2 июня на фестивале Beat Film покажут «Без кубков и медалей», фильм студии Stereotactic — документальный альманах о футболе как объединяющей силе. В альманах вошли три истории: фильм австралийца Тимоти Келли о московских организаторах вечеринок и фанатах кроссовок Zulu Warriors; картина Ростислава Смирнягина и Саши Кулак о шестнадцатилетнем парне из приморского детского дома, который мечтает стать профессиональным футболистом; и фильм Таира Полад-Заде и Филиппа Задорожного о футбольной команде девочек-подростков из Владикавказа. «Медуза» представляет два фрагмента из последней части альманаха с комментариями ее создателей.
Таир Полад-заде
режиссер
Мы с Филиппом уже делали несколько совместных фильмов, и все они так или иначе были про девушек или женщин в разных ситуациях. Поэтому, когда нам предложили снять фильм про футбол, мы сразу сказали, что хотим снимать про женский футбол.
Начали думать, где самый интересный может быть женский футбол? На Кавказе, наверное. Я ничего не слышал про женский футбол на Кавказе: стало интересно, он там существует или нет? Выяснилось, что да. Мы нашли три места [на Кавказе], где развит женский футбол: Владикавказ, Нальчик и маленький аул Адыге-Хабль в Карачаево-Черкесии. Мы поехали сначала во Владикавказ, познакомились с девчонками, и они нам так понравились, что мы решили делать историю про них.
История спора между мужской и женской командой [в фильме] родилась случайно, когда мы приезжали во Владикавказ знакомиться. Мы были на каких-то соревнованиях, одна из героинь сидела на трибуне со своим другом и начала с ним спорить о том, что девочки играют в футбол не хуже мальчиков. В общем, мы им предложили продолжить этот спор на камеру. А во Владикавказе поспорить на что-то — совершенно естественная ситуация. Они там все гордые, спорить и доказывать свою точку зрения у них в крови.
Финальный матч девочек против мальчиков, к сожалению, не вместился в наш фильм из-за ограниченного хронометража, но в реальности он был драматургически очень крепкий. Девчонки сначала проигрывали 4:0, потом вытянули 4:3, скатились до 5:3, потом сравнялись. А после матча была серия пенальти! Они там рубились насмерть абсолютно.
Фильм на 100% получился благодаря этим девочкам — они практически его соавторы. Мы провели с ними месяц, и в какой-то момент они привыкли к камере настолько, что как будто совсем перестали на нее реагировать. Им настолько нравилось сниматься, что они почти сразу стали «жить» внутри кадра. Хотя, может быть, они нам иногда просто подыгрывали.
«Без кубков и медалей». Фрагмент
Meduza
Филипп Задорожный
режиссер
Кавказ всегда меня дико интересовал — и в то же время я к нему всегда какое-то опасение испытывал. А когда мы, пробыв там довольно много времени, сняли этот фильм, я понял, что эти опасения связаны с позиционированием Кавказа в России как какой-то абсолютно дикой территории. Отчасти, чего уж там, она действительно дикая, но там очень классные люди, порой агрессивные, но позитивные, а еще у них крутейшее чувство юмора.
В Осетии для нашей съемочной группы везде был зеленый свет. Люди там настолько доверяют незнакомцам! Многие даже до конца не понимали, что мы хотим снять, но пускали нас абсолютно везде. В этом смысле кино снимать на Кавказе очень круто.
К тому же во Владикавказе я увидел странный парадокс. С одной стороны, нам кажется, что женщина во Владикавказе как минимум ущемлена в правах, а то и вовсе находится не у дел. И, если посмотреть на это глобально, наверное, так оно и есть. Но с другой стороны, женщины там рулят всем — так, что мало никому не покажется. Эта энергия, которая прет из осетинских женщин, — просто мегакрутая.
Девочки, которых мы снимали в фильме, тоже настолько убедительны в том, что они делают, что ни у кого вокруг не возникает к ним вопросов. Все их родные, с которыми мы общались, положительно относятся к тому, что девочки играют в футбол. И у них этот слом произошел очень давно, когда девчонки только начинали играть. Хотя вот интересная вещь. Очень многие родители никогда даже не видели, как их дети играют в футбол. Возможно, есть в этом какое-то неприятие на фундаментальном уровне, когда родные, вроде бы, и не против твоего увлечения, но в то же время даже смотреть на это не хотят.
Хотя на самом деле мы совсем не хотели сосредотачиваться на футболе — мы в первую очередь хотели рассказать об этих девочках. Потому что до поездки во Владикавказ главное, чего я хотел, — это просто посмотреть, как они живут. Это, может быть, банальная вещь, но для меня не было ничего интереснее, чем смотреть, как они разговаривают, гуляют, о чем думают, чем занимаются. Это, мне кажется, самое крутое.
«Без кубков и медалей». Фрагмент
Meduza