Смартфоны не только кардинально изменили способ общения, но и то, как мы относимся к фотографии. По сути, теперь камера есть в кармане у каждого. Появилась даже отдельная разновидность фотоискусства — мобилография. Да, современные телефоны могут снимать хорошо, но фотоаппараты делают это лучше. «Медуза» вместе с Fujifilm поговорила с фотографами, которые активно пользуются инстаграмом, и выяснила, в чем даже новые модели смартфонов все же уступают фотоаппаратам.
У камеры выше детализация изображения
Качество изображения во многом зависит от размера матрицы и технологии ее построения. Чем больше ее площадь, тем больше света и больше деталей захватывает камера. У профессиональных и полупрофессиональных камер матрицы в десятки раз больше, чем у смартфонов. Поэтому даже если количество мегапикселей у камеры и смартфона одинаковое, у камер эти пиксели расположены на большей площади, а значит, свет они собирают эффективнее.
В беззеркальной камере Fujifilm X-T20 установлена матрица размером 23,6×15,6 мм с разрешением 24,3 Мп. В телефонах такой матрицы просто не бывает.
Алексей Фокин
Виктор Юльев:
Размер матрицы — критическое ограничение смартфона по сравнению с камерами. Если не вдаваться в подробности, то из-за этой разницы качество изображения на смартфоне хуже по всем показателям — и по цвету, и по шумам, и по контрасту, особенно если условия съемки не идеальны. Производители обычно компенсируют эти недостатки на программном уровне. Да и на маленьком экране телефона недочеты не так заметны. Но если вы посмотрите результат хотя бы на 20-дюймовом Full-HD-экране, то станет понятно, что обсуждать тут нечего. Второй огромный минус маленькой матрицы — это «физика» изображения. Часто ее еще называют рисунком объектива. Чем больше матрица, тем больше возможностей управлять этим рисунком. У телефонов попытки имитации этого свойства на программном уровне выглядят как откровенная подделка.
Mojoimages — Виктор Юльев
У фотоаппарата лучше цветопередача
Хорошая камера точно передает оттенки и полутона в изображении. Тут все опять упирается в размер матрицы. Когда она маленькая, светочувствительные точки расположены чрезмерно плотно, поэтому происходит смешивание световых лучей и падает качество тональных переходов. А еще камера позволяет сохранять фотографии в профессиональном формате RAW, который считается более гибким в постобработке. Многие параметры RAW-изображений, которые обычно задаются на камере (баланс белого, насыщенность, контраст и резкость), можно указать не перед съемкой, а после нее.
Многие фотографы преданы фотоаппаратам Fujifilm именно из-за цветопередачи. Например, матрица X-Trans CMOS III камеры X-T20 обеспечивает естественные оттенки кожи, ясное голубое небо и яркую зелень листвы. А еще камеры Fujifilm можно настроить так, чтобы получать снимки сразу в формате JPEG и при этом не терять качество изображения.
Стас Бартникас
Влада Красильникова:
Принципиальная разница между смартфоном и фотоаппаратом — в передаче мелких деталей, цветов и ощущения пространства. Это связано с размером носителя и с качеством оптики. Часто фоновое пространство на снимке кажется более плоским, а на беззеркалках, в частности на Fuji, пространство выглядит чуть объемнее. Еще есть разница в диапазоне оттенков. У беззеркалки диапазон оттенков будет побольше, чем у любого смартфона, изображение будет более деликатным, с большим спектром цветов. Еще у камеры есть дополнительные фильтры, как в приложениях для смартфонов, но они более разнообразные.
Влада Красильникова
Камера лучше снимает при плохом освещении
Мобильный телефон не сможет соперничать с камерой, если условия освещения неидеальные: например, вы зашли в помещение с искусственным светом, оказались посреди заснеженного поля или решили поснимать после захода солнца. Даже если у телефона современный CMOS-сенсор, мощная вспышка и два объектива, его производительность, скорее всего, не впечатлит. Кроме этого, у камеры всегда более гибкие настройки выдержки.
Компания Fujifilm уже более 80 лет производит фотопленку, и этот опыт она вкладывает в производство цифровых беззеркалок. Поэтому камера X-T20 выдает качественную картинку даже при тусклом свете, а при высоких значениях ISO шум похож на пленочное зерно. При этом черный цвет всегда остается черным.
Mojoimages — Виктор Юльев
Аня Мирошниченко:
Иногда телефон врет с цветом и светом. К примеру, я вижу красивый темный кадр, но телефон все равно мне его высветлит — и получится совсем не то, что ожидаешь. Если фон слишком темный, то смартфон добавляет к фотографии дополнительное освещение. Когда сравниваешь одну и ту же картинку — разница налицо. Вообще смартфон еще неплохо справляется, когда света много, а в темное время суток и при искусственном освещении дела обстоят хуже. А мне, например, нужно, чтобы отчетливо читался контраст между разными текстурами, чтобы свет прорисовывался. К сожалению, смартфон с этим не справляется, и зачастую он пытается приблизить картинку к какому-то одному цветовому решению.
