В прокат вышел новый фильм Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла» — основанная на реальных событиях история охранника, спасшего людей от теракта на Олимпиаде 1996 года. Несмотря на подвиг, Джуэлла обвинили в пособничестве террористам, из-за чего он превратился в изгоя. Главного героя сыграл комик Пол Уолтер Хаузер, кроме того, в картине снялись Оливия Уайлд, Сэм Рокуэлл, Джон Хэмм и Кэти Бейтс. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему этот фильм безупречен.
Смотреть очередной фильм Клинта Иствуда (предыдущий, «Наркокурьер», вышел в России меньше года назад) — всегда радость. И не только для поклонников бывшего «грязного Гарри» и «блондина» из спагетти-вестернов, создателя «Непрощенного» и «Малышки на миллион», которому давно за 80, а он все продолжает сниматься и снимать, счет режиссерских работ перевалил за тридцать. Для любого зрителя, утомленного модой и конъюнктурой, не желающего вписываться в востребованные жанры и форматы, кино Иствуда — как глоток чистой воды. В своем возрасте и статусе ему не нужны ни большие бюджеты, ни кассовые рекорды, ни фестивали, ни премии. При этом нет актеров, которые отказались бы у него сыграть или помочь собрать денег на очередной проект. Например, в числе продюсеров новой картины числятся Леонардо Ди Каприо и Джона Хилл.
Разумеется, встречались за это десятилетие и у Иствуда проходные, не во всем удачные ленты: из последних — «Крученый мяч» и «Поезд на Париж». Но есть настоящие сокровища, хоть и подчеркнуто неброские, скромные, тихие, наполненные чувством собственного достоинства (это касается и автора, и его персонажей). Именно таково «Дело Ричарда Джуэлла».
История, которая легла в основу сценария, широко известна в США. В 1996 году на Олимпийских играх в Атланте, во время поп-концерта, взорвалась бомба. Серьезных жертв и разрушений (погибло два человека, пострадало около сотни) удалось избежать благодаря бдительности охранника по имени Ричард Джуэлл. На несколько дней он стал национальным героем. А потом в прессу просочилась информация, что ФБР считает его возможным соучастником преступления или даже террористом, заложившим бомбу, а потом ее обнаружившим, чтобы привлечь к себе внимание. В одночасье любимец публики превратился в изгоя.
Американцы, как ни одна другая нация, любят и умеют снимать кино по мотивам реальных событий, когда в основу сюжета ложится журналистская статья или расследование. Не раз это делал и Иствуд. «Дело Ричарда Джуэлла» позволяет вновь восхититься тем, как сугубо хроникальное, казалось бы, действие, ни в чем не отступающее от фактов, вырастает в череду мощных универсальных метафор.
Фильм отчетливо делится на две половины. Первая — рассказ о подвиге простого американского героя. Важно, что Иствуд, в прошлом архетипический герой-красавец, ставит в центр своей картины одинокого толстяка со странными привычками и маниями, живущего в свои 33 года с мамой, увлекающегося стрельбой в тире и охотой, уволенного с нескольких работ за чрезмерно ретивое отношение к профессиональному долгу (в кампусе пытался заставить студентов бросить выпивку — каково!) и вообще крайне странного. Именно такой чудак — чемпион по аркадным видеоиграм — без применения оружия и любых форм насилия спасает жизни своих сограждан: ведь он верит в справедливость, мечтает стать настоящим полицейским и на ночь читает уголовный кодекс. Более очевидного и в то же время трогательного персонажа нарочно не придумаешь, а ведь Ричард Джуэлл на самом деле был таким. Иствуд избегает искушения взять на главную роль звезду (тот же Джона Хилл бы справился) и приглашает безвестного, похожего на прототип как две капли воды комика, привыкшего к ролям второго плана, — Пола Уолтера Хаузера. Безупречная работа: Хаузер переигрывает всех окружающих его знаменитостей. Знаменательным и неслучайным кажется даже совпадение фамилии актера с фамилией воспетого Вернером Херцогом наивного и волшебного найденыша Каспара Хаузера.
«Дело Ричарда Джуэлла». Трейлер
WBRussia
И Джуэлл, и Хаузер слишком уж выделяются на общем фоне; общественное мнение легко сделает из такого человека и кумира, и козла отпущения. Именно это происходит во второй половине фильма. Усталый от вечного давления агент ФБР Шоу (Джон Хэмм) и пронырливая звезда желтой журналистики Кэти Скрэггс (Оливия Уайлд) — живые олицетворения двух основ американской демократии, доблестных спецслужб и независимой прессы, — при помощи одного допущения и одной статьи превращают жизнь Джуэлла в ад, а его самого — в жертву. Начинается вполне кафкианский процесс: никаких конкретных обвинений и тем более доказательств предъявить растерянному охраннику никто не может, но и верить ему больше никто не желает. Каждая подробность его частной жизни, отныне ставшей общественным достоянием, кажется подозрительной. По счастью, на его стороне как минимум двое: незыблемо верящая в невиновность сына Боби Джуэлл (одна из лучших за последнее время ролей Кэти Бейтс) и его давний знакомый, адвокат Уотсон Брайант (редкий случай, когда Сэму Рокуэллу поручено играть не характерную роль, а самого здравого человека на весь фильм).
Как бы хорошо ни знали историю Джуэлла в Америке, есть публика и за ее пределами: Иствуд легко мог бы превратить свою картину в детектив, посеять сомнение в невиновности героя и в зрителях. Он отказывается идти по этой дороге. Мы с самого начала знаем, что Ричард — герой, а не негодяй. И верим, что справедливость восторжествует. Безусловно, фильм Иствуда вызывает непрошеные параллели с тревожной реальностью: охота на ведьм, разрушение репутаций одним щелчком, априорное недоверие белым гетеросексуальным мужчинам с оружием (впрочем, в 1996 году дела обстояли чуть иначе, спецслужбы, напротив, «шьют» Джуэллу гомосексуальность). Но эта картина — не правозащитный манифест, левый или правый, а классическая история о победе добра над злом, правды над ложью. Просто потому, что добро и правда всегда сильнее и в конечном счете обязаны восторжествовать. Как минимум на экране. Этим и силен Голливуд, это и делает его главной кинематографией в мире.
В мае Клинту Иствуду исполнится 90 лет. Принято считать, что в таком возрасте каждый фильм снимается как последний. Собственно, Иствуд сделал уже некоторое количество превосходных «последних» фильмов (за последнее десятилетие — «Снайпер», «Чудо на Гудзоне», «Наркокурьер»). Пусть и «Дело Ричарда Джуэлла» останется не последней, а еще одной безупречной картиной в его монументальной карьере.