Я хочу поддержать «Медузу»
Фото: Kevork Djansezian / AP / Scanpix
истории

Бесстрашная мечтательница Критики и архитекторы вспоминают Заху Хадид

Источник: Meduza

В Майами 30 марта умерла выдающийся современный архитектор Заха Хадид. «Королева изгиба» придавала зданиям неожиданную экспрессию и учила людей воспринимать архитектурные объекты эмоционально. «Медуза» собрала воспоминания критиков и архитекторов о легендарной Захе Хадид.


Оливер Уэйнрайт, архитектурный критик The Guardian

В лучших ее зданиях словно перестают действовать законы физики. Стены плавно перетекают в полы, потолки покрываются волнами и пузырятся, фасады растворяются, обнажая пористые текстуры и струящиеся покровы, увлекающие посетителя в иное измерение. Эти здания воспринимаются как возвышенные панорамы, сотворенные непреодолимой мощью самой Земли. Плавать под китообразной крышей Центра водных видов спорта в Лондоне или гулять под кессонированными сводами в бетонных внутренностях научного центра Phaeno в Вольфсбурге — захватывающие переживания, затягивающие вас в плен выставленных напоказ структурных форм.

Ричард Роджерс, британский архитектор

Она была великим архитектором, удивительной женщиной и замечательным человеком. Из всех архитекторов последних десятилетий никто не обладал большим влиянием, чем она. Я впервые с ней пересекся в Кардиффе, когда власти отвергли ее проект [оперного театра] самым отвратительным образом. На протяжении всего своего пути она должна была бороться. Это невероятная потеря. 

Джейн Дункан, президент Королевского института британских архитекторов (RIBA)

Дама Заха Хадид была женщиной, которая вдохновляла, и архитектором, о котором можно только мечтать. Мечтателем и экспериментатором. Ее наследие, несмотря на молодой возраст, — огромно. 

Аманда Левит, британский архитектор 

Ее влияние по всему миру очень сильно, ее творчество будет воздействовать [на нас] еще много лет, потому что она изменила культуру архитектуры, то, как мы воспринимаем здания. Когда мой сын был еще очень молод, она показала ему, как пишется его имя по-арабски. Тогда я и поняла происхождение ее выдающегося архитектурного языка. 

Она была необыкновенным примером для женщин. Бесстрашная, первопроходец — ее работы были смелыми и радикальными. Хотя ей казалось порой, что ее не понимают, ее очень чтили, и это правильно. 

Библиотека и центр знаний Венского экономического университета

Фото: Kim Kaminski / Alamy / Vida Press

Майкл Киммелмэн, архитектурный критик The New York Times

Она освободила архитектурную геометрию, придала ей экспрессивную индивидуальность. В ее руках геометрия стала не только средством для создания невиданных, ошеломляющих пространств, но и способом вызвать разнообразные эмоции.

<…>

Хадид придумала ломаную композицию из балок и осколков, как будто левитирующих в пространстве вопреки законам тяготения. Это воплощение популярного в 1980-х годах течения деконструктивизма. В те годы Хадид создала множество совершенных футуристических рисунков и картин. С помощью этих работ она испытывала пространственные эксперименты — отлить такие формы в бетоне до изобретения компьютерных алгоритмов было невозможно. Вскоре за Хадид закрепилась репутация ведущего специалиста в теоретическом дизайне — за прорывные формы, использованные в ее нереализованных проектах, как здание оперы в Кардифе.

Кристофер Хоторн, архитектурный критик The Los Angeles Times

Без сомнения, она была противоречивой, вызывающей полемику колоссальной личностью, лидером подхода в архитектурной практике, который много критиковали в последние годы. Опирался он на простую философию: смысл и мощь архитектуры заключается в ее формах —чем необычнее, тем лучше, а не в ее социальной или гуманитарной роли. Работа архитектора, считала она, не в том, чтобы спасти мир.

И даже не в том, чтобы пытаться. 

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.