Анна Мирошниченко
Станислав Бартникас:
Fuji отличается от многих камер, даже тех, что классом повыше, тем, что имеет высокую чувствительность матрицы и отлично снимает без всяких вспышек в малоосвещенных помещениях. 99% снимков я делаю с воздуха, и когда съемка проходит в вечернее время, на закате, я ставлю высокую ISO (светочувствительность — прим. «Медузы») — 1600 и выше — и фотографирую.
Стас Бартникас
У камеры удобные ручные настройки
С камерой у вас всегда открыт доступ к самым разным настройкам: скорости затвора, ISO, балансу белого, автофокусу, экспозиции, — все это может быть скорректировано под ваши требования, и для этого не обязательно копаться в меню. Телефон же в основном заточен под съемку на автоматическом режиме, что ограничивает простор для творчества и самовыражения.
Дизайн X-T20 не просто красивый сам по себе, но и удобный с точки зрения эргономики. Диафрагмой управляют прямо на объективе, скоростью затвора — отдельным диском. Для удобства на восемь кнопок можно назначить разные функции, адаптировав камеру полностью под себя. Сенсорный экран позволяет одним касанием выбрать точку фокусировки или привычно листать фотографии.
Алексей Фокин
Алексей Фокин:
Для меня главная разница между смартфоном и камерой — в возможности быстрой настройки. Свою камеру я могу настроить за пару секунд и сделать кадр. Но автоматический режим в телефоне работает не так, как мне нужно. Если я перехожу в ручной режим, то трачу много времени. При этом камера Fuji — небольшая, я могу ее носить в кармане или поясной сумке, соответственно, и достать могу так же быстро, как телефон, что с прежними громоздкими камерами было невозможно.
Алексей Фокин
Виктор Юльев:
Удобство и скорость камер Fuji для меня вне обсуждения. У них, вероятно, лучшее расположение настроек на самой камере: они удобно и легко меняются прямо на корпусе без необходимости залезать в меню (в смартфоне это неизбежно). Еще с ними удобно работать с искусственным импульсным светом (вспышки, студийный свет). Если мы говорим о техническом качестве, единственное, в какой ситуации смартфон будет предпочтительнее, — если мне надо сфотографировать расписание автобуса.
Mojoimages — Виктор Юльев
Для камер есть целый парк сменной оптики
Качество снимков сильно зависит от объективов. В отличие от фотоаппарата, смартфон не может позволить себе сложный оптический инструмент из нескольких линз, и это серьезное ограничение. А для беззеркальных камер выпускаются объективы под любые задачи, в том числе так называемые светосильные — с широкой диафрагмой: с ними, например, можно снимать при плохом освещении без всяких вспышек или штативов. Еще одно важное преимущество фотоаппарата — возможность использования зум-объектива. С его помощью можно приблизить или удалить объект в кадре без потери резкости и разрешения. Смартфон вроде бы тоже так умеет, но на деле он просто растягивает часть картинки, которую вы хотите увеличить. В итоге фото получается размытым и некачественным. Существуют сменные объективы и для телефонов (есть и макро, и широкоугольники, и фишай), но это скорее оптические накладки для создания разных эффектов, а у самого устройства объектив только один — и он встроенный.
В линейке объективов Fujinon X-Mount насчитывается более 20 объективов на разный вкус — есть и портретники, широкоугольники, зум-объективы для съемки на больших расстояниях и макрообъективы для съемки вблизи.
Александр Петросян
Влада Красильникова:
Я работаю с объективами 50 мм и 56 мм. Каждый обладает своим уникальным рисунком. Один — более широкоугольный, второй — портретный, он достаточно специфический, зато классно передает диапазон глубины резкости, при этом резкость очень деликатно меняется в зависимости от расстояния до камеры.
Александр Петросян:
Я почти не пользуюсь смартфоном для съемок — им хоть и можно делать многое, но далеко не все. В частности, на смартфон пока нельзя поставить супертелеобъектив, который обладает эффектом телескопа.
Александр Петросян
Камера лучше снимает в движении
Снимать детей, домашних животных или спортивные соревнования на телефон нелегко. Оптическая стабилизация в редких флагманских моделях справляется, но далеко не всегда. Но любой фотограф знает, что главное в экшен-съемке — возможность управлять скоростью затвора независимо от других настроек. Особенно хорошо, если затвор электронный: это позволяет делать сверхкороткие выдержки. Кроме того, у камер лучше работает автофокус — многие модели позволяют подстраивать автофокусировку под определенный сценарий, что гарантирует получение резких кадров в любой ситуации.
Электронный затвор X-T20 позволяет делать сверхкороткие выдержки до 1/32000. А еще у камеры есть модуль автофокуса из 325 точек с функцией определения лица, чтобы модели в кадре всегда оставались четкими.
