В начале января сотрудники Центра имени Грабаря — крупнейшего в России научно-реставрационного центра — опубликовали открытое письмо, в котором раскритиковали деятельность нового директора Дмитрия Сергеева. Они опасаются, что в марте 2018 года Минкульт продлит контракт Сергеева на пять лет, а это поставит под угрозу работу организации. По мнению многих сотрудников, директор не понимает специфики реставрационного дела; при нем начались увольнения. Сергеев и его заместитель не согласны с претензиями коллектива. «Медуза» рассказывает, что известно о ситуации в Центре имени Грабаря.
Вотум недоверия директору
Сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря выразили вотум недоверия своему директору Дмитрию Сергееву. Открытое письмо за подписью 75 сотрудников выложили в соцсети 12 января 2018 года. В письме говорится, что директор, который находится на своем посту уже год, не знаком со спецификой реставрационной работы, не общается с сотрудниками центра, не посещает мастерских, не проводит общих совещаний с их заведующими — и при этом продвигает в министерстве культуры программу реорганизации центра. В эту программу, в частности, входит ребрендинг и переименование организации в «Центр Грабаря».
Как пишут авторы письма, за год работы Сергеева в коллективе сложился «невыносимый моральный и психологический климат» и «возникли гонения на неугодных сотрудников, работающих в центре не одно десятилетие». В частности, в конце 2017 года была «под надуманным предлогом» уволена заместитель директора по управлению персоналом Елена Щурова. Кроме того, сотрудники пожаловались на то, что некоторые реставраторы вынуждены покупать материалы и оборудование за свой счет при зарплате 21 тысяча рублей.
Реставрация подарков
Минкульт назначил Дмитрия Сергеева директором Центра имени Грабаря в декабре 2016 года. Предыдущий директор Александр Лесовой покинул должность из-за возрастных ограничений — ему исполнилось 70 лет. Сейчас Лесовой занимает должность заместителя директора по реставрационным вопросам.
Бывший замдиректора организации Елена Щурова рассказала «Медузе», что сначала центр хорошо принял нового директора, но тот не сделал никаких шагов навстречу коллективу. Общих совещаний он почти не проводил, попасть к нему на прием было сложно, усложнились процедуры согласования договоров и других документов — для всего требовалось личное согласование директора, поэтому начались сложности c закупками материалов. Как отметил в разговоре с «Медузой» заведующий отделом реставрации мебели Роман Студенников, заявки на покупку материалов, которые раньше можно было напрямую принести директору и сразу же подписать, очень долго согласовываются — иногда до четырех месяцев. Поэтому руководители мастерских и реставраторы начали покупать оборудование и материалы для работы за свой счет.
Некоторые реставраторы были недовольны тем, что директор иногда просил их бесплатно выполнять его заказы, чтобы сделать кому-нибудь подарок: просил обтянуть стул или отреставрировать шкатулку. По словам Щуровой, отказать ему как руководителю было невозможно.
Увольнение сотрудников
Через несколько месяцев после назначения Сергеева из центра стали увольняться сотрудники. На их места, по словам Щуровой, директор приводил своих знакомых. Новых сотрудников, даже на руководящих должностях, коллективу, как правило, не представляли. В течение шести месяцев с прихода нового директора был расформирован отдел развития выставочной деятельности, его сотрудники уволились. Затем отдел слили с отделом научно-методической работы — на место уволенных сотрудников набрали новых.
На вопрос об увольнении сотрудников из этого отдела заместитель директора центра по научной работе Ольга Темерина ответила «Медузе», что весь отдел из девяти человек в 2017 году отказался заниматься выставочной деятельностью, попросив разрешить им вести только спецпроекты и соцсети. Центр, в свою очередь, предложил им занять должности в новом — только что сформированном — отделе, в ответ они все уволились по собственному желанию. Увольнения еще нескольких сотрудников Темерина с приходом нового директора не связывает.
Новый контракт и ребрендинг
1 декабря 2017 года у Дмитрия Сергеева истек годовой контракт с Минкультом. За два дня до этого он представил в министерстве программу развития Центра имени Грабаря, предполагающую проведение ребрендинга организации и получение лицензии на обучение специалистов-реставраторов. Сергеев заявил, что средний возраст реставраторов достиг 60 лет, поэтому в ближайшее время центр может столкнуться с нехваткой кадров.
