В прокат выходит «Миссия невыполнима: Последствия» — редкий пример старомодного кино, сумевшего адаптироваться к современности. Кинокритик Егор Москвитин, побывавший на премьере картины в Париже, рассказывает, как Тому Крузу удалось снять конкурентоспособный блокбастер — и в чем его главное преимущество.
Еще ни одна из частей франшизы «Миссия невыполнима» не чувствовала себя так уверенно накануне выхода в прокат. Рейтинг фильма на сайте Rotten Tomatoes — 98% у всех критиков и 100% у «топ-критиков». Первым журналистам картину нарочно показали за две недели до широкой премьеры, и их отзывы смогли создать ажиотаж у фанатов. Датой старта проката неслучайно был выбран июль — месяц, когда уже отгремели майские и июньские премьеры, но впереди еще целый август, чтобы сработало сарафанное радио. В последнее время именно на июль делают ставку прокатчики интеллектуальных блокбастеров — «Дюнкерка», «Планеты обезьян» и «Джейсона Борна».
Вышедшая в 2015 году «Миссия невыполнима: Племя изгоев» представила фанатам уже пятого по счету режиссера франшизы — Кристофера Маккуорри, обладателя «Оскара» за сценарий к «Подозрительным лицам». Фильм хорошо показал себя и в прокате, и в прессе, так что постановщик — впервые в истории проекта — остался на второй срок. Доверие зрителей к «Племени изгоев» только укрепляет шансы «Последствий» на кассовый успех. Аналитики полагают, что фильм станет самым доходным за 22 года существования серии и первым побьет отметку в 700 миллионов долларов в мировом прокате. А его сборы в Америке в стартовый уикенд должны превзойти 60 миллионов долларов. Единственный раз Итану Ханту удалось приблизиться к этому рубежу в 2000-м, когда вышла вторая часть «Миссии», но с тех пор изменился и мир, и Голливуд — тем интереснее узнать, как справится Том Круз со всеми вызовами 2018 года.
Это больше не сольный проект Тома Круза
На сайте The Numbers есть интересная статистика: список актеров, фильмы с которыми в совокупности заработали больше всего денег в американском прокате. Первые четыре строчки в нем занимают Роберт Дауни-младший, Том Хэнкс (в основном благодаря анимационной серии «История игрушек»), Скарлетт Йоханссон и Сэмюэл Л. Джексон. К всеобщему любимцу Хэнксу не придраться, но позиции актеров из «Мстителей» (при том, что у героини Йоханссон до сих пор нет сольного фильма, а Джексон сыграет роль первого плана лишь в грядущем «Капитане Марвел») лишний раз доказывают: сегодня успех блокбастерам приносят не отдельные звезды, а актерские ансамбли. Знаменитостям, состоявшимся в 80-е и 90-е, очень трудно адаптироваться к этой действительности. К примеру, самые прибыльные проекты Сильвестра Сталлоне в новом десятилетии связаны с компанией актеров в «Неудержимых». Но сборы от серии к серии падают, а звезду не спасают даже дуэты с Де Ниро («Забойный реванш») и Шварценеггером («План побега»).
«Миссия невыполнима: Последствия». Трейлер
Paramount Pictures Россия
Том Круз моложе этих актеров, но и «Мумия», и «Джек Ричер», и «Сделано в Америке» говорят о том, что у него те же проблемы. Как он их решает? Уступая экранное время другим знаменитостям. В «Последствиях» появляется исполнитель роли супермена Генри Кавилл — молодой и харизматичный то ли напарник, то ли соперник. В кадре все больше Саймона Пегга, герой которого любит подшучивать над Итаном Хантом, снижая градус общего пафоса. Английская актриса Ванесса Кирби играет вроде бы типичную «фам фаталь» из шпионских фильмов, но раскрыться ее героине предстоит только в следующей части. Пока что она очень привязана к своему брату-гангстеру и словно бы намекает: «Миссия невыполнима» — скорее семейное дело, чем индивидуальное предприятие Ханта. После семилетней паузы во франшизу вернулась Мишель Монахан, вновь сыгравшая возлюбленную спецагента. Анджела Бассетт и Ребекка Фергюсон получили роли, которых требует от женщин Голливуда современный зритель: не трофейных красоток, а девушек, способных управлять мужчинами и спасать их.
