bit.ly/meduzamirror. Запомните эту строчку. Так вы сможете читать «Медузу» из России без VPN
Я хочу поддержать «Медузу»
истории

Артдокфест. Мариуполис Фильм о жизни в Донецкой области во время военных действий

Источник: Meduza

В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Часть фильмов из конкурсной программы будут показаны в октябре в Риге. Дважды в неделю президент фестиваля Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале режиссер представляет картину «Мариуполис» Мантаса Кведаравичюса (Литва, Германия, Франция, Украина, 2016).


Литовско-французско-украинская картина «Мариуполис», премьера которой состоялась в 2016 году на Берлинале, за это время успешно прошла по многим фестивалям и набрала в копилку призов достойный улов. В каком-то смысле ее успех созвучен успеху «Украинских шерифов» — режиссер Мантас Кведаравичюс начинал снимать картину просто о греках, живущих в Мариуполе, но вместе с ним туда приехала война. И Мариуполь из города греческой культуры превратился в прифронтовой город, а во время съемок — просто в линию фронта c обстрелами и жертвами среди мирных жителей.

«Мариуполис» (трейлер)

artdocfest

Вся картина, и в этом сила документального кино, конечно, полностью изменилась. Если бы там снимался игровой фильм, то игровики бы просто поменяли локацию. Истинный документалист не отрывает фильм от той реальности, в которой он находится, начинает преломлять фильм. Кведаравичюс впустил войну в ткань своего фильма, и фильм приобрел очень мощную энергию. Кведаравичюс — вообще очень мощный европейский режиссер, видеохудожник, у него особый взгляд на окружающий мир, особый способ рассказа истории. Брутальность войны вместе с высоким художественным стилем повествования и какой-то особой филигранной манерой изображения создали по-настоящему сильную картину бытия, которая дала понимание, и чувство, и сильное эмоциональное переживание.

В фильме мы наблюдаем за жизнью нескольких героев, в частности, мастера по ремонту обуви и его дочери, которая мечтает об актерском будущем. Папа погружен в весьма фактурную среду стоптанных башмаков. У него особая, совершенно определенная клиентура, ведь из нашей жизнь процесс ремонта обуви постепенно ушел. Я прекрасно помню свое детство, когда я носил мамины туфли в эти мастерские с бесконечными стеллажами обуви, с въедающимся под корку запахом клея. Теперь культура ношения обуви иная. Мастер — грек по национальности — такой древнегреческий философ Диоген. Мы видим реальную войну, слышим рекламу из радиоприемника, потом видим, как он ловит рыбу в море. Война и мир — в этом произведении они ощущаются вместе, как единое целое. Пожалуй, так было у Толстого в его великом романе. Мы ведь привыкли, что мир и война существуют обычно отдельно. 

В рамках рижского «Артдокфеста» мы хотим провести дискуссию о существовании человека во время войны и мира одновременно. И о месте художника, казалось бы, в этом взаимоисключающем пространстве. 

P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.