Заведующий отделом реставрации мебели Роман Студенников в разговоре с «Медузой» подчеркнул, что, по его подсчетам, средний возраст реставраторов центра — 45 лет, о нехватке кадров речи пока нет. Однако если работающие сейчас реставраторы покинут центр, заменить их будет некем — в России очень мало учебных заведений, которые выпускают профессиональных реставраторов, а курс на этой специальности обычно состоит из 5-10 человек.
Министр культуры Владимир Мединский и директор Центра имени Грабаря Дмитрий Сергеев на открытии выставочного пространства «Иконотека А. Н. Овчинникова». Москва, 6 декабря 2017
Станислав Красильников / ТАСС / Vida Press
Минкульт поддержал выдвинутую концепцию развития и поручил Сергееву за три месяца разработать «дорожную карту» (подробный план развития) этой программы. Если в течение трех месяцев директор справится с заданием, контракт с ним перезаключат уже на пять лет.
Пока «дорожная карта» все еще не составлена; в чем именно, кроме ребрендинга и развития образовательной программы, заключается программа развития, предложенная Сергеевым, неизвестно. Заместитель директора Ольга Темерина заявила «Медузе», что на следующий день после презентации в Минкульте директор разослал письма всем сотрудникам центра, чтобы они внесли свои предложения по программе. По словам Темериной, пока ни одного предложения от сотрудников не поступило.
Совет трудового коллектива
Сотрудники Центра имени Грабаря узнали о реорганизации и возможном продлении контракта с директором из соцсетей. Тогда они самостоятельно провели собрание трудового коллектива, на которое, по словам Романа Студенникова, пришли 147 человек — это больше половины работников центра в Москве.
Собрание состоялось 27 декабря, на нем был выбран совет трудового коллектива, который мог бы отстаивать права сотрудников перед руководством. Председателем совета сделали Елену Щурову — в тот же вечер ей объявили об увольнении «за прогулы» и предписали покинуть помещение до полуночи того же дня. По словам Щуровой, дирекция выпустила распоряжение не пускать ее на территорию центра даже как частное лицо. Новым председателем совета выбрали Романа Студенникова.
В ответ на вопрос «Медузы» об увольнении Щуровой, руководство центра выслало документ, в котором было написано следующее: «Решение об увольнении было принято после ряда вопиющих превышений ею полномочий и нарушений трудовой дисциплины, зафиксированных комиссией. Однако данный конфликт может решаться исключительно в рамках правового поля, и если понадобится — в суде».
Письмо Путину и встреча с директором
В конце декабря совет трудового коллектива направил письмо президенту России Владимиру Путину, министру культуры Владимиру Мединскому, председателю комитета Госдумы по культуре Станиславу Говорухину и президенту Союза музеев России Михаилу Пиотровскому. В письме сотрудники центра рассказали о проблемах с руководством. 12 января членов совета пригласили в Минкульт на встречу с главой департамента культурного наследия Юрием Евтюхиным. По словам Романа Студенникова, сотрудники центра провели на встрече с чиновником два часа, после чего им посоветовали обсудить все то же самое лично с директором.
17 января заведующих мастерскими и отделами центра пригласили на встречу с директором. Как рассказал «Медузе» Роман Студенников, это была вторая за год встреча директора с сотрудниками в таком составе. Первая состоялась сразу после его назначения.
На встрече директор в основном призывал сотрудников подумать, как центру заработать больше денег и повысить зарплату реставраторам, в том числе за счет частных заказов . Сотрудники возразили ему, что заказчикам выгоднее работать с реставраторами напрямую, а посредник в виде госучреждения только делает работу дороже (соответственно, это невыгодно и реставратору, и клиенту). К обсуждению открытого письма на встрече с сотрудниками директор так и не перешел. По словам участников встречи, у них сложилось впечатление, что Сергеев не понимает специфику работы центра, по-прежнему не учитывает нужд его отделов и попросту «не умеет работать с людьми».
В ответ на просьбу «Медузы» прокомментировать сложившуюся ситуацию Дмитрий Сергеев порекомендовал обратиться к его заместителю за официальным письменным ответом. В документе, который имеется в распоряжении редакции, написано, что претензии сотрудников центра «не имеют под собой реальных оснований и носят, скорее, эмоциональный, а местами фантастический характер».