подкасты

Дедлайн № 1. Идеальная карьера российского журналиста — от репортажей про велодорожки до «данного сообщения». Премьера нового подкаста «Медузы» о медиа

Журналистов в России цензурируют и объявляют «иностранными агентами»; сажают в тюрьму, бьют и даже убивают. Больших денег в этой профессии не заработаешь. Даже самые громкие, сложные и опасные публикации, кажется, довольно редко приводят к изменению ситуации в обществе. И все-таки люди продолжают заниматься журналистикой и даже запускают новые медиа; причем многие делают это из-за границы, куда они вынуждены уезжать из-за государственного давления и рисков, связанных с безопасностью.

Героини первого выпуска подкаста «Дедлайн»: Олеся Шмагун и Софья Гройсман — они персонально объявлены в России «иностранными агентами»; и Мария Борзунова — работает на телеканале «Дождь», в СМИ — «иноагенте».

Однако начинались их карьеры совершенно по-другому.

В начале 2010-х Шмагун была репортером важного московского медиа The Village, пишущего об урбанистике, еде и дизайне. Но потом повестку издания перехватила команда Собянина, которая занялась модернизацией Москвы. Шмагун же переместилась в международное антикоррупционное журналистское объединение OCCRP — делать расследования. 

Софья Гройсман пришла на «Дождь» в 2015 году во время «Большой перемены» — так назывался конкурс телеканала для молодых журналистов. Она с детства хотела быть журналистом, и «Дождь» стал для нее вторым журфаком. А потом Гройсман продолжила свой путь в «Проекте», который возглавил бывший главред «Дождя» Роман Баданин. Расследования «Проекта» были настолько неприятны российским властям, что он оказался единственным российским медиа, объявленным в 2021 году — во время кампании против независимой журналистики — «нежелательной организацией» (Баданин, разумеется, объявлен «иностранным агентом» в личном качестве). Сейчас Софья Гройсман делает подкаст «Привет, ты иноагент» вместе с журналисткой Ольгой Чураковой.

В 2014 году Мария Борзунова принимала звонки на ресепшене «Дождя»: помогала объяснять растерянным зрителям, как смотреть канал после отключения от кабельных сетей (последствие публикации «Дождем» опроса о блокаде Ленинграда). А потом превратилась в одного из самых энергичных и закаленных корреспондентов телеканала. В 2020-м она сняла фильм о политических беженцах из Беларуси «Страна в изгнании», этот фильм вошел в конкурсную программу «Артдокфеста». 

Мы поговорили с этими тремя журналистками о том, как они пришли в профессию и почему до сих пор в ней остаются.

Это первый выпуск шоу «Дедлайн» — нового подкаста «Медузы» о медиа и журналистике. «Дедлайн» — о том, как медиа в России выживают и умирают, меняются сами и меняют мир, как «Профессия репортер» превратилась в «Запрещенную профессию», читатели — в подписчиков, а эта заметка — в «данное сообщение…».

Мы говорим о профессии с корреспондентами, редакторами и медиаменеджерами — и пытаемся понять, как (а главное, зачем) в России люди продолжают заниматься журналистикой. И в чем уникальность российской медиаиндустрии — помимо способности выживать в экстремальной среде.

Шоу будет выходить раз в две недели. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые эпизоды.

Автор и ведущий — Артем Ефимов

Продюсер — Анна Филиппова

Музыка — Виктор Давыдов

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.