В Музее изящных искусств Гента открылась выставка «Ян ван Эйк. Оптическая революция» (продлится до 30 апреля 2020 года) — и это одно из главных событий года в художественном мире. Впервые в истории в одном месте выставлено так много работ художника XV века — почти половина из всех сохранившихся до наших дней полотен. Рассказываем, в чем уникальность этой выставки.
Выставка Яна ван Эйка в гентском Музее изящных искусств (куратор Йохан Де Смет) — это крупнейшее собрание работ фламандского художника, когда-либо показанное широкой публике. В экспозицию вошли 11 картин самого ван Эйка (примерно половина сохранившихся до наших дней его полотен), несколько полотен из его мастерской, написанных учениками, копии его пропавших картин и 100 работ позднего Средневековья, созданных разными европейскими авторами. Работы для выставки предоставили музеи Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Румынии, Великобритании и США.
«Портрет мужчины с голубым шапероном», 1428−1430
MSK Ghent
«Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы», 1440
MSK Ghent
«Мадонна у фонтана», 1439
MSK Ghent
«Портрет Маргариты ван Эйк», 1439
MSK Ghent
Одни из самых известных картин ван Эйка, «Портрет четы Арнольфини» и «Портрет мужчины в красном тюрбане» (предположительно автопортрет художника) из Лондонской национальной галереи, а также «Мадонну канцлера Ролена» из Лувра в Гент не привезли — полотна слишком хрупкие и могут не выдержать транспортировку.
Среди прочих работ ван Эйка в экспозиции можно увидеть единственную его картину, когда-то находившуюся в России, — это «Благовещение» из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. В 1850 году Николай I купил ее у короля Нидерландов Вильгельма III. Затем она попала в Эрмитаж, где ее перевели с доски на холст. В 1930 году картину продали американскому меценату и коллекционеру Эндрю Меллону за 502 тысячи долларов.
Картины ван Эйка, которые можно увидеть на выставке в Генте
Список картин ван Эйка с выставки в Генте:
- Ян и Хуберт ван Эйк, Гентский алтарь или «Поклонение Мистическому Агнцу», 1432 (внешние панели), Собор Святого Бавона, Гент
- Ян ван Эйк, «Мадонна у фонтана», 1439, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
- Ян ван Эйк, «Портрет Бодуэна де Ланнуа», ок. 1435 — Берлинская картинная галерея
- Ян ван Эйк, «Благовещенский диптих», ок. 1433 — 1435, Национальный музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
- Ян ван Эйк, «Портрет мужчины с голубым шапероном», ок. 1428-1430, Национальный музей Брукенталя, Сибиу (Румыния)
- Ян ван Эйк, «Святая Варвара из Никомедии», 1437, Королевский музей изобразительных искусств, Антверпен
- Ян ван Эйк, «Благовещение», ок. 1434-1436, коллекция Эндрю У. Меллона, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
- Ян ван Эйк, «Портрет Яна де Лейва», 1436, Музей истории искусств Вены, Картинная галерея
- Ян ван Эйк, «Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы», ок. 1430-1432, Музей искусств Филадельфии, коллекция Джона Джонсона, 1917
- Ян ван Эйк, «Мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Léal Souvenir, 1432, Национальная галерея, Лондон
- Ян ван Эйк. «Портрет Маргариты ван Эйк», 1439, Музей Грунинге в Брюгге
Центральное место в экспозиции занимает знаменитый Гентский алтарь (1432) — восемь отреставрированных внешних панелей и неотреставрированные изображения Адама и Евы распределят по нескольким залам выставки. Авторы выставки подчеркивают, что это единственный шанс увидеть алтарь так близко, после окончания экспозиции его перевезут в гентский Собор Святого Бавона, где он находился до реставрации, начатой в 2012 году. Организаторы заявляют, что после возвращения в собор алтарь никогда не покинет его пределов. Кроме того, другие представленные работы также вряд ли когда-либо удастся собрать на одной выставке.