Но он может продать кино в одиночку
То, что Том Круз превращается из лидера в товарища, становится ясно и из рекламной кампании фильма. Например, в довольно откровенном интервью The Guardian Саймон Пегг рассказывает о своей многолетней алкогольной зависимости, — и о том, как ему помог его друг Том Круз. Кроме того, в тексте вскользь упоминаются сайентологи, иногда приходившие на съемочную площадку «Миссии» (Том Круз — сайентолог). Это беспрецедентная открытость: очень сложно найти другое интервью о франшизе, где бы появлялась эта церковь.
Том Круз больше не единственный герой фильма, но на красной дорожке — впрочем, так было всегда — именно он прикладывает усилия, чтобы пообщаться со всеми журналистами. Когда его уводят для фото-колла, он извиняется буквально перед каждым репортером и обещает вернуться. Другие актеры относятся к общению с прессой легкомысленнее, но Круз и здесь все держит под контролем — точно так же, как и на съемочной площадке. По словам Ребекки Фергюсон, на съемках предыдущего фильма он заходил к режиссеру в монтажную комнату и сидел рядом с ним, когда снимались сцены без Ханта.
Том Круз знает, за какие рынки бороться
Сразу после Парижа съемочная группа фильма отправилась в Юго-Восточную Азию. Азия — последний регион, где Круз сохраняет то, что называется «star power» — способность собирать кинозалы одним лишь именем на афише. Убыточная «Мумия» заработала в Китае больше, чем во всей Северной Америке — 91,2 миллиона долларов против 79,8. А Южная Корея принесла фильму примерно столько же, сколько Великобритания, Германия и Франция вместе взятые — 27 миллионов. Возможно, поэтому в фильме есть сцена с непобедимым героем азиатского происхождения, который минут десять лупит ветерана боевиков Тома Круза и супермена Генри Кавилла, — и только вмешательство боевой подруги Ребекки Фергюсон спасает их от позора.
Chiabella James / Paramount Pictures
Paramount Pictures
«Миссия невыполнима» играет по правилам конкурентов — но у нее есть собственная ниша
Если смотреть трейлер «Последствий» с закрытыми глазами, то может показаться, что это анонс «Темного рыцаря» Кристофера Нолана. Если пересказывать приключения Итана Ханта вслух (погоня на вертолетах! похищение русских ядерных боеголовок!), получится китч в духе золотых времен «бондианы». Но если присмотреться к хореографии драк и переживаниям героя, то Итан Хант напомнит Джейсона Борна — другого шпиона, сделавшего ставку на реализм и драматизм. То, что вокруг Тома Круза собралось столько больших актеров, — отсылка к «Форсажу», «Мстителям» и «Лиге справедливости», однако у «Последствий» есть своя уникальная интонация, которую не почувствовать, пока не попадешь на фильм.
Особенность шпионских историй — в том, что враг в них зачастую неизвестен вплоть до финала. Но для драматургии кино важно постоянное присутствие соперника, поэтому в качестве неприятеля тут иногда выступает сам сеттинг — место и время действия. В фильме «Русский дом» с Шоном Коннери это холодная Москва в последние дни СССР; в недавнем «Красном воробье» — депрессивный Будапешт; в «Шпионском мосту» и «Взрывной блондинке» — ведущий двойную жизнь Берлин. Но глобализация берет свое, память о Холодной войне стирается, и современные шпионские фильмы перестают извлекать эстетическую и драматургическую пользу из места действия. «Последствия» — редкое исключение, и большая часть его событий неспроста происходит в Париже. Рассказывая историю на улицах этого города, фильм нарочно проверяет себя на прочность: может ли он соответствовать традициям классического шпионского кино и стандартам европейских драм о героях с безупречным кодексом чести, вроде «Профессионала» и «Спрута»?
Том Круз делает все, чтобы доказать, что может. «Последствия» — подчеркнуто старомодное кино. Итан Хант спасает героинь одну за другой, но не испытывает к ним ничего, кроме платонических чувств. Он настойчиво жертвует собой ради друзей — и в этой преданности доходит до того, что ставит жизнь товарища выше жизней миллионов людей. И еще он очень застенчиво принимает поздравления с очередным спасением мира. Чем старше становится Круз, тем более самоотверженным в своем рыцарстве кажется Хант: актеру уже 56 лет, а он по-прежнему самостоятельно выполняет безумные трюки. Похоже, все это действительно делается ради того, чтобы вдохновить зрителей стать лучше. В конечном счете, «Миссия невыполнима» — кино не про спецагентов, а про то, что в жизни не бывает нерешаемых задач. Хочешь — будь вечно молодым. Хочешь — спасай мир. Все возможно.
The Numbers
Сайт, анализирующий данные по кассовым сборам фильмов