Кирилл Колчанов / Институт «Стрелка»
истории

Госдума ужесточила правила показа кино в России. Что теперь будет с независимыми кинофестивалями?

Источник: Meduza

Госдума приняла закон, серьезно ужесточающий правила показа иностранных фильмов за пределами репертуарных кинотеатров. Под ударом оказались прежде всего независимые от государства фестивали и ретроспективы — они вынуждены будут либо изменить свою деятельность, либо закрыться. «Медуза» поговорила с организаторами таких фестивалей, чтобы понять, как они намерены выполнять положения нового закона.


Короткое объяснение

Что за закон?

Самое важное: раньше на кинофестивалях в России зарубежные фильмы можно было показывать без прокатного удостоверения. Теперь разрешат только те международные кинофестивали, которые попадут в специальный реестр министерства культуры. Реестр будут составлять на каждый год, критерии пока не известны. Но даже если кинофестиваль попадет в список разрешенных, фильмы без прокатного удостоверения можно будет показывать только на фестивалях с конкурсом и жюри. И еще: такие кинофестивали должны длиться не больше 10 дней, а фильмы без прокатного удостоверения можно показывать не больше двух раз.

Что такое прокатное удостоверение?

Если коротко, это документ, без которого нельзя показывать фильмы в российских кинотеатрах. Нужную бумагу выдает министерство культуры — это долгий, муторный и сложный процесс. Или не выдает, если, к примеру, в фильме есть «нецензурная брань». Или если в фильме есть что-то, что, по мнению чиновников министерства, нарушает российские законы. Например, пропаганда культа насилия и жестокости. Или что-либо, что нарушает обширное законодательство о противодействии террористической и экстремистской деятельности. Признаки экстремизма, к примеру, сотрудники минкульта нашли в комедии Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». И отозвали уже выданное прокатное удостоверение.

Кирилл Сорокин

основатель и программный директор фестиваля нового документального кино о музыке и современной культуре Beat Film Festival

Законопроект Минкульта, по сути, из прошлого века. Совершенно непонятно кто его писал и, главное, зачем. По всей видимости, они думают, что кинофестиваль — это смотр кино с красной дорожкой, куда можно прийти только в смокинге, а жюри выставляет оценки. В современном мире есть буквально считанное количество фестивалей в таком старом понимании. Влиятельными из таких фестивалей по-прежнему остаются только Каннский, Венецианский и какие-то региональные производные.

А вот один из самых влиятельных кинофестивалей в мире с точки зрения рынка — это кинофестиваль в Торонто, где показывают больше трехсот фильмов. На нем нет конкурса и призов. Единственное жюри, которое там есть — это зритель. Это не мешает звездам приезжать туда, продюсерам — заключать выгодные сделки, а зрителям — свободно наслаждаться искусством. Это показывает, как трансформировалась роль кинофестиваля.

А у нас Минкульт становится, по сути, надзорным органом, ведь теперь он будет определять, что является кинофестивалем, а что — нет. Это такая форма контроля за тем, что показывают вне репертуара кинотеатров.

Если перед авторами стояла задача оставить только Московский кинофестиваль и еще пару пышных губернаторских, то это можно было сделать каким-то другим образом, не настолько ущемляя права зрителя.

Наши кинофестивали — это порой единственная возможность для зрителей увидеть какой-то иностранный фильм в России. В этом году таким фильмом был «Лица, деревни», который был номинирован на «Оскар» и должен был получить его как лучший документальный фильм в прошлом году. В прокат в России его бы никто никогда не выпустил просто потому, что это страшно дорогая картина, а на нашем кинофестивале его показали.

Сейчас речь идет о том, что доля фильмов, которые показывают на кинофестивалях — это 7-8% рынка — из-за поправок просто исчезнет, и это целый пласт культуры. Не нужно это недооценивать и думать, что речь только об артхаусе и документальных фильмах. Есть компания «Иноекино», которая занимается ретроспективами, и они показывают «Терминатора», [фильмы] Мартина Скорсезе, какие-то такие вечные вещи. Почему зритель вдруг должен их лишиться? Не хотелось бы думать, что чиновники боятся, что через иностранные фильмы на зрителя будет тлетворно влиять Запад.

А как быть с показами одного из самых живых начинаний последнего времени — кинотеатра [в центре современного искусства] «Гараж»? Это чисто просветительская деятельность, которая позволяет на большом экране в хорошем качестве смотреть лучшие образцы мирового кино. Что будет с ним — непонятно. Это же касается и трансляций театральных спектаклей — на них вообще невозможно получить прокатное удостоверение. У авторов законопроекта вообще нет понимания о том, как это работает.