Алексей Фокин
Станислав Бартникас:
Смартфон не может следить за объектом. Особенно если этот объект приближается. Предположим, мы фотографируем скачущую лошадь на ипподроме, — с современной камерой это можно сделать, потому что в ней есть следящий автофокус. Со смартфоном, по крайней мере тем, что у меня, так сделать нельзя. Может, с каким-то другим можно — но я слабо в это верю. И еще смартфон не сможет сделать картинку, которую можно распечатать и повесить на стенку, — у нее просто не будет достаточного разрешения. А иногда такая потребность возникает.
Стас Бартникас
Александр Петросян
Алексей Фокин
Даже фильтры в случае с камерой работают лучше
Фильтры есть отнюдь не только в фотоприложениях в телефоне. В цифровых камерах также есть похожие эффекты. Правда, в отличие от инстаграмных алгоритмов, это моделирование более комплексное и глубокое — не просто увеличение яркости, а деликатная работа над цветом, тональностью и насыщенностью.
Fujifilm X-T20 позволяет создавать кадры с эффектом пленки: вы можете выбрать один из десяти профилей, чтобы придать кадру особое настроение и художественность. За основу взяли цветопередачу легендарных пленок Fujifilm Velvia, Astia, Acros и т. д.
Стас Бартникас
Виктор Юльев:
Использую ли я фильтры? Если немного перефразировать и назвать это программной обработкой, то да, конечно. И тут как минимум две причины: есть возможность показать авторское видение цвета и можно исправить некоторые технические ошибки, которые могли быть просто неизбежны из-за условий съемки. На мой взгляд, файлы с камеры гораздо более гибкие и удобные в обработке.
Алексей Фокин
Анна Мирошниченко
Стас Бартникас
Для чего все-таки уместнее смартфон?
Камера в телефоне остается важной, но все-таки дополнительной функцией. А фотоаппарат — это инструмент для творчества, который вдохновляет, позволяет развивать свое мастерство. Поэтому большинство фотографов относятся к смартфону как к альбому для черновых набросков, а большие важные проекты, конечно, доверяют только фотоаппарату.
Алексей Фокин
Аня Мирошниченко:
Телефон дает некую свободу, в отличие от камеры, — сделать то же селфи с необычных ракурсов. Я использую смартфон в транспорте. С ним можно незаметно подкрасться и сделать отличный кадр пассажира. Еще телефоном можно сделать что-то вроде эскиза будущей фотографии, а потом переснять это на фотоаппарат в хорошем уже качестве. Впрочем, выбор телефона или камеры не влияет на количество лайков в инстаграме, все зависит от самой картинки. Как правило, люди смотрят на сюжет, настроение и атмосферу кадра. Те фото, которые я загружаю в инстаграм, я больше никуда не выкладываю и вряд ли это сделаю. Это, знаете, как личная записная фотокнижка, которой ты можешь поделиться с другом.
Анна Мирошниченко
Виктор Юльев:
Для меня лично вопрос сравнения не стоит — однозначно и по всем характеристикам камера лучше. Если речь идет о приоритете в скорости не в секундах, то разницы, откуда выкладывать фото, никакой нет — все современные камеры оснащены вайфай-модулем, при включении которого файлы автоматически оказываются на смартфоне сразу после нажатия спуска.
Mojoimages — Ирина Юльева
Станислав Бартникас:
В ситуациях, которые требуют сиюминутного фотодокументирования, — скажем, еда в ресторане, которой хочется быстро поделиться в соцсетях или снэпчате, — лучше снимать на смартфон. Для всего остального, когда ты никуда не торопишься, больше подходит камера.
Стас Бартникас
Влада Красильникова:
Смартфон — это праздник, который всегда с тобой. Вы всегда находитесь в контакте с этим предметом. Съемка на смартфон в современном мире — это как достать записную книжку, а на камеру — это всегда некое заявление, это нечто большее, потому что люди могут считать, что вы можете использовать это изображение специфическим образом.
Влада Красильникова
Александр Петросян:
Иногда пользоваться смартфоном предпочтительнее: он легкий, всегда под рукой — и никто не воспринимает его всерьез, поэтому и реагируют на него значительно меньше, чем на фотоаппарат. Но в сложных условиях съемки смартфон наверняка проиграет той же серьезной беззеркалке. Я сталкивался с мнением, что снимать на камеру для инстаграма — это не очень честно, ведь сервис придумали для фото с телефона. Так вот, по-моему, совершенно неважно, чем сделано фото, — главное, чтоб было интересно и было что снимать. А качество, на мой взгляд, не имеет значения: хороший снимок затягивает настолько, что зрителю плевать на технику.
Александр Петросян
Узнать больше о том, на что способны современные фотокамеры, можно из официальных аккаунтов Fujifilm в инстаграме, фэйсбуке и вконтакте.