bit.ly/meduzamirror. Запомните эту строчку. Так вы сможете читать «Медузу» из России без VPN
Я хочу поддержать «Медузу»
истории

Батальонъ, битва за Севастополь, советские солдаты в Польше Патриотическое кино: фильмы о войне

Источник: Meduza

«Медуза» продолжает серию материалов о русском патриотическом кино. В третьем выпуске кинокритик Сергей Синяков рассказывает про три картины о войне: «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого и «Единичка» Кирилла Белевича.


Фильмы на военную тематику — главный козырь патриотической пропаганды; в них есть место и настоящему подвигу, и бесстрашному герою, и великой стране. Однако большие военно-патриотические блокбастеры стоят немалых денег и в экономически трудные времена рискуют стать уходящей натурой. Есть вероятность, что их сменит менее добротная продукция.

«Батальонъ», режиссер Дмитрий Месхиев, 2014, 12+

Батальонъ — Трейлер

Melomankaz

Россия, 1917 год, в обеих столицах смута, в головах разруха, на фронте бардак. Спустя несколько месяцев Керенский сбежит из Зимнего. Но пока под его патронажем на добровольной основе набираются «батальоны смерти»: женщин из разных сословий коротко стригут, одевают в шинели и после ускоренного курса подготовки отправляют на фронт.

Акция нужна не столько стратегически, сколько для пиара. Увидев женщин на фронте, солдаты, «увлеченные идеей свободы, залитой немецким спиртом», должны перестать брататься с противником, протрезветь и проникнуться патриотизмом. На экране нравственное преображение произойдет: в финальном бою, где врагу будут противостоять только женщины, несознательная мужская часть в едином порыве бросится на подмогу. В реальности идея так и не встретила понимания ни у низов, ни у верхов. После двух-трех боев (действительно кровопролитных) командование одумалось и свернуло проект.

«Батальонъ», полный духовных скреп (начиная с державного «ерь» в названии, символизирующего знак имперского качества продукта, будь то водка или кино) и перевязанный георгиевской ленточкой, нужного патриотического эффекта все-таки не достигает. Мужской коллектив авторов (на счету которых военные фильмы «Свои», «Брестская крепость», «Сталинград») выводит героинь диковинными и бессмысленными зверушками — характеры их набросаны неряшливо, вместо мотивации одни штампы. И если в ином военном блокбастере заложен робкий посыл, что война — это ад, цель ее не всегда очевидна, а в попытках договориться мирно есть что-то рациональное, то «Батальонъ» — в равной степени кровожадный и слезоточивый — точно не по этой части.

Православие****

Самодержавие**

Народность*****

«Битва за Севастополь», режиссер Сергей Мокрицкий, 2015, 12+

Битва за Севастополь | Официальный трейлер | HD

20th Century Fox Russia

В первые дни войны студентка-отличница Люда Павличенко записывается в добровольцы и отказывается выйти замуж за приятного еврейского юношу. Тот считает, что война — не женское дело, но Люда парирует: «Я закончила курсы мастеров точного выстрела и я нужнее там. А ты, Боря, иди — слушай оперу». В 1942 году Павличенко комиссуют по ранению (к этому моменту она успевает стать самой результативной женщиной-снайпером в истории) и после лечения отправляют с делегацией в США. На агитационном митинге в Чикаго она обращается к прессе: «Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Летом 1944-го союзники открывают второй фронт.

Кто из героинь «Батальона» заслуживает отдельного байопика, так это командир Мария Бочкарева (в 1920 году ее, обсуждавшую после революции с европейскими лидерами поддержку белого движения, расстреляют большевики). Но такое кино едва ли снимут; мужеподобная воительница (в фильме сыграна Марией Ароновой) была очень уж нехороша собой. С красавицей Павличенко такой проблемы нет — поэтому картина не только о войне, но и о любви. У Людмилы, пришедшей на фронт невинной девушкой (тут авторы ради драматургии корректируют биографию героини: к началу войны у нее был 9-летний сын от неудачного брака), случаются два романа. Любовь сильна, зла, кровава и не лишена патологии. Распространенный в мелодрамах прием, когда нарезка мини-эпизодов иллюстрирует развитие чувства, остроумно переосмыслен и в «Битве за Севастополь». Двое влюбленных снайперов, приникая то друг к другу, то к оптическим прицелам, под закадровую романтическую музыку изобретательно уничтожают фашистов. Страсть девушки избыточна: заигравшись, она не убивает очередного немца сразу, но, смакуя удовольствие, простреливает ему сначала одну ногу, потом другую. Ее партнер более разумен и сдержан (Евгений Цыганов в фирменном формате): попаданием в голову он избавляет бедолагу от мучений. Однако растапливают ожесточившееся сердце Люды не мужчины (обе связи закончатся трагически), а Элеонора Рузвельт, с которой героиня подружится.

С момента премьеры «Битвы за Севастополь» прошло всего несколько месяцев, но уже сейчас появление такого фильма невозможно. Этот большой российско-украинский проект — патриотичный, размашисто снятый, но, что важно, человечный и даже антивоенный — с успехом шел в кинотеатрах и Москвы, и Киева. У соседей — под названием «Несокрушимая». Более верным, поскольку продолжительной битвы за Севастополь, как известно, не было.

Православие*

Самодержавие**

Народность******

«Единичка», режиссер Кирилл Белевич, 2015, 12+

«Единичка» (2015) || Трейлер

Август 1944, Восточная Польша. Небольшой отряд советских солдат удерживает мост, который необходим для переправы крупных частей; те на подходе. Задание осложняется тем, что  в монастыре неподалеку расположен приют для глухонемых детей.

Создатели картины придерживаются логичной точки зрения, что начинать историю следует эффектно. Фильм открывается сценой расстрела, после которого двое украинских полицаев обирают трупы и пытаются изнасиловать тяжело раненную, но еще живую девушку-монахиню. Столь яркая иллюстрация современных политических трендов вводит в соблазн немедленно с просмотром «Единички» покончить, но в дальнейшем «бандеровская» тема вымывается без следа: авторам вообще свойственно резать или оставлять без развития перспективные сюжетные линии. К тому же сам слоган-спойлер «Они не вернулись, но победили!» дает понять, что развиваться многим линиям (в том числе любовным) особо некуда. По части межнациональных нюансов сценаристов занимают не немцы, с которыми все понятно, а поляки. Большую часть фильма польские партизаны отсиживаются в кустах, решая, взорвать ли мост, помочь ли русским или оставить их фашистам. Но в итоге делают исторически правильный выбор.

В полнометражном дебюте сериального режиссера Константина Белевича (марафонца, который неуверенно чувствует себя в спринте) все шатко и хлипко: от совсем неказистого (для столь важной стратегической миссии) мостика до сюжетной мотивации. Если прибегать к телевизионным аналогиям, это не обстоятельно слепленная нажористая порция пропаганды уровня «Вестей недели» (условно говоря, «Батальонъ»), а бедная пайка аналитики на скромном региональном канале. В условиях экономического кризиса за такого рода продукцией, плоховато сделанной, недорогой и агрессивной, можно предположить и будущее патриотического кино.

Православие**

Самодержавие*

Народность***

Сергей Синяков

Москва

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.