Да, это правда. Компьютеры предсказывают победителей «Оскара» точнее, чем люди. Бездушные машины угадывают тех, кто возьмет статуэтки в самых почетных номинациях, тогда как критики The New York Times и профильных сайтов вроде Entertainment Weekly ошибаются. «Медуза» рассказывает как и что напредсказывали компьютеры в 2016 году.
Компания Farsite, которая занимается аналитикой пользовательского поведения, два года подряд верно предсказывала шесть из шести победителей самых престижных номинаций «Оскара»: «Лучший фильм», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучший актер второго плана», «Лучшая актриса второго плана», «Лучший режиссер».
В 2015-м модель Farsite на 90 с лишним процентов была уверена, что главным фильмом станет «Бердмэн». Так оно и произошло. В то же время Entertainment Weekly предсказало победителя в основной номинации неправильно: критик Николь Сперлинг сочла, что победителем выберут «Отрочество». Издание Indiewire совершило ту же ошибку. Надо отдать должное критикам NYT и LA Times — они угадали, кто выиграет главную статуэтку.
Ресурс FiveThirtyEight, специализирующийся на дата-журналистике, вырос из блога, где аналитик Нэйт Сильвер собирал данные об опросах к президентским выборам 2008 года в США. В 2015 году созданная FiveThirtyEight модель верно предсказала победителей в шести главных номинациях. Алгоритмы Бена Заузмера из Гарварда и проекта PredictWise, который возглавляет экономист из Microsoft Дэвид Ротшильд, делали прогнозы в 10 номинациях и ошиблись только в одном случае — с анимационным фильмом. Они ожидали, что лучшим мультфильмом станет «Как приручить дракона 2», а выиграл «Город героев» (его правильно угадало только издание Entertainment Weekly).
В общем, в 2015 году с компьютерами смогла тягаться только газета The Los Angeles Times, которая сделала одну ошибку из 10. NYT и EW сделали по две, а Indiewire — целых три. Полностью сравнить компьютерные и «живые» оценки можно здесь.
Почему роботы оказались умнее критиков? Последние основываются на своих собственных ощущениях; компьютеры опираются только на данные. Разные модели используют разные подходы, но в целом набор необходимых вводных примерно одинаков: история побед и номинаций на «Оскар», ставки букмекеров, рейтинги на рекомендательных сайтах вроде Rotten Tomatoes и IMDB, история побед на других премиях (Гильдии киноактеров, Гильдии продюсеров, Британской киноакадемии и так далее). Для каждого алгоритма его создатели придумывают, как именно он оценивает вес того или иного события.
Что предсказывают роботы в 2016 году?
В 2016 году FiveThirtyEight устроил что-то вроде турнира разных моделей для предсказания победителей «Оскара». Один из участников конкурса Бурак Текин разработал алгоритм, который отслеживает упоминание названий фильмов в Google News и на основании их количества пытается предугадать победителей. Пол Сингман пытается выбрать победителя, анализируя упоминание фильмов в твиттере. В турнире также участвует алгоритм, который предсказывает будущих обладателей «Оскара», анализируя тексты рецензий и сопоставляя их с рецензиями на победителей прошлых лет. Еще одна модель делает предсказание на основе сборов и рейтинга на Rotten Tomatoes.
Судя по твиттеру, Google News и анализу рецензий, победить должен «Выживший». Алгоритм, который ориентируется на рейтинг и сборы, почему-то отдает победу «Бруклину» (с вероятностью 30 процентов). Алгоритм самого FiveThirtyEight (он преимущественно опирается на результат других премий) утверждает, что победит «Выживший», хотя до вручения премии Гильдии режиссеров 6 февраля он считал, что победа будет либо за «Игрой на понижение», либо за «В центре внимания».
Все три команды профессионалов — FiveThirtyEight, Farsite и PredictWise — сделали одинаковые прогнозы в шести главных номинациях: «Лучший фильм» — «Выживший», «Лучший актер» — Леонардо Ди Каприо, «Лучшая актриса» — Бри Ларсон, сыгравшая в «Комнате», «Лучший актер второго плана» — Сильвестр Сталлоне за роль отставного боксера в «Криде», «Лучшая актриса второго плана» — Алисия Викандер («Девушка из Дании»), «Лучший режиссер» — Алехандро Гонсалес Иньярриту.
У любителей прогнозы немного отличаются. Газеты Los Angeles Times и New York Times, равно как и Entertainment Weekly, пока не представили своих прогнозов.
Попробовать самому угадать, кто победит на «Оскаре» можно на «Кинопоиске» или на NYT.