На экраны наконец вышел фильм «Хардкор» режиссера Ильи Найшуллера и продюсера Тимура Бекмамбетова, предлагающий зрителю наблюдать за всем происходящим глазами главного героя. Интерес к картине объяснялся именно этой особенностью — видом от первого лица. Журналист «Медузы» Султан Сулейманов посмотрел на «Хардкор» и убедился, что на этом достоинства фильма не заканчиваются.
Чуть больше 10 лет назад вышел фильм DOOM, снятый по мотивам одноименной игры. Игра была великой, а вот фильм получился никаким. Мы знали это, но все равно шли в кино — только ради пяти минут в конце, снятых от лица одного из пехотинцев. Мы оказывались как будто внутри него, держали в руках ту же винтовку и стреляли по тем же монстрам, выскакивающим то слева, то справа. Идея перенести притягательность шутеров на большой экран казалась очень интересной. Правда, в итоге даже этот бодрый пятиминутный фрагмент не спас фильм, и о нем благополучно забыли.
В 2011 году клипмейкер Илья Найшуллер снял для своей рок-группы Biting Elbows клип, в котором все действие происходило от первого лица. Несмотря на невысокое качество и не очень большое количество экшена, видео «выстрелило». Еще лучше «выстрелило» его продолжение, вышедшее в 2013 году. У Найшуллера получилось то, с чем не справились создатели киноверсии DOOM в свое время, — сделать действительно интересный «киношный» шутер от первого лица.
Но одно дело — клипы на несколько минут, а другое — полнометражный фильм, который Найшуллер начал снимать с подачи Тимура Бекмамбетова. Трейлеры и фрагменты «Хардкора» выглядели очень хорошо, но оставалось непонятным, можно ли вынести полтора часа в таком режиме. Теперь уже можно констатировать: можно. И голова не кружится.
Hardcore Henry | «Living on the Edge» Clip | STX Entertainment
STX Entertainment
У «Хардкора» отличный ритм: почти всегда на экране творится какой-нибудь экшен, но как только зритель начинает уставать от напряжения, происходит небольшая передышка. Причем передышки здесь — не как в фантастических блокбастерах, авторы которых в перерывах между боями разводят пафос, видимо, мечтая о том, чтобы их кино воспринимали всерьез. «Хардкор» обходится без пафоса. Скорее наоборот — в фильм вставили не одну шутку «ниже пояса».
С юмором в «Хардкоре» вообще неплохо. Его не так много, чтобы считать фильм комедией, но достаточно. Особенно приятно видеть в как бы американском фильме (фильм в оригинале — на английском языке) не только российские пейзажи, но и чисто «русские» элементы, вроде гопников в парке или коврика для вытирания ног на входе в крутую лабораторию. А как приятно слышать чистую русскую речь от солдат, служащих главному злодею (естественно, русскому).
Как уже говорилось, почти весь фильм забит экшеном. Благодаря этому практически не отвлекаешься на сюжет, который явно не самая сильная сторона «Хардкора». Но сюжет есть, и он довольно неожиданный, чтобы сохранить интерес до конца. Первую половину фильма главный герой (а следом за ним и зритель) видит ясную цель — спасение красавицы-жены, — но совершенно не понимает, что происходит вокруг. И ровно в тот момент, когда хочется крикнуть «Что за чертовщина?!», появляется тот, кто все расставляет по местам.
Bazelevs Distribution
Если вспоминать DOOM, то «Хардкор» — та идеальная экранизация компьютерного шутера, которой нам не хватало: много стрельбы, драк и погонь по разным локациям, склеенных между собой сюжетными кат-сценами. Только смотреть фильм гораздо интереснее, чем на то, как твой друг играет в консоль.
Найшуллер сделал ставку на единственную «фишку», и она сработала: вид от первого лица вряд ли станет самостоятельным жанром в кино (по крайней мере, до массового распространения виртуальной реальности), но на один полноценный фильм его точно хватило. «Хардкор» получился картиной для простых людей и от простых людей — веселой, ритмичной и интересной. И очень кровавой. Слабонервных стошнит еще на вступительных титрах. Остальные с радостью досмотрят фильм до конца.