носовым. Согласно сайту, в него входят «православные христиане» и все, кто «стремится защищать Отечество и традиционные духовно-нравственные ценности». Известно, в частности, как последовательный оппонент появления в России закона о домашнем насилии.
13 сентября 2020 года
Православные христиане празднуют День памяти святых благоверных Петра и Февронии — покровителей семьи и брака.
Почему город бесов?
«Бесами» жителей Екатеринбурга назвал телеведущий Владимир Соловьев в одной из передач на радио «Вести ФМ», посвященной протестам из-за строительства храма у Театра драмы. После этого выражение стало городским мемом.