16 января в Провансе в возрасте 95 лет умер Кристофер Толкин — младший сын Джона Р. Р. Толкина, отредактировавший после смерти писателя большую часть его работ (включая «Сильмариллион») и внесший значительный вклад в толкиноведение. Кристофер также нарисовал оригинальные карты Средиземья, которыми были проиллюстрированы первые издания «Властелина колец».
Кристофер родился в 1924 году в Лидсе. В детстве он много болел — из-за аппендицита и проблем с сердцем часто оставался дома. Это сблизило их с отцом — Джон Р. Р. читал ему на ночь сказки про Бильбо Бэггинса, которые позже легли в основу «Хоббита», и они вместе обсуждали его черновики. Кристофер начал рисовать карты Средиземья (сейчас некоторые из этих иллюстраций хранятся в национальной библиотеке Великобритании) и перепечатывать рукописи Джона Р. Р.
Кристофер Толкин, 1992 год
В 1943 году Кристофер вступил в Королевские воздушные силы Великобритании, и его направили на службу в ЮАР. Уже тогда отец отправлял ему по почте черновики «Властелина колец» на вычитку и называл его своим «главным критиком и cоавтором».
Вернувшись из армии, Кристофер поступил в Тринити-колледж при Оксфордском университете, где изучал английскую филологию. Вскоре Толкин-старший пригласил его в клуб Инклингов — неофициальный литературный кружок при университете, куда, помимо Джона Р. Р., входили писатели К. С. Льюис, Чарльз Уильямс и Оуэн Барфилд — и в 21 год он стал самым молодым (и, до недавнего времени, последним живущим) его участником. Закончив обучение, Кристофер стал преподавать старо- и среднеанглийские языки, а также древнеисландский.
В 1973 году умер Джон Р. Р. Толкин, и следующие 50 лет Кристофер провел изучая рукописи отца. «Он работал над его поразительным архивом так, как будто его нашли в запечатанной гробнице», — вспоминает Остин Олни, редактор издательства Houghton Mifflin, который встречался с Толкином-младшим у него дома.
Так, Кристофер Толкин отредактировал целый ряд посмертных работ отца, включая «Сильмариллион», «Дети Хурина», а также серию книг «История Средиземья». «Как бы странно это ни звучало, я вырос в мире, который создал [Джон Р. Р.]. Для меня города „Сильмариллиона“ более реалистичны, чем Вавилон», — рассказывал Кристофер.
«Он открыл для нас богатую и сложную толкиеновскую мифологию, — считает Димитра Фими, преподаватель Университета Глазго и исследователь произведений Толкина. — Он был картографом и первым ученым Средиземья».
Проведя большую часть жизни за изучением тысяч черновых записей, которые Джон Р. Р. неразборчивым почерком оставлял в том числе и на салфетках, Кристофер жестко высказывался по поводу знаменитых экранизаций «Властелина колец», которые значительно популяризировали мир Средиземья среди широкой аудитории.
«Они выпотрошили книгу, сделав боевик для 15-25-летних», — рассказывал Толкин-младший в интервью газете Le Monde в 2012 году. По его мнению, «коммерциализация свела к нулю все эстетическое и философское значение» произведений Джона Р. Р.
В 2008 году Кристофер подал в суд на кинокомпанию New Line Cinema, выпустившую трилогию «Властелина колец» Питера Джексона. Он требовал 133 миллиона фунтов за неуплату роялти (в 1968 году Джон Р. Р. продал права на «Властелин колец» за 10 тысяч фунтов, чтобы расплатиться с налоговыми задолженностями, из-за чего семья писателя не получала процент с доходов от фильмов Джексона). Позже истец и ответчик достигли соглашения вне суда (сумма компенсаций, выплаченных Толкину-младшему, не раскрывается) — и это позволило New Line Cinema экранизировать «Хоббита».
Из-за голливудских экранизаций Кристофер даже разругался с собственным сыном Саймоном — тот поддержал проект Питера Джексона. Посчитав это предательством, Кристофер не допустил Саймона к совету директоров основанной им позже компании Tolkien Estate и несколько лет общался с ним только через адвоката — но позже они все-таки успели помириться.
Читайте также
Tolkien Estate
Юридическое лицо, которое управляет имуществом писателя Джона Р. Р. Толкина, включая авторские права на его произведения