Если даже попытаться действительно купить права на фильмы Бергмана для того, чтобы получить на них прокатное удостоверение, то никто из правообладателей даже не поймет, чего ты от них хочешь и для чего тебе это нужно.

Кинопоказ в музее современного искусства «Гараж»

Олег Березин 

председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров

Правки в закон о кинофестивалях связаны в первую очередь с необузданным желанием нашего Министерства культуры все контролировать, доказывать свою нужность. И проблема даже не в том, что для показа фильма на фестивале нужно будет получать на него прокатное удостоверение. Прокатное удостоверение — это нужная вещь для декларирования прав правообладателя. Такой механизм декларации прав должен работать — неважно, один раз я собираюсь показать этот фильм или много.

Проблема в том, что сама процедура [получения удостоверения] усложненная, фактически разрешительная. Нормальный человек получить прокатное удостоверение на фильм, допустим, Стэнли Кубрика просто физически не сможет, потому что у него нет, например, обязательного экземпляра фильма, которые [при получении удостоверения] требуется сдать в Госфильмофонд и так далее.

Процедура должна быть уведомительной. К примеру, в Казахстане эта проблема решается просто и изящно. Прокатное удостоверение там — это бесплатная электронная госуслуга, которую можно получить на сайте госуслуг. Правообладатель заполняет данные про себя, информацию, на основании чего у него есть права [на показ фильма], и все. В России же прокатное удостоверение — это элемент цензуры.

А то, что ввели понятие «кинофестиваль» с его описанием — это «туфтология». Ведь я могу хоть сейчас устроить кинофестиваль в Сочи, попросить своих друзей быть членами жюри и призом сделать бутылку «колы». Вот и все, формально я выполнил условия чиновников. Но при этом их ограничения на продолжительность фильмов, невозможность показать фильм, вышедший более двух лет назад — это чистая профанация. Получается, на кинофестивале никакой ретроспективы я показать не смогу.

Уже сейчас ясно, что после того, как эти поправки заработают, станет меньше и независимых, и «зависимых» кинофестивалей. Это отразится и на разнообразии программ и репертуаров. А между тем, проведение кинофестивалей — это очень сильный маркетинговый ход и для кинотеатров, и для дистрибьюторов, ведь люди, благодаря кинофестивалям, привыкают ходить в кино. Если не будет кинофестивалей, то люди будут ходить в кино еще меньше, чем сейчас. Поэтому это вредоносная деятельность Министерства культуры, которая направлена на подрыв российской киноиндустрии.

Я даже не удивлюсь, если узнаю, что все эти поправки Минкульт сделал в интересах пиратов. Ну, а если не в их, то в чьих? Все, что запретят показывать легально, будут показывать пираты. Остается только подождать, пока появятся пиратские кинофестивали с ретроспективными фильмами.

Алексей Бажин

руководитель проекта «Иноекино»

Желание внести в закон пункты, связанные с получением прокатного удостоверения, появилось у чиновников еще в 2015 году. К 2018-му фестивальная сфера очень здорово развилась, и этому нужно было просто радоваться. Есть свободные фестивали без конкурсов и жюри, зато подготовленные на отличном уровне, где все устроено в современном формате. Так вот, таких кинофестивалей больше не будет. Новое определение кинофестиваля не позволит их проводить.

Теперь только на международных кинофестивалях можно будет показывать иностранные фильмы без прокатного удостоверения, но только если этот фильм был показан не более двух раз, кинофестиваль имеет жюри и конкурс и если он проходит не более десяти дней. Из-за этого пункта вычищается сразу весь рынок. К примеру, у нас кинофестивали проходят в разных городах, и, соответственно, фильм показывается не два раза, а три. А есть кинофестивали, которые проходят в 20 городах. Более того, мы не сможем, например, показать фильм «Завтрак у Тиффани», как это делается во всем мире, потому что у нас нет удостоверения на этот фильм. А покупать прокатное удостоверение на старый фильм никто не будет. Это своего рода цензурное сито.

Перечень документов для получения прокатного удостоверения состоит из десяти пунктов, включая требование предоставить монтажные листы, которых у нас, естественно, нет. Кто нам даст монтажные листы фильмов 1960-го года? Листы, которые присылают дистрибьюторы, как правило, запаролены. И там еще очень много несуразного. Суть в том, что выполнение требований Минкульта даже технически невозможно. Они строят такой бюрократический лес, сквозь который многочисленные кинофестивали просто не продерутся.

Для того, чтобы выжить, придется придумывать какие-то махинации, которые сделают фестивали легальными, но по сути будут совершенно абсурдными.

Ирина Кравцова, Александр Борзенко

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.