bit.ly/meduzamirror. Запомните эту строчку. Так вы сможете читать «Медузу» из России без VPN
Я хочу поддержать «Медузу»
истории

Последние пять лет Дэвида Боуи Что мы узнали из документалки «Би-би-си», посвященной самому таинственному периоду жизни музыканта

Источник: Meduza

8 января 2017-го Дэвиду Боуи исполнилось бы 70. Спустя год после смерти великого музыканта «Би-би-си» выпустила документальный фильм, посвященный самому таинственному периоду его жизни, — последним пяти годам, когда он тайно записывал альбомы, ставил мюзикл и боролся с раком. «Медуза» посмотрела фильм The Last Five Years и рассказывает, как Боуи вернулся к музыке — и почему последний альбом Blackstar, вопреки нашим представлениям о нем, не был задуман прощальным.


Прощание со славой

Дэвид Боуи в ранних интервью говорил, что не собирается все время быть рок-звездой: музыка и мировая известность для него только инструмент, чтобы иметь возможность заниматься тем, чем хочется. В реальности вышло немного иначе. Боуи перестал быть человеком, который у всех на виду, только в 2004 году — после концертного тура по случаю выхода альбома Reality.

Как рассказывают в документальном фильме телеканала BBC2 музыканты, с которыми Боуи выступал в туре 2004-го, именно эти концерты, кажется, оказались самыми счастливыми в его жизни. Он наслаждался песнями и выступлениями, дурачился во время путешествий из города в город (в фильме показывают соответствующие архивные кадры: Боуи надевает на себя мигающие значки в виде музыкальных инструментов). Гитарист Гэрри Леонард отмечает, что Боуи словно решил снять маску — впервые за все время, что его знали музыканты, он стал самим собой и для них, и для публики. Тур завершился 25 июня 2004-го — из-за сердечного приступа, который случился у Боуи прямо во время выступления. С тех пор музыкант ни разу не давал полноценные концерты и практически перестал появляться на публике.

Знакомые Боуи рассказывают, что он основательно пересмотрел взгляды на творчество и собственную жизнь — и отдалился от музыки. Боуи практически перестал общаться с музыкантами своей группы, ограничиваясь редкими письмами. Продюсер многих альбомов Боуи Тони Висконти признавался, что после сердечного приступа и примерно до 2011 года Дэвида музыка вообще не интересовала; о том же говорил и музыкант Питер Гэбриел.

Дэвид Боуи в Берлине на концерте Reality Tour, 2003 год

Фото: Dr. Harald A. Angerer / Action Press / Vida Press

Автобиография в музыке

В 2011 году музыканты, с которыми Боуи ездил в Reality Tour, получили неожиданные письма от Дэвида: он интересовался, не заняты ли они и смогут ли поучаствовать в записи новой пластинки. Единственное условие — строжайшая секретность: Боуи запретил рассказывать о новом альбоме кому-либо и даже заставил подписать документы о неразглашении, чего не делал никогда в жизни. Тони Висконти в документальном фильме предполагает, что Боуи таким образом пытался избавиться от давления со стороны музыкальной индустрии — и выпустить пластинку именно тогда, когда все песни будут доведены до ума и полностью закончены.

Запись сильно отличалась от того, как Боуи работал над альбомами в прежние времена. Ровно в шесть вечера — а иногда и раньше — музыкант просто вставал и уходил, отметив, что на сегодня работа закончена. Он часто иронизировал по поводу своего возраста и расхаживал по студии в домашних тапочках, которые приносил из дома.

Неожиданным был не только сам факт возвращения Боуи в музыку, но и тематика нового альбома The Next Day. Боуи в первую очередь известен как новатор, который никогда не смотрит назад — но именно на этой пластинке он обращался к прошлому, как в музыке, так и в текстах. Песня Where Are We Now, как известно, посвящена Берлину и тем годам, что Боуи провел в этом городе: как говорит Висконти, близкий друг музыканта и продюсер более чем десятка его альбомов, Дэвид никогда прежде не предавался ностальгии. «Я никогда не думал, что он будет оглядываться назад. Это что-то новое для него», — рассказывает Висконти.

Ностальгической была и обложка The Next Day. Боуи предложил художнику Джонатану Барнбруку в качестве вдохновения одну из своих концертных фотографий 1970-х. После долгих размышлений Барнбрук принялся дорабатывать другие легендарные фотографии музыканта и старые обложки его альбомов, закрывая их фрагменты квадратами. В итоге на The Next Day попал один из самых известных снимков Боуи, фотография с обложки Heroes, на которой лицо музыканта закрыто белым квадратом.

Борьба с раком

Как следует из The Last Five Years, Боуи знал о раке, когда в октябре 2015-го работал над последним альбомом Blackstar и над мюзиклом Lazarus на основе собственных песен — но он не думал, что заболевание нельзя победить. Боуи рассказал о болезни и музыкантам, с которыми записывал Blackstar (свою постоянную группу Боуи сменил на бэнд джазового саксофониста Донни Маккаслина), и труппе мюзикла, однако не придавал этому большого значения.

Blackstar многие восприняли как прощание: Боуи умер через два дня после выхода альбома; многие песни с пластинки так или иначе касаются темы смерти. Недвусмысленен и клип на песню Lazarus: Боуи лежит на больничной койке, а в конце ролика залезает в шкаф. При этом знакомые Боуи, с которыми он работал над альбомом, уверены, что сам музыкант вовсе не собирался прощаться: он говорил, что хочет поставить еще один мюзикл — и что у него есть наброски для новых песен.

Как рассказал в The Last Five Years режиссер клипов Blackstar и Lazarus Йохан Ренк, по поводу первой песни у Боуи было множество соображений, в том числе он автор образа человека с глазами-пуговицами; музыкант также предложил включить в видео сцену со скелетом космонавта (очевидный намек на Майора Тома). Однако в случае с Lazarus Боуи надеялся на обычный клип с музыкантами — без всякого сюжета. Ренк, впрочем, не согласился: песня называется Lazarus, в ней упоминается библейский сюжет; поэтому режиссер настоял, чтобы человек с глазами-пуговицами в ролике улегся на больничную койку. «С моей точки зрения, дело было в библейском аспекте песни… Клип никак не связан с тем, что он болел», — объясняет Ренк.

David Bowie — Lazarus

DavidBowieVEVO

Позднее Ренк узнал, что в ту неделю, когда снимался клип, Дэвиду Боуи сообщили о переходе заболевания в терминальную стадию. Альбом к этому времени уже был записан.

8 января 2017 года, в день 70-летия Дэвида Боуи, вышел мини-альбом No Plan, последняя запись музыканта, на которой есть три не изданные ранее композиции. Песни были записаны для мюзикла Lazarus. Послушать альбом можно здесь.

Павел Борисов

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.