В самом конце октября вышла Civilization VI — очередная версия знаменитой игры Сида Мейера, которая считается даже не культовой, а просто-напросто главной компьютерной стратегией всех времен. Как всегда перед выходом новой части разработчики постарались освежить игру, добавив множество новых систем и механик — и как всегда после выхода новой части начинаются споры о том, лучше она или хуже предшествующих. По просьбе «Медузы» журналист Даниил Дугаев рассказал о главных нововведениях Civilization VI.
Более коротко ознакомиться с главными нововведениями игры поможет видео «Медузы».
Что принципиально нового в Civilization VI?
По сравнению с последней, пятой версией, которая вышла в 2010 году, изменилось многое, и в основном в лучшую сторону. Рост городов теперь зависит от доступа к пресной воде и свободного жилья для граждан, и занимают они не одну клетку, а сколько потребуется, расползаясь по карте районами. Специализированные здания — храмы, библиотеки, фабрики — можно строить лишь после того, как для них отведена зона на месте какого-нибудь бывшего пастбища или ржаного поля. Например, чтобы основать университет, надо сначала основать рядом с центром города кампус — и не где-нибудь, а там, где он получит побольше бонусов от соседних клеток. Святым местам хорошо живется рядом с горами, промышленности — с холмами, и так далее. Своя собственная клетка требуется и чудесам света — при этом если рядом с городом нет пустыни, там не могут появиться пирамиды, а если нет океана, то можно забыть о Сиднейской опере. В этом, конечно, есть изрядная доля абсурда: Петр I едва ли планировал Санкт-Петербург, имея в виду «Лахту-центр» или промзону Парнас, но вы должны поступать именно так, причем начиная с каменного века.
Второе серьезное нововведение — это дерево социальных институтов, которые надо развивать параллельно с технологиями. Социальные институты открывают доступ не только к новым сооружениям и боевым единицам, но и к новым способам управлять государством: в зависимости от ситуации структуру общества и форму правительства можно легко изменять, то бросая все силы на производство танков, то проводя мудрую аграрную политику, то поглядывая в сторону религиозного фундаментализма.
Другие важные изменения — это новая система шпионажа, позволяющая проникнуть в намерения соперников, более сложные взаимоотношения с городами-государствами, которые наконец-то перестали быть похожи на торговые автоматы с абонентской платой, свой собственный уровень довольства населения в каждом городе, возможность при определенных условиях держать несколько типов войск на одной клетке (наконец-то!), а также повышенная важность религии, которая окончательно сформировалась как параллельная система влияния с апостолами вместо пехоты и теперь может привести к особой разновидности победы — в общем, критика к слабым моментам пятой «Цивилизации» явно была услышана.
А почему я видел так много отрицательных отзывов? У шестой версии рейтинг ниже, чем у пятой!
Все новые «Цивилизации» сначала получают в лоб от истинных поклонников предыдущих серий. Дело в том, что игру такой степени сложности не всегда получается сбалансировать в первой же версии. Надо подождать апдейтов и дополнительных модулей. Например, играть в пятую «Цивилизацию» сначала было довольно тяжело, а после выхода расширения «Brave New World» она вдруг стала чуть ли не лучшей игрой в серии. К Civilization VI тоже обещают выпустить расширения, но пока их нет.
Civilization VI Launch Trailer
Sid Meierʼs Civilization
То есть пока что Civilization VI — никак не стратегия тысячелетия?
Пока нет. Искусственный интеллект по-прежнему чрезвычайно глуп, и на высоких уровнях сложности побеждает исключительно за счет жульничества — числовых бонусов, которые позволяют ему жить красивее, чем игрок-человек. Ошибки, которые он делает в игре, нельзя объяснить ее сложностью — настолько они примитивны. Вот, например, как в свое время можно было победить сильного соперника в «Цивилизации III» (2001): 1). Заключить с государством N мир с взаимным правом свободного передвижения по чужой территории. 2). Окружить столицу государства N танками. 3). В час Икс одновременно обрезать все дороги, ведущие из столицы. 4). Добить выживших и ждать, пока лишенное доступа метрополии государство N погрязнет в коррупции. Смешно? Конечно. Правдоподобно? Не очень. Но за пятнадцать лет «Цивилизация» не поумнела. Вообще это стыд, конечно — чуть ли не половина всех программистов в мире уже занимается нейронными сетями, а в той самой области, где действительно требуются разумные машины, компьютер по-прежнему может десять ходов подряд двигать всадника с одной клетки на другую, пока к нему не прилетит свежеизобретенный бомбардировщик. Вероятно, ответ на эту загадку такой: как и многие другие современные игры, «Цивилизация» дрейфует в сторону мультиплеера, и настоящие ценители играют в нее исключительно друг против друга.
Но она хотя бы красивая?
Сложный вопрос. Хотя графику как раз почти все хвалят, на самом деле это своеобразное проявление стокгольмского синдрома. Дело в том, что для серьезного игрока каждая новая «Цивилизации», начиная со второй, выглядит все хуже и хуже, потому что все больше отвлекает от смысла стратегии. В погоне за красивой, по мнению создателей, картинкой гибнет смысл: например, на «макбуке» трехлетней давности из-за драконовских требований к системе юниты в Civilization VI выглядят как вампиры — медленно двигаются и не отбрасывают тени. Вожди похожи на персонажей «Фиксиков», города — на Диснейленд, заставка — на неудачный пиксаровский мультик, а стратегическое представление карты, которое существует как раз для того, чтобы отвлечься от ненужной анимации, теперь выглядит, как план поиска сокровищ из сериала про Чипа и Дейла.
Так я не понял — играть или не играть?
Так вопрос не стоит. Вопрос — как провести за «Цивилизацией» меньше половины следующей недели (месяца, года).