Музыканты и программисты Дэмиен Рил и Ной Рубин сгенерировали все возможные мелодии в пределах одной октавы и выложили их в общий доступ, отказавшись от авторских прав — таким образом они хотят прекратить практику судебных тяжб о плагиате, которые ограничивают свободу артистов.
О проекте музыкант, юрист и инженер Дэмиен Рил рассказал на конференции TEDx в Миннеаполисе — запись выступления была опубликована в ютьюбе 30 января.
Выступление Дэмиена Рила на TEDxMinneapolis
TEDx Talks
В тяжбах об авторских правах часто решающим оказывается вопрос, мог ли автор хотя бы однажды где-то услышать мелодию, в заимствовании которой его обвиняют. Если ответ положительный, то суд может прийти к выводу, что автор, даже не копируя чужую мелодию сознательно, использовал ее подсознательно — и таким образом нарушил закон об авторском праве. Такое разбирательство в суде может обойтись в миллионы долларов, а его исход предсказать невозможно, пишет Vice.
Последним громким случаем подобного рода стало обвинение Кэти Перри в плагиате. Летом 2019 года суд Лос-Анджелеса постановил, что в хите Dark Horse Кэти Перри заимствован ритмический рисунок из песни Joyful Noise христианского рэпера Маркуса Грея (выступает под именем Flame). И певица, и ее продюсер утверждали, что никогда не слышали песню Грея, а в двух композициях похожи только базовые музыкальные комбинации, которые закон об авторском праве не защищает. Но присяжные единогласно приняли сторону Грея, и по решению суда Перри и ее команда должны выплатить 2,8 миллиона долларов в качестве компенсации убытков.
О тяжбе Кэти Перри и Маркуса Грея
Katy Perry — Dark Horse (Official) ft. Juicy J
KatyPerryVEVO
Именно с такими случаями решили бороться Рил и Рубин. Рил предлагает объяснять подобные совпадения тем, что набор мелодий конечен. Иногда музыканты сочиняют мелодию, которую уже кто-то создал до них — и рискуют оказаться в суде.
Как объяснил Дэмиен Рил в своем выступлении, он и Ной Рубин создали алгоритм, который перебрал все возможные комбинации длиной в 12 нот в пределах одной октавы. По сути это тот же принцип, который используют хакеры, когда подбирают пароль, перебирая все возможные сочетания символов. По словам Рила, их алгоритм работает со скоростью 300 тысяч мелодий в секунду.
Полученные в итоге 68,7 миллиарда мелодий Рил и Рубин записали на жесткий диск — получилось 2,6 терабайта, а потом опубликовали в виде архива, а код алгоритма выложили на Github — обе ссылки есть на сайте проекта. Как только мелодия записана на физический носитель, она считается защищенной авторским правом, поясняет Рил. Поэтому мелодии опубликованы по лицензии Creative Commons Zero — таким образом Рил и Рубин отказываются от авторских прав на них и делают их общественным достоянием.
Кроме того, рассуждает Рил, в формате MIDI, в котором записаны сгенерированные мелодии, ноты — это просто цифры. «По закону об авторском праве, цифры — это факты, а на факты авторское право либо не распространяется совсем, либо распространяется с ограничениями. Если эти цифры существовали с незапамятных времен, то возможно, что и мелодии — это просто математика, факты, которые не подпадают под закон об авторском праве», — предполагает он.
Как считает юрист Леонард Френч, специализирующийся на авторском праве, проект Рила и Рубина вряд ли повлияет на судебную практику. Они сгенерировали не все возможные мелодии, а ограничились одной октавой. Мелодии, полученные таким способом, не обладают творческой составляющей (хотя алгоритм, который их создал, вполне может ей обладать) и поэтому не подпадают под закон об авторском праве. К тому же сходство между мелодиями оценивается в суде не только по сочетанию нот, но и по тому, как они сыграны — этого алгоритм не учитывает. Поэтому, считает Френч, проект Рила и Рубина — не более чем забавный мысленный эксперимент и попытка вставить палку в колеса судебной практики о копирайте.
Однако Рил оптимистичен: так как код выложен в общий доступ, он надеется, что со временем с помощью этого алгоритма можно будет создать вообще все возможные мелодии. Он объясняет, что сейчас музыканты, сочиняя песню, ходят по минному полю, рискуя повторить чью-то мелодию, и вероятность этого увеличивается с каждым годом. Своим проектом Рил и Рубин хотят вернуть им свободу творчества. «Ной и я — мы создали всю возможную музыку, чтобы позволить будущим авторам создавать больше их собственной музыки», — заключил он.