Внешние панели Гентского алтаря
MSK Ghent
Больше про Гентский алтарь
Сюжет работы — поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова. Во время него пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. На внешней стороне алтаря изображен его заказчик Йос Вейдт и его жена, молящиеся перед иконами Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Выше изображена сцена Благовещения — между фигурами Девы Марии и архангела Гавриила изображено окно, за которым, как считается, написан вид из окон дома Вейдтов. Выше изображены ветхозаветные пророки и языческие пророчицы — именно эти части алтаря покажут в Генте. Внутри алтаря изображены Бог Отец, Богоматерь, Иоанн Креститель, ангелы, Адам и Ева, Каин и Авель, агнец, символизирующий Христа, фонтан, ветхозаветные праведники, апостолы, папы, епископы, монахи и миряне, отшельники, пилигримы, воинство Христово и Праведные Судьи.
Гентский алтарь множество раз выкрадывали по частям или увозили из Гента. Во время Второй мировой войны он оказался в руках фашистов и хранился в соляной шахте. В 1945 году его обнаружила американская армия, после чего он вернулся в Бельгию. Одна из частей алтаря — с изображением Праведных Судий была похищена в 1934 году, створку так и не обнаружили, в 1945 году ее заменили копией.
В 2012 году началась реставрация алтаря Королевским институтом культурного наследия Бельгии (KIK-IRPA) — процесс проходил в специально оборудованной мастерской Музея изящных искусств Гента, посетители которого могли наблюдать за работой реставраторов через стекло. В 2020 году завершился первый этап реставрации — обновили нижнюю часть алтаря, на это ушло около двух миллионов евро. В ходе работ у агнца исчезла лишняя пара ушей (результат более ранних реставраций), а выражение его морды оказалось совершенно человеческим.
Реставрация верхней части алтаря начнется в 2021 году.
После выставки в Генте алтарь перенесут в Собор Святого Бавона (на время реставрации верхнюю часть заменят копиями). Осенью в соборе откроют специальный центр, где можно будет узнать больше о создании собора и алтаря, однако так близко, как на выставке в Музее изящных искусств, рассмотреть его уже не получится.
Экспозиция выстроена так, чтобы зрители смогли сравнить технику самого ван Эйка с работами других мастеров того времени. Такой прием наглядно демонстрирует уникальную технику, в которой писал ван Эйк, — в этом и заключается «революция», вынесенная в название экспозиции. «Сопоставление живописи ван Эйка и его окружения с итальянским искусством демонстрирует, насколько его светящаяся, словно драгоценная живописная поверхность отличается и от матовой, более сдержанной по цветам флорентийской живописи, и от золотых фонов сиенских художников», — пишет The Art Newspaper Russia.
Каждый зал выставки посвящен определенным темам: влиянию ван Эйка на масляную живопись, изображению пространственной глубины, архитектуры, скульптуры в живописи, портретам. В зале с «Адамом» и «Евой» рассказывается, как художник писал обнаженную натуру, на примере этих же работ видно, как мастер экспериментировал с пространством, — Адам будто бы выступает из своей ниши за раму картины, пальцы его ноги словно висят в воздухе.
«Адам» и «Ева»
David Levene / MSK Ghent
Весь 2020 год в Генте будут проходить мероприятия, связанные с Яном ван Эйком, под названием «OMG! Ван Эйк был здесь». К маю в сквере рядом с Собором Святого Бавона высадят 75 растений, изображенных ван Эйком в центральной части Гентского алтаря. В сентябре в соборе состоится премьера произведения для хора и органа Арво Пярта — «Агнец Божий». В церкви Святого Николая с марта по октябрь покажут мультимедийную видеоинсталляцию «Lights on Van Eyck» современного британского художника Мэта Коллишоу.
Гентский алтарь
Алтарь, созданный Яном и Хубертом ван Эйками по заказу богатого благотворителя Йоса Вейдта для личной капеллы его жены. Освящен 6 мая 1432 года. Состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трех с половиной метров, ширина в раскрытом виде — пяти метров. Картины расположены и снаружи, и внутри алтаря. На выставке представлены только внешние панели и две внутренние — с Адамом и Евой.
Ян ван Эйк
Дата рождения — 1385 — 1390 год. Родился в бельгийском городе Маасейк. Известно, что он учился у своего старшего брата Хуберта, а затем работал вместе с ним. Самостоятельно начал писать в 20-х годах XV века в Гааге при дворе нидерландских графов. Был придворным герцога Бургундии Филиппа Доброго. В 1427–1428 году поехал в Испанию и Португалию в качестве герцогского посла. С 1431 года и до смерти жил в Брюгге. Считается изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он просто усовершенствовал их и ввел в обиход. Умер в 1